Если бы Таривердиев написал музыку только к двум фильмам - "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы, или С легким паром!", этого было бы уже достаточно. Но он написал музыку еще к 130 фильмам. Таривердиев - автор сотни романсов, пяти опер, четырех балетов, органной музыки, вокальных циклов, инструментальных концертов.
Он родился в 1931 году в обеспеченной и уважаемой в Тифлисе армянской семье. Пятилетний Мика (в детстве его еще называли Гариком) был шустрым ребенком. Влюбившись в воспитательницу в детском саду, от отчаяния (педагог выходила замуж) совершил "подвиг": бросился в бурный поток Куры, который унес его вниз по течению. Его случайно спас рыбак: "Гарик, если так будет продолжаться дальше, считай, что твоя песенка спета". "Песен у меня будет много", - ответил мальчик. И ведь как в воду глядел. Именно в этом возрасте, пяти-шести лет, он начал сочинять музыку. Родители, чтобы отвлечь ребенка от улицы, подарили ему на день рождения пианино. По настоянию матери поступил он не в Тбилисскую, а в Ереванскую консерваторию: мать хотела, чтобы сын выучил родной армянский язык. Ну а вуз он оканчивал уже в Москве - Музыкальный институт им. Гнесиных, где учился у своего земляка (тоже родился в Тифлисской губернии) великого композитора Арама Хачатуряна.
Когда режиссер Татьяна Лиознова предложила Таривердиеву написать музыку для "Семнадцати мгновений весны" по роману Юлиана Семенова, он сперва отказался. В это время он работал над картиной "Ошибка резидента", участвовать в создании очередного шпионского фильма не хотел. Но потом прочитал сценарий и понял, что "Мгновения..." - не просто детектив. Позже он рассказывал, как писал музыку к этому фильму: "Я стал думать, что должен испытывать человек, которого забросили в Германию во время этой страшной войны". Так появилась тема "Где-то далеко…" ("Песня о далекой родине"). Она же звучит в знаменитой немой сцене, где Штирлиц встречается с женой в кафе. По просьбе Татьяны Лиозновой композитор проигрывал эту музыку во время съемок, чтобы актеры смогли точнее прочувствовать и выразить одиночество героя, его тоску по родине и своей семье. Но для 12 серий одной темы было недостаточно. В итоге Таривердиев написал несколько основных мелодий и их вариации. "Он приезжал на студию рано утром, а уезжал за полночь", - вспоминала Татьяна Лиознова.
А потом разразился скандал. Таривердиева обвинили в плагиате - будто тему прелюдии к "Мгновениям…" он позаимствовал у французского композитора Френсиса Лея. Как будто бы запустил утку шутник и острослов Никита Богословский - он был признанным композитором, но ревниво относился к успехам коллег. Доказать, что "анонимка" вылетела из-под его пера, было невозможно. Зато Френсис Лей до конца жизни удивлялся, почему его все время спрашивают про какие-то "Мгновения…".
В команду фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" Таривердиев попал после курьезной встречи с Эльдаром Рязановым на "Мосфильме". Режиссер сидел на приступочке по дороге в столовую и весело напевал: "На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется". Завидев Таривердиева, Рязанов ему и сказал: "Попалась хорошая песенка, народная, автора у нее нет. Она войдет в мой новый фильм". Таривердиев чуть не подпрыгнул: у этой песни есть автор! Это его песня, которую он написал еще в студенческие годы, когда учился в Гнесинке, для спектакля Ролана Быкова.
Вот так началась работа над фильмом, без которого не проходит ни одна новогодняя ночь на телевидении последние лет 40 с лишним. Не мюзикл, не музыкальная комедия, а вместилось в "Иронию..." восемь песен, для которых брались известные стихи крупных поэтов. Сразу после телепремьеры (31 декабря 1975 года) Таривердиеву стали звонить знакомые - восхищались и фильмом, и музыкой. Композитор сперва считал их слова дежурным комплиментом. Но на следующий день во время прогулки по городу он встретил компанию молодых людей, которые были немного навеселе и пели: "Мне нравится, что вы больны не мной", возможно, впервые узнав, что есть такая поэтесса Марина Цветаева.
Таривердиев был изысканно красивый, элегантный мужчина. Женщинам он нравился. Как иллюстрацию его безупречного мужского поведения приводят историю, которая случилась, когда композитор был отчаянно влюблен в актрису Людмилу Максакову. На 9 Мая 1967 года они вместе ехали на "Волге" Таривердиева по Ленинградскому проспекту. И вдруг прямо на капот их машины из-за кустов выскочил какой-то пьяный бедолага и погиб на месте. Кто был за рулем в тот момент, до конца не ясно. Но в ГАИ Таривердиев заявил, что за рулем был он. Его осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже два года, после суда его освободили. В тот же день прекратился его роман с Максаковой. На основе этой истории был снят фильм "Вокзал для двоих".
А еще он был заядлым фотографом. Не было поездки, в которую бы он не взял с собой фотоаппарат. Он говорил: "Вы можете считать меня плохим композитором. Но не говорите мне, что я плохой фотограф". Фотографировал он с детства. Говорил, что снимает "от комплексов". Всегда хотел рисовать, но не умел. А цвет, композицию чувствовал. Сам печатал, в том числе цветные снимки. "Ловил ощущения" - и в фотографиях, и в музыке.
Последней, третьей женой Таривердиева стала музыковед Вера Колосова, которая была моложе на 26 лет. Несмотря на то, что Микаэл Леонович был еще не старым мужчиной, он перенес инфаркт и операцию на сердце. Очень много курил, предпочитал прямые трубки. И скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в сочинском санатории "Актер". Утром вышел на балкон выкурить сигарету - и все, не дожив три недели до своего 65-летия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