Сыграл отца Иосифа Бродского
- В конце января на экраны должен выйти фильм с вашим участием «Не думай про белых обезьян». Какую роль вы сыграли в нем?
- Это фильм нашего выдающегося юмориста и кинорежиссера Мамина, в котором мы с Басилашвили призваны были сыграть роли как бы авторов этого фильма. Я не понимал этой затеи. Видел картину и считаю ее большой неудачей.
На днях посмотрю другой фильм - «Полторы комнаты и окрестности» Андрея Хржановского. Он, будучи режиссером мультфильмов мирового класса, впервые снял художественный фильм. Замысел очень сильный - попробовать рассказать об Иосифе Бродском, человеке непостижимо гениальном, и его родителях, людях абсолютно земных, которые не понимали, как у них мог получиться такой сын. А он, любя их, не понимал, почему они такие чужие. Бродский там во всех возрастах. Эти полторы комнаты, в которых жила семья Бродских, были восстановлены прямо в том доме, в котором жил Иосиф - на углу Литейного и Пантелеймоновской в Ленинграде.
Родителей Бродского сыграли мы с Алисой Фрейндлих. Фильм давно сняли и озвучили, но три года картина лежала из-за того, что правопреемники творчества Бродского держали авторов фильма за горло. Вообще мир сошел с ума, и авторское право уже не помогает авторам, а уничтожает память о них. Но картину покажут, это будет один пробный сеанс. Я пойду обязательно.
«Концерты - это испытание»
- Сергей Юрьевич, чем вы сейчас занимаетесь?
- Я по-прежнему работаю в театре, играю на профессиональной сцене уже полный 51 год. А до этого еще пять лет - на студенческой университетской сцене. Это очень много. Я редко выступаю с концертами, они для меня испытание. Интересно сделать концерт уникальным, единственным, непохожим на другие. Никакой готовой программы, которая прокатывается, не существует. Занимаюсь литературной деятельностью. Перед Новым годом вышла уже 17-я моя книга, которая называется «Все включено». Следующая будет в феврале - «Театр Игоря Вацетиса» (псевдоним Сергея Юрского. - Прим. авт.). Сочетание режиссуры и исполнения ролей в собственных спектаклях - большое напряжение, поэтому и мало концертов. Последний спектакль, который был сделан в Театре Моссовета, называется «Предбанник» по пьесе Игоря Вацетиса.
- Ваш круг интересов ограничен литературой и театром?
- Я занимаюсь театром, кино, литературой. Но самое главное - жизнь, новая жизнь. Признание нового мне представляется очень важным. Смотрение назад и бесконечные разговоры о том, какое у нас было кино, отсутствие границ - это, может, и естественно, но бесплодно. Это как сажать в землю семена, которые уже перележали. Речь должна идти о новых семенах, как бы ни удивляли нас ростки, которые из них вырастут.
«Телевизор мы выключаем»
- Вы отмечаете старый Новый год?
- Мы отмечали старый Новый год, когда пропускали Рождество, будучи атеистической страной. Теперь, когда мы подчеркнуто православная страна - слишком, может быть, подчеркнуто, - празднуем этот странный праздник, когда, порадовавшись Рождению Спасителя, люди предаются язычеству. Тому, против чего христианство возражает: гаданиям, сказкам, небылицам, самым смелым сравнениям, грубым шуткам, переодеваниям мужиков в баб, питию... Но это язычество позволяет нам поговорить откровенно, сказать то, что думаешь, а не то, что положено.
Я приехал в Харьков с программой, которая называется «Домашние радости». То, что выявлено мною за 20 лет встреч старых Новых годов в узком кругу, я рискую вынести на сцену. Это были гадания, выраженные в песнях, которые отражали наши ожидания. Была издана одна из моих книжек, которая так и называлась: «Домашние радости». Главная традиция этого отмечания - исключение заемного веселья, поэтому телевизор мы выключаем.
- Что вы подарили внуку на Новый год?
- Я Георгию подарил детский компьютер, обучающий трем языкам: русскому, английскому, французскому. Всем рекомендую, у кого есть дети этого возраста. Внуку шесть лет, но вы знаете, он хорошо разбирается в компьютере. Посмотрим, не забудет ли он свой странный интерес к французскому языку. У него потрясающее французское произношение. Откуда - не знаю.
- Какую роль вам отводит в семье ваша супруга? Есть ли у вас семейные амплуа?
- Я занимаюсь художественной частью, Наталья Максимовна - организационной, сколько хватает сил.
«Для меня Украина - это самостоятельное явление»
- Какие у вас отношения с Украиной?
- Скажу словами Маяковского: «Землю, которая слаще, чем морс, бросишь и мчишь, колеся. Но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя». Я езжу по нашей бывшей громадной стране, по новым странам, и необыкновенно уважаю их новость. Но ощущение всегда одно: нас связывает такое количество событий, мы вместе преодолевали мерзлоту, дожидались весны, тепла. Так и в этом году будем дожидаться...
|
Мне в Харькове подарили пакет записей Чичибабина, харьковчанина и выдающегося русского поэта. Я знаю многих харьковчан, которые не оставляют этот город. Например, Володя Крайнев. Мы с ним связаны давними дружескими и профессиональными отношениями, хотя он живет уже два века в Германии. Давайте помнить, что растет из этой земли. Что вам рассказывать про Россию, до которой здесь пешком можно дойти? Да, она сама живет. Государственные отношения наши не просто плохи, а ужасны. Но в разговорах с харьковчанами я не увидел отражения этого. Потому что «мы вместе мерзли» и если будем замерзать от отсутствия газа, в конце концов, будем замерзать вместе.
- Как выдумаете, почему между нашими властителями такие плохие отношения?
- Ремонт давно дома делали? Это состояние, когда надо начинать ремонт: сегодня выносим лишнее, к вечеру уже отламываются руки. Часть вынесли, остальное накрыли чем-то, и дом превратился черт знает во что. В этом состоянии очень трудно жить. Вот этот самый перелом, по-моему, сейчас и происходит: новое еще не наступило, а старое уже поломали.
Для меня Украина - это самостоятельное явление. Я полагаю, что мучительное возрождение украинского языка - это благо. Помню, как Большой драмтеатр в 1961 году приветствовали в Киеве. На собрании вышли два старых украинских актера и произнесли речи на украинском. Тогда я впервые услышал этот язык, он мне необыкновенно понравился. Я видел, как эти люди сами слегка бледнели, потому что положено было говорить по-русски. И видел совсем белые лица начальников, которые сидели и думали: а не проявление ли это национализма?
- Вы видели памятник Остапу Бендеру в Харькове?
- Я вчера там был. К сожалению, много расплодилось этих скульптур - как в России, так и в Украине. Как говорится в пьесе «Предбанник», то, чего много - исчезает. Cуществует только то, чего мало. Из персонажей Ильфа и Петрова мне больше всего приглянулся Паниковский в Киеве, он стоит там очень на месте. Кроме того, он был первым.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Сергей Юрьевич ЮРСКИЙ родился в 1935 году, народный артист России. С 1957-го работал в Ленинградском Большом драматическом театре (БДТ), с 1979-го - в Московском театре им. Моссовета. В 1992-м Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского».
Женат на актрисе Наталье Теняковой (вместе снимались в фильме «Любовь и голуби»). Дочь - актриса Дарья Юрская. Воспитывает внука Георгия.
Лучшие фильмы с участием Юрского по версии «КП»