9 января
Загрузить еще

Первый продюсер «Океана Эльзы» Валерий МАЧАЛИН: «В Славу Вакарчука была влюблена немецкая графиня»

Первый продюсер «Океана Эльзы» Валерий МАЧАЛИН: «В Славу Вакарчука была влюблена немецкая графиня»
Фото: Первый состав «Океанов» со своим продюсером. Сидят (слева направо): Святослав Вакарчук, Валерий Мачалин, Юрий Хусточка, Павел Гудимов. Стоит Денис Глинин.

«Мы помним, как все начиналось» - слова этой песни наиболее точно подходят человеку, с которым пообщались журналисты «КП». Валерий Мачалин по-прежнему живет и работает во Львове. Более десяти лет тому назад именно он помогал молодой львовской команде «Океан Эльзы» организовывать концерты, возил за границу с выступлениями. Сейчас бы это все назвали словом «продюсер», а тогда, в середине 90-х, такого термина в помине не было. Так что Валерий Мачалин говорит, что был менеджером команды. И несмотря на то что сейчас этот человек далек от музыкальной тусовки (Мачалин работает менеджером по рекламе), вспоминает былые времена с трепетом. И радуется любым успехам «своих» ребят.

Папа Славику не помогал

- Валерий, как вы познакомились с Вакарчуком и Ко?

- Львов - очень маленький и уютный городок. Здесь почти все друг друга знают. Особенно это ощущалось тогда, в 1996 году, когда на украинскую сцену вмиг ворвались такие группы, как «Фантом», «Ван Гог», певица Оля Юнакова и пресловутая «Территория А». После того как украинские молодые исполнители начали собирать стадионы поклонников, стало ясно, что у нас зарождается шоу-бизнес. Это было очень интересно! Именно тогда мы и познакомились с ребятами из «Океана Эльзы».

- И в чем заключалась ваша работа с группой?

- Я помогал организовывать концерты, выбивал места во Дворце культуры, чтобы музыкантам было где репетировать. Кроме того, иногда следил за аппаратурой в ходе выступлений. На этом моя миссия заканчивалась. Ничего такого сверхъестественного я не делал. 

- И как на фоне остальных выглядела «ОЭ»?

- Они всегда выделялись. Даже во львовской тусовке, в которой на тот момент было очень много талантливых ребят, «Океан Эльзы» всегда шел впереди. Во многом благодаря Славе Вакарчуку - его харизма очень помогала группе продвигаться…

- А еще, наверное, помогал папа Славика - ныне министр образования Иван Вакарчук. Ведь на то время он был ректором одного их самых крупных университетов во Львове…

- Нельзя сказать, что папа был в восторге от творческих порывов Славика. У лидера «ОЭ» - типичная галицкая интеллигентная семья. И Иван Александрович явно готовил своему сыну другое будущее – он видел его в науке. Кроме того, молодому Вакарчуку очень легко давалась учеба. Но он выбрал свой путь и даже, насколько я помню, не защитил уже готовую диссертацию. Вместо этого поехал покорять с музыкантами Киев. 

- А как мама относилась к увлечению сына?

- Во всем поддерживала его. Она говорила, что сын должен идти своим путем. И была права.

- Хотите сказать, что Вакарчук-старший не давал денег на развитие группы?

- Скажу так: некоторые люди из Киева мне рассказывали, что в «Океан Эльзы» вложены безумные деньги. Кто вкладывал? Не знаю. А что касается отца Святослава, то в группу он вкладывал не деньги, а несколько другое. Возможно, удачные связи, определенное лобби. Убежден, «живых денег» никто на руки музыкантам не давал. Если бы было по-другому, то по приезде в Киев парни не жили бы в такой нищете: все вместе в одной съемной квартире. Хотя собственных денег ребята имели вдоволь. 

Вакарчук по-прежнему лидер группы. А недавно он выпустил сольный альбом.

За концерт зарабатывали 200 марок

- Откуда у никому не известных музыкантов деньги?

- «Океаны» - в основном дети состоятельных родителей. Единственный, кто имел не очень обеспеченную семью, - гитарист Павел Гудимов, он своим родным еще с юных лет очень помогал. Кстати, в 1996 году организовал во Львове концерт. Тогда участие в нем принимала немецкая группа Blue Ice. Гудимов сам бегал по типографиям, печатал афиши. Даже собственноручно их расклеивал! Святослав в этот процесс не совался – мол, не царское это дело… А немецким музыкантам понравилась организация концерта в Украине. Поэтому позже в знак благодарности они пригласили украинских рокеров к себе. В тот же год мы с «Океаном Эльзы» поехали в первое в жизни группы заграничное турне. Принимали участие в нескольких немецких музыкальных фестивалях. И это колоссальный опыт для парней. Первые гонорары были мизерными - 200-300 марок за выступление. Но для молодой группы из Украины даже участие в таком турне - счастье. 

- А как по уровню выступления? Не спасовали парни перед заграничными меломанами?

- Что ты, уровень украинцев был намного выше той же группы Blue Ice - там играла няня из дома престарелых и экскаваторщик. А наши парни все-таки и образование имели, и желание работать.

- Знаю, что тогда с ними ездила и Юля Мищенко, ныне Талита Кум. В чем ее миссия была?

- Поехала с нами в роли переводчицы - она несколько лет училась в Германии. Кроме того, тогда они с Юрой Хусточкой (сегодня экс-бас-гитарист «ОЭ». - Авт.) были в паре. Любопытно было наблюдать за развитием этих довольно бурных отношений. Однажды в Германии Юра даже отказался выходить на сцену. Кто-то из ребят оскорбил Юлю Мищенко, и та рассказала все музыканту. Так Хусточка сказал, что, пока обидчик не извинится перед его пассией, на сцену он не выйдет. Пришлось извиняться. Юля Мищенко всегда была очень специфической - она считала себя роковой женщиной. Хотя вначале действительно помогла музыкантам. 

- И как реагировали зрители «за бугром» на выступление украинцев?

- Концерты проходили каждый день в соседних городах. Однажды в городе Фрайбурге мы со Славой Вакарчуком пошли гулять по городу. Зашли в музыкальный магазин - и тут Славу словно подменили. Я смотрю на него и не могу понять, в чем дело - он белеет, потом краснеет и говорит: «Это же моя музыка! Я ее написал». И действительно: идет проигрыш и начинает петь Вакарчук. Оказывается, накануне во время выступления в соседнем городе кто-то записал «ОЭ», «почистил», сделал хорошую аранжировку - и готов новый хит! Это был настоящий шок для Вакарчука, он не верил, что такое возможно. Лидер «ОЭ» сам себя не узнал!

КСТАТИ

Вакарчук мог навсегда остаться в Германии

- А остаться за границей не хотели? Тогда все только и мечтали о том, чтобы сбежать из Украины…

- У Славика была возможность остаться в Германии. У него там была любовь. Вернее, если быть точным, тамошняя девушка влюбилась в украинского исполнителя. Я не припомню, как ее звали, но фамилия у нее была украинская - Галицынко, по-моему. Оказалось, она из настоящего графского рода! Хотела, чтобы Святослав остался с ней. 

- И почему же не остался?

- Ради карьеры. Однажды после очередного выступления Вакарчук вдруг говорит: «Пакуйте вещи, возвращаемся в Украину». Именно в том году «ОЭ» пригласили выступать в Каховку – на «Таврийские Игры». Могу предположить, что именно тогда и состоялись договоренности о последующей судьбе коллектива.