Джигарханян играл Бога и играл как бог

Джигарханян играл Бога и играл как бог

Михаил МЕТЦЕЛЬ/ТАСС

От французов до испанцев, от султанов до крестьян

Когда-то, много лет назад, Валентин Гафт придумал простенькое двустишие: "Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян". С тех пор как эпиграмма ушла в народ, Армен Борисович снялся еще в десятках картин. Их даже сосчитать трудно: в его фильмографии, по одним оценкам, 200, по другим - 280, а по третьим - больше 350 ролей. И ведь мы еще умалчиваем о театральных постановках, не запечатленных на пленку.

Изучая эти списки сейчас, в очередной раз поражаешься, насколько он все-таки был разносторонним артистом, с абсолютной легкостью и убедительностью перевоплощаясь в людей любых времен, национальностей и занятий - от киевского митрополита в "Ярославне, королеве Франции" до шофера, объекта любовного интереса Людмилы Гурченко в "Старых стенах", от тургеневского помещика Лежнева ("Рудин") до карикатурного англичанина судьи Криггса ("Здравствуйте, я ваша тетя!"). Одних только злодеев и преступников Джигарханян переиграл десятки, находя для каждого свои краски. Нет ничего общего между штабс-капитаном Овечкиным из "Новых приключений неуловимых..." и горбуном из "Место встречи изменить нельзя", негодяем, шантажирующим Кибрит в "Следствие ведут ЗнаТоКи", и глухим мошенником из "Профессия - следователь". Что касается этнической принадлежности героев, армян он играл в основном в начале карьеры. А потом режиссеры звали его на роли испанцев, итальянцев, французов, американцев, грузин, одесских евреев, бухарских эмиров, египетских султанов, русских крестьян… А в 2008-м авторы дурацкой комедии "Самый лучший фильм" пригласили его на роль Бога; что ж, справился и с ней.

"Покалякаем о делах наших скорбных": почти все реплики бандита Карпа из детектива "Место встречи изменить нельзя" разошлись на цитаты. Фото: Кадр из фильма

Скандалы уйдут, роли останутся 

Армен Борисович родился в Ереване, он происходил из старинного рода тифлисских армян, но воспитывался в русскоязычной среде и учился в русской школе (позже оба языка, армянский и русский, он называл родными). Мать вспоминала, что в детстве он вел себя как прирожденный артист,  все время пытался кого-то изображать,  поэтому его решение поступать в ГИТИС не вызвало удивления. Однако в ГИТИС его не приняли: одной из причин стал сильный акцент (от которого он впоследствии избавился). Зато в следующем году его приняли в Ереванский театрально-художественный институт. А еще через год он уже играл на сцене - причем не кого-нибудь, а Ленина в пьесе Михаила Шатрова.

Широкий зритель почти не помнит молодого Джигарханяна - его вообще сейчас трудно представить двадцатилетним. Картин производства студии "Арменфильм", где он начинал, практически никто у нас не знает. Сам он называл своим настоящим кинодебютом фильм "Здравствуй, это я!", вышедший в 1965-м, когда ему исполнилось 30. Вскоре после премьеры он переехал в Москву и начал играть у Анатолия Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола, а потом - у Андрея Гончарова в Театре имени Маяковского. Тут и наступил расцвет: Джигарханян был нарасхват у кинорежиссеров. Уже в 70-е он стал одним из самых популярных актеров в стране, и его слава не меркла на протяжении полувека. В отличие от многих коллег, он достаточно легко пережил даже тяжелые 90-е, активно снимаясь в фильмах, пусть и не самых блистательных. Какая разница: он никогда не играл плохо и одним своим присутствием эти фильмы украшал и облагораживал.

Джигарханян просто любил свою профессию. В кино он снимался не ради гонораров и славы, а в театре играл не ради букетов, которые выносили на сцену поклонники. В интервью он говорил: "Когда теноры правильно поют, у них влажнеют глаза. Доказано медиками. Паваротти - великий певец, у него появлялись слезы на глазах. Это некое физиологическое удовольствие. Смею сказать, я тоже испытываю такое удовольствие… Как говорят: "И им за это деньги платят?!". Вот эта искренняя радость от игры передавалась зрителю, за нее, в частности, Армена Борисовича и любили.

Актер - опасная и тяжелая, очень зависимая профессия. Артисты ничего не могут сделать без сценаристов и режиссеров и, если их не зовут сниматься или играть в спектаклях, начинают гибнуть. Количество актеров, не реализовавших полностью свой талант, огромно, а тех, кому повезло, - единицы. Армену Борисовичу повезло. В творческом отношении его долгая жизнь была очень счастливой. Скандалы, омрачившие его последние годы, бесконечные выпуски ток-шоу - все это испарится из памяти, улетит с надгробия, как перышки. А сотни ролей останутся, и миллионы людей еще долго будут ему за них благодарны.

"Поздравляю вас, господа, в городе красные!": штабс-капитан Овечкин из "Новых приключений неуловимых" стал одним из самых обаятельных мерзавцев в истории отечественного кино. Фото: Кадр из фильма
"Она любит выпить - этим надо воспользоваться": слова похотливого судьи Криггса из комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!" до сих пор многими воспринимаются как самые надежные рекомендации по охмурению женщин. Фото: Кадр из фильма
"Щас спою!" Армен Борисович не только много снимался, но и часто озвучивал мультики. Самый известный - "Жил-был пес", в котором актеру достался образ Волка. Фото: Кадр из мультфильма

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коллеги об Армене Джигарханяне: Ему удавалось то, что многим совершенно не под силу

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях