28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Валерий ЗОЛОТУХИН: «За ночь с «донецкой королевой» меня лишили партбилета»

Валерий ЗОЛОТУХИН: «За ночь с «донецкой королевой» меня лишили партбилета»
Фото: Валерий Золотухин: - Если у меня не будет ролей, я выйду в метро с гитарой.

Валерий Золотухин приехал в Донецк буквально на несколько часов. Даже не останавливаясь в гостинице, вместе с труппой отправился на репетицию в драмтеатр. А безупречно отыграв в поставленном им же булгаковском «Собачьем сердце», дал нам интервью и уже через несколько минут сел в автобус, чтобы по заснеженным дорогам отправиться в Луганск. 

Общаясь с корреспондентами «КП», актер успел ответить на несколько телефонных звонков от бывших жен, которые все как одна волновались, как Валерий Сергеевич доберется по непогоде в другой город. «Да, Ириш, привет», - сказал актер в трубку, ничуть не стесняясь журналистов, и тут же исправился: «А, Тамара, это ты. Все хорошо…» В том, что иногда путает свою нынешнюю жену Ирину Линдт с предыдущей - Тамарой Золотухиной, - актер не признался, а вот о том, что все четыре жены дружат между собой, рассказал с удовольствием. 

«В моем возрасте мало ролей»

- У меня очень большая семья. Вернее, их даже несколько. Почти от каждого брака у меня сыновья, поэтому я стараюсь поддерживать отношения со всеми. Да и все члены моих семей общаются между собой, дружат. У старшего сына тоже очень большая семья - пятеро детей. Я знаю, как тяжело Денису (старший сын Золотухина - священник. - Прим. авт.), стараюсь помогать ему еще и материально. Именно поэтому для меня очень важно играть. Во что бы то ни стало! Я не согласен с актерами, которые перебирают ролями. Все это отмазки, для меня непонятные. Есть ремесло, которое должно сначала кормить, а уж затем - приносить известность, вдохновение, желанные роли. И если у меня не будет ролей, я выйду в метро с гитарой. Буду петь, и люди будут мне платить за мое ремесло.

- Актерам вашего поколения все реже предлагают роли, которые не противоречат их принципам. Вы не ощутили на себе эту проблему?

- Да, в моем возрасте сейчас очень мало ролей. Особенно тех, которые предлагает кинематограф. Совсем недавно один режиссер предложил мне сыграть вора в законе. Я очень удивился, говорю ему: «Я же этот мир сроду не знал!» А он мне: «Так, кроме вас, никого не осталось - один спился, другой умер». В театре, конечно, шансов больше. В прошлом году я работал и в Калужском театре, и в Барнауле. Приглашают и дают возможность заработать. Но все равно очень многие роли требуют большой моральной и физической молодости. А с этим у меня уже все не так просто.

«Я больной человек…» 

- Вы можете представить себя пенсионером, который бы сидел в халате с трубкой у камина и наслаждался бездельем?

- Почему нет? Представить себя могу. Я каждое утро после молитвы, зарядки, умывания надеваю халат, пью кофе, сажусь за письменный стол и начинаю работать. Камина у меня, правда, нет. Если бы был - было бы вообще шикарно. 

- А так, чтобы совсем-совсем ничего не делать?

- Нет, я, к сожалению, человек больной. Не зря говорят, что трудоголизм - это болезнь. Я очень этим страдаю. Если не пишется, начинаю учить стихи, которые мне, может быть, никогда не пригодятся. Или песню Высоцкого, или еще что-нибудь себе придумаю. Пока ремесло кормит, за ним надо следить. И за собой тоже. У меня это уже, может быть, переросло в какую-то чрезмерную степень. У меня внуки, маленький 4-летний сын. Есть обязательства перед ними - хотя бы просто прийти в гости, посидеть. Все время гастроли… Со стороны может показаться: тебе что, денег не хватает? Представьте, не хватает. У меня много людей, за которых я в ответе и которым должен помогать. 

