Ни для кого не секрет, что шоу-бизнес переживает не самые лучшие времена. Из-за локдауна артисты не могут давать сольники, даже с 50% заполняемостью залов, как это было несколько месяцев назад. Но насколько действительно все плохо в концертной индустрии? Об этом мы поговорили с продюсером и организатором концертов Сергеем Чудаевым.
- Из-за локдауна артистам приходится постоянно переносить сольники. Организаторы концертов и артисты несут какие-то убытки из-за отмены мероприятия? Если мероприятие убыточное, может, стоит его вообще отменить?
- С точки зрения собственника продукта, нельзя отменять мероприятия. Так работает индустрия шоу-бизнеса - если ты отменяешь событие, то вряд ли ты потом сможешь собрать зрителей на концерт этого исполнителя. Если люди покупают билет, значит, они ждут артиста. В такой ситуации нужно переносить мероприятие, а не отменять. Гастрольно-концертную деятельность нельзя измерять деньгами или только эмоциями. Стоит найти золотую середину.
Что касается экономической составляющей, то все несут убытки, в том числе и организатор. Индустрия шоу-бизнеса, и не только в Украине, находится в критическом положении, я бы даже сказал, на сегодня она банкрот. Что делать в таком случае - оставить все как есть, и оно само как-то восстановится, или бороться с этим? Наша компания Comedy Space выбирает все-таки бороться. Что мы для этого делаем? Пересмотрели все статьи расходов, из-за этого артисты сейчас получают гонорар ниже. Для того чтобы оставаться в поле деятельности, быть представителем рынка и индустрии, ты должен быть конкурентоспособным. Если сегодня перестаешь петь - перестаешь существовать. Как потом сможешь догнать то, что было наработано годами? Этого делать нельзя.
|
- Сколько примерно организаторы мероприятий потеряли из-за локдауна?
- Сугубо на переносах наша компания потеряла 1-2 миллиона гривен. Это деньги, которые мы недополучили, и они растворились где-то в билетах. Это говорит о том, что рано или поздно эти деньги придется отрабатывать концертами, когда их разрешат. Долговые обязательства перед зрителем не дают нам возможности перестать заниматься этой деятельностью. Выйти из ситуации крайне сложно.
- Получается замкнутый круг - ведь все сводится к одним убыткам.
- Все крайне просто - либо останавливаться, что уже сделали многие коллеги, либо искать варианты. Мы ведем переговоры с артистами. Спасибо им за то, что идут на уступки и выступают за меньший гонорар. Деньги за выступления, которые получают первые лица наших шоу, несоизмеримы с теми, которые получали год назад.
Сейчас концертная индустрия работает в "окнах" между локдаунами. В эти периоды есть положительная динамика, все-таки люди ходят на концерты. Сейчас, по сути, мы будем сидеть без работы полтора месяца. Никто не отменял текущие расходы, мы оплачиваем работу персонала. Локдаун отменяется, и мы снова собираемся и делаем концерты.
До пандемии мы делали одно-два мероприятия в месяц, а сейчас 15. Количество проводимых нами событий увеличилось. Но если раньше с одного мероприятия мы получали 20 процентов, то сейчас - всего 5. Если мы и дальше будем работать по такой схеме, то в течение года сможем уже не работать себе в убыток. Но, опять же, если нас снова не закроют на длительный период, скажем, три месяца. За счет уменьшения аппетитов можно восстановить индустрию. Но не все готовы пойти на это.
- Вы говорите, что у звезд снизились гонорары. Получается, сейчас все артисты готовы выступить за ту сумму, которую предложит организатор?
- Нет, далеко не все снижают гонорары. Нынешняя ситуация вынуждает нас всех считать. Артисты и их менеджеры соглашаются работать за объективные гонорары, соответствующие нынешнему дню. 50% наполненности зала, значит, 50% гонорара. Нет выдуманных цифр. Есть такие артисты, которые не готовы снизить гонорар, но их очень мало. Будет некорректно, если я назову их имена. Но те исполнители, которые не умеют быть гибкими, не будут нигде участвовать.
Если себестоимость концерта достаточно высока, то покрыть все расходы будет невозможно. Посмотрите, что было до Нового года? Все концертное поле было забито предложениями о выступлении стендаперов. И это происходило вполне предсказуемо. Стоимость концерта очень низкая - нужен микрофон и живой человек. Не задействованы костюмы, свет, много аппаратуры и так далее. Артист приехал на троллейбусе, выступил и получил гонорар. Стендап в предновогодний период был крайне распространен. 70% событий - стендап-вечера. Но это не то, что привык видеть наш зритель - он хочет концертов уровня Поляковой, Винника, Кароль. А stand up - это шоу для небольшого количества человек.
