Загрузить еще

Глоба побоялся выступать в Диканьке из-за нехорошей ауры

Глоба побоялся выступать в Диканьке из-за нехорошей ауры
Фото: Мария Петрова уже 30 лет главная Солоха Диканьки.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь написал более 170 лет назад. Тем самым не только прославил деревню своего детства, но и дал ее жителям возможность зарабатывать. Под Рождество в райцентре Полтавской области - паломничество туристов, которых здесь принимают четко «по Гоголю». В кафе герои «Вечеров…» угощают самогоном, галушками да варениками. На ночлег в частные домики гостей зазывают веселые Солохи. А 7 января в клубе непременно показывают «Ночь перед Рождеством». Спектакль ни разу не отменили - плохая примета. А в приметы и нечистую силу здешний народ свято верит. Даже детишек пугают не бабаем, а бесом.

Местный голова по фамилии Ус - вылитый Чуб!

Здешнюю «нехорошую ауру» даже Павел Глоба ощутил! Однажды в Диканьке ждали в гости известного астролога - народу на его сеанс собралось очень много. Но не успел Глоба заехать в поселок, как почувствовал себя плохо и отказался работать.

- Непростая в наших местах аура, - говорит директор гимназии имени Гоголя Надежда Горячун. - Есть один дальний район, где люди теряются - не могут дорогу найти. Многие считают, это проделки нечистой силы.

Диканчане уверяют, что Гоголь ничего не выдумал - описал то, что на самом деле здесь происходило. Да и сейчас в каждом местном жителе пытаются отыскать черты гоголевских героев. Так, поселкового голову Александра Юрьевича сравнивают с Чубом - и усы у него такие, и комплекция, и фамилия под стать - Ус.

А вот Марию Петрову, которая уже 30 лет играет в клубном спектакле, называют главной Солохой поселка.

- Люблю свою героиню - она хитрая и умная, хоть и ведьма. У нас в селе и сейчас их хватает! - интригует Мария Викторовна.

Восьмирчиха ворожила по книжке Островского

Своих ведьм («каждая третья в поселке!») диканчане хорошо знают, но боятся их имена вслух произносить. Защищаются от ведьминских чар как могут: носят булавки, кладут в карманы чеснок - чтобы уберечься от приворота и сглаза. А еще не пускают ведьм на похороны - чтобы в гроб не сунула чьи-то вещи и смерть таким образом не навела.

Местные мастерицы ловко ткут ковры с портретом писателя.

Есть здесь и профессиональные гадалки. Невероятные истории рассказывают о бабке Восьмирчихе, которая недавно умерла. К ней в очередь записывались на несколько лет вперед! Гадала она на картах и… по книжке Островского «Как закалялась сталь»! Открывала наугад страничку и трактовала строчки на свой лад. Однажды пришли к ней люди, у которых сын тяжело заболел. Гадалка сказала родителям, что плохо дело, но гроба не увидела. Мальчик вскоре умер, а похоронили его, замотав в ткань, поскольку ребенок был… мусульманином. Восьмирчиха об этом не знала, так что все верно угадала.

Кризис подкосил кузнецов

О том, что Вакулу Гоголь списал с реального кузнеца, в поселке никто не сомневается. Подтверждений, что был такой человек, предоставить не могут, однако на тех, кто не верит, искренне обижаются.

- А кто ж, по-вашему, сундук помещику Кочубею, который тут жил двести лет назад, выковал? С цветами и большим замком? Он в нашем краеведческом музее хранится! - недоумевают жители Диканьки. - У Гоголя как раз такой сундук Вакула своей Оксане смастерил, а она от него отказалась.

Однако краем кузнецов, как раньше, Диканьку уже не назовешь. На весь район остались всего два мастера - братья Анатолий и Юрий Ткаченко, и оба нынче без дела сидят: из-за кризиса пришлось кузню закрыть. 

Может, если бы не перевелись тут кузнецы, и чертей было бы меньше. Женщины сетуют, что местные мужики - большие мастера напиваться до чертиков. И отговорка у всех железная: «Так ведь черт Луну украл!»