- Говорят, вы очень пунктуальный человек, всегда составляете планы…

- Это да… Недавно лежал в больнице с подозрением на туберкулез легких. У меня было сильное воспаление. Все было очень серьезно, месяц в палате. Но даже на этот период я составил себе план, что нужно дописать, выучить. А остановить меня, наверное, только смерть может.

«Бумбараш», 1971 г.

«Не люблю посредников» 

- Насколько сложно рождался спектакль «Собачье сердце»? Не стояла ли за спиной тень Владимира Бортко, который снял легендарный фильм?

- Представьте, когда я ставил этот спектакль, еще не видел одноименного фильма Бортко. Но дело даже не в этом. Соревноваться с театром не может ни одно кино - это совсем другие взаимоотношения со зрителем. Фильм я потом все-таки посмотрел. Он очень хороший, но не имеет ничего общего с моими представлениями о «Собачьем сердце». 

- А часто у вас бывают роли, которые тяжело даются? 

- Бывают, конечно! Одна из недавних - роль Гитлера в картине «Китайская шкатулка». Работа над ней была очень сложной еще и потому, что Гитлер вообще особая историческая фигура. Да и слава у него не очень хорошая. Мне даже говорили: «Да ты что - соглашаться на такую роль! Иди к священнику, получи его благословление на работу!» А я считаю, что это обычная роль. И Сталина я играл, и Берию, и вампира в «Ночном дозоре». Многие не понимают, как я, верующий человек, имея сына- священника, без его благословения согласился играть всякую нечисть. Я против таких суждений! Мне Бог дал дар. Вот у Бога и буду просить благословения. Я вообще посредников не люблю. Хотя страшно было немного. Очень боялся, как поведет себя моя психика в этой роли. Ведь на съемочной площадке включается совсем другое измерение, кураж.

- В вашей жизни много куража? 

- Конечно! Какой же профессор Преображенский без куража? Да без куража вообще нельзя выходить на сцену! Это особое рабочее состояние, живое, сегодняшнее. Потому что спектакль живет один вечер. Даже если поставить десять камер, десять самых лучших операторов и снимать - будет чепуха. Потому что это химический процесс: взаимодействие зрительного зала с тем, что происходит на сцене. Ни одна техника это не передаст. Как бы ни пророчили театру гибель - это все ерунда.

«Не трогать иностранок!»

- Ходят слухи, что вас многое связывает с Донецком. Это правда?

- Судите сами. Как-то в Донецке я читал стихотворение: «Когда б я был царем царей, владыкой суши и морей, любой владел бы девой. Я всем бы этим пренебрег, когда проспать бы ночку мог с английской королевой». И черт меня дернул в тот вечер заменить в последней строчке «английскую» королеву на «донецкую»…

- Королевы сразу же объявились?

- Ну а куда же без них? Но месяца через два меня вызывают в партком, и секретарь спрашивает: «Что ты там натворил в Донецке?» И достает «телегу». Оказывается, один товарищ из зрительного зала написал: «Цель приезда артиста Золотухина в Донецк - переспать с донецкой королевой». Конечно, потом этот конфликт рассосался. Но партбилета я все-таки лишился. До сих пор думаю над тем, какой странный человек тот жалобщик. Значит, с английской королевой он мне разрешает - мол, делай с ней что хочешь, а наших королев не трогать? Прямо как жены мои инструктируют: когда едешь куда-то за границу - своих-то ладно, а иностранок - боже упаси трогать! Знают, что есть у меня такой грешок…

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валерий ЗОЛОТУХИН родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток на Алтае. Закончил ГИТИС, с 1964 года - актер Театра на Таганке. С конца 60-х годов активно снимается в кино. На его счету более 50 фильмов. Автор нескольких книг воспоминаний, в том числе о своем друге Владимире Высоцком. Официально был женат три раза, сейчас живет в гражданском браке с 34-летней актрисой Ириной Линдт, с которой воспитывает 4-летнего сына Ивана. Старший сын - священник, средний - музыкант, покончил с собой в июле 2006 года.

5 лучших фильмов с участием Валерия Золотухина по версии «КП»

  • «Бумбараш»
  • «Хозяин тайги»
  • «Единственная»
  • «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
  • «Ночной дозор»