- Стендап-шоу и так проводят в небольших залах, еще и с заполняемостью 50%, это вообще, как мне кажется, не выгодно. В зале будут сидеть 50 человек, и организаторы потратятся больше, чем заработают на билетах.
- С точки зрения экономики, денег на этом заработать невозможно. Это убыточно.
- Но все равно стендап-шоу в Украине еще не настолько популярны, как в других странах, да и артисты подобных жанров не будут собирать больше зал, чем кафе или ресторан.
- Я не соглашусь. Все зависит от качества контента. За март мы провели порядка пяти стендап-шоу, и они стали успешными. Каждое шоу было уникальным - с новым контентом, с разными артистами. А когда концерт однотипный, индустрия не развивается. Но, как я говорил, заработать на этом сложно.
- Исходя из ваших наблюдений, как изменился юмор артистов? Какие шутки заходят, а какие нет? Наверное, без юмористических номеров на тему коронавируса не обходятся.
- На самом деле юмор хорош только тогда, когда он хорошо обдуман, написан и отрепетирован. Шутки про коронавирус будут присутствовать до тех пор, пока это будет актуально. Юмор видоизменяется каждый день. Это музыкант может написать одну песню и исполнять ее пять лет, а с юмором так не получится. Его нельзя показывать часто, и над ним нужно постоянно работать.
Фаза негатива в обществе достаточно большая. Если раньше, до карантина, можно было посмотреть музыкальный концерт - и человек расслабился, то сейчас людям нужна терапия в виде юмора, чтобы снять зажимы и продолжать жить дальше. Юмор - это наше все.
|
- Вы работаете с творческими людьми. Есть ли в вашем кругу те, кто решил сменить сферу деятельности из-за отсутствия работы?
- Если год или два назад можно было заниматься только концертной деятельностью, чтобы удовлетворять все свои потребности, то сейчас - нет. Каждый стендапер, артист совмещает свою основную работу с другими видами деятельности. Например, Анатолий Анатолич, ведущий на телеканале "Украина", помимо этого - автор и продюсер программы "Зе Интервьюер". Владимир Остапчук ведет телешоу, корпоративы, выступает в стендап-шоу. Ирина Сопонару актриса "Женского Квартала", Максим Коновал и Максим Вышинский - резиденты Comedy Space и продакшнов, которые пишут сценарии, вполне высокого уровня скетч-шоу и так далее. Но я не видел, чтобы кто-то стал водителем или еще кем-то. Люди творческих профессий стараются не изменять вектор движения. Нет выступлений - они, допустим, пишут сценарии. Но, как я знаю, многие думали о том, чтобы сменить сферу. Видимо, предполагая, что вряд ли смогут пережить второй локдаун.
- Но все-таки хоть какие-то плюсы во время коронавируса можете выделить? С точки зрения творчества или бизнеса?
- Да, есть и положительная сторона. Многие начали что-то снимать, писать, разрабатывать. Пробуют новое. Для меня как продюсера очень важно сохранять коллектив. Задача - придумать, чем заниматься персоналу, чтобы пережить локдаун.
- Скоро лето. Получится ли восстановить гастрольную деятельность в этот период? Ведь открытые площадки вроде как не запрещены.
- У нас готовятся программы для открытых площадок по всей стране, где можно будет работать на улице. И я надеюсь, что руководство нашей страны оставит какое-то окошко, чтобы мы смогли организовывать и проводить концерты. Если не продлят карантин, то с конца мая начнем, у нас уже готовятся события.
- Как думаете, смогут ли люди привыкнуть к онлайн-концертам, за просмотр которых нужно платить деньги? В качестве примера - Олег Винник, который дал концерт на "Олимпийском".
- Онлайн-концерты нигде не приживутся, пока это не будет стоять на потоке. Ценность состоит не в том, чтобы посмотреть телевизор, а в том, чтобы лично прийти на стадион и посмотреть, что там происходит, получить энергетику. По моему мнению, онлайн-концерт Олега Винника, скорее всего, был убыточным.
Для того чтобы комфортно посмотреть концерт, проходящий на стадионе, нужен хороший телевизор с качественным звуком - иметь возможность получить ощущения, как будто ты там действительно находишься. Поэтому это не так интересно, как живой концерт. Я лично за период пандемии не смотрел ни одного концертного цифрового продукта.
Онлайн-концерты пока не актуальны, да и не приносят прибыли. Все это пребывает в зачаточном состоянии. Когда артисты останутся только в Сети, тогда и будут иметь успех. Любой живой концерт - это терапия. Ты приходишь, слушаешь, смотришь, и тебя это расслабляет.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