21 ноября
Загрузить еще

Правила жизни Романа Виктюка: Высчитывать годы, взрослеть и уходить от детства - это гибель

Правила жизни Романа Виктюка: Высчитывать годы, взрослеть и уходить от детства - это гибель
Фото: facebook.com/teatrviktuka

Роману Виктюку было 84… Хотя сам он никогда о возрасте не задумывался.

- Я вообще считаю, что режиссеру всегда девятнадцать! Если он об этом забудет или сознательно будет высчитывать годы, взрослеть и уходить от детства - это гибель. Режиссер всегда начинает все с начала, - признавался он в интервью "КП".

Все, кто его встречал, всегда говорили: бодр, подтянут, элегантен.

Родом со Львова, народный артист Украины и России жил и работал в Москве. Почему не в Украине? – не раз интересовались у него на родине.

- Потому что здесь мне не дали помещение под театр. Все обещают… А в Москве дали, - объяснял режиссер. – Мое место там, где доски, где сцена. Там, где я могу работать. 

"В Москву меня провожали, как в Сибирь"

В 2007-м Виктюк давал в Киеве авторский вечер "Роман со скандалом". Уйдя в народ, Роман Григорьевич вспоминал былое:

- В Москву меня провожали, как в Сибирь. Упаковали все: перину, подушку, ложки… А деньги всем домом зашили в сатиновые трусы. Да так, что достать было просто невозможно. Все так прятали, чтобы ни один москаль не мог найти, что дали ребенку из Западной Украины. Перед самым отъездом я получил телеграмму от своих подруг, которые уехали в Москву на два года раньше. "Не приезжай: таких, как ты, много", - говорилось там. Но я никому это послание не показал и поехал.

И вот стою я на вокзале без вещей, в одних тапочках, и не знаю, что делать (вещи украли, остались только деньги в трусах. – Авт.). Деньги достать не могу - это ж надо раздеваться… Попросил у прохожих монетку позвонить, дозвонился, узнал, когда приходить на вступительные экзамены. Сел в троллейбус и поехал… А вокруг - огни вечерней Москвы. Проезжаю мимо домов, которые неподалеку от Кремля стоят, и говорю себе: не смотри туда! Тебе там никогда не быть! А теперь я живу в одном из этих домов…

"Кто с кулаками бьется за мечту, то только кулаки стирают"

А жил Виктюк в квартире сына и внука Сталина в Москве на Тверской, с окнами на Кремль и Госдуму, и ничего особенного в этом не видел.

- Вот сейчас смотрю на эти стены, здесь жили его сын и внук. А после них живу я, это правда. Квартиру эту я получил благодаря Михаилу Александровичу Ульянову, - рассказывал режиссер "КП". - Когда он ходил к мэру (тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову. - Авт.) и приносил бумаги, восхваляющие меня, чтобы разрешить в нее въехать, получил ответ, что уже есть люди, которые будут в этой квартире жить. Михаил Александрович играл Сталина (в постановке Романа Виктюка "Уроки мастера". - Авт.) и практически с этими интонациями спросил: "Но фамилию я могу назвать?". Лужков в ответ: "Говорите!". Ульянов: "Виктюк!". Мэр без паузы: "Ему - можно!", - рассказывал режиссер в интервью "КП".

Для того чтобы твоя мечта осуществлялась, надо себя настроить, что она не исполнится и тебе все равно. Когда мне было 17 лет, и я из Львова прилетел в Москву поступать, ехал троллейбусом мимо Кремля. Был вечер, елки, фантастический вид, и я проезжал мимо дома № 4 на Тверской, где сейчас живу, посмотрел на Кремль и сказал: "В ту сторону не смотри! Ты там никогда не будешь!". А когда ставил спектакли во МХАТе, в проезде Художественного театра, то должен был проходить через двор этого дома. Даю слово, я специально не ходил через этот двор! Вошел в него, только когда у меня в руках был ордер. Подошел к дверям квартиры, потом опять спустился вниз, вышел на улицу, постоял и только после снова поднялся и открыл дверь. Я правду говорю! А те, кто с кулаками бьется за мечту, то только кулаки стирают, там уже не остается нервов, там одни ямы!

Чтобы мечта исполнилась, говорил великий режиссер, надо, чтобы тебе было все равно. Фото: facebook.com/teatrviktuka 

"Мой волк страдал и мучился"

Накануне своего 75-летия Роман Григорьевич рассказывал журналистам забавные истории из жизни:

- Я выбрал ГИТИС. Прихожу - а там Тамара Макарова! А я же ее видел в фильме "Молодая гвардия" - мама Олега Кошевого. И я без паузы, не здороваясь, ни фамилию не сказал, ничего, начинаю читать монолог Олега Кошевого. Я плачу, и плачет она. Она ко мне бросается: сынок, не плачь! Обнимает и говорит: приходи завтра писать сочинение. Ты будешь учиться у Герасимова. Я тебе обещаю. Тему того сочинения - буду умирать, не забуду: "Поэт в творчестве Маяковского". Сижу. Входит Макарова. Глаза сияют. Подошла ко мне. Выложила листочки, вырванные из книжки по русской литературе. И говорит: переписывай все, как там. Ничего не фантазируй. Я сказал: клянусь. И быстро написал. И быстро понес педагогу в комиссии. Он: "Ты проверил все ошибки?" А я, идиот, и говорю: "А там и не было ошибок". Он - мне: "Я понимаю тебя. Иди".

Все. Потом я читал басню. Это было второе чудо! Я мокрый - был страшный дождь - прибегаю, чуть не опоздал. Читал "Волк и ягненок". У меня был такой душевный волк, жалко ему было есть этого бедного ягненка. Мой волк страдал и мучился. Я так плакал, остановить себя не мог. "Иди, - говорят, - ты принят!"

"Фуфа мне ответила: тебя – не помню!"

- Я еще юным мальчиком пришел к Фаине Раневской в гости в половине девятого утра, - вспоминал режиссер. - Постучал в дверь, она долго не открывала (просыпалась она не раньше одиннадцати), а потом спросила, кто там.

- Мальчик! - ответил я.

- Мальчик? - поразилась великая актриса (а у нее была любимая собака по кличке Мальчик) и открыла дверь.

- Спустя несколько лет я ее спросил, помнит ли она нашу встречу, на что Фуфа (так Раневскую звали друзья) ответила: тебя - не помню. А вот стук в дверь в половине девятого утра не забуду!

Кстати, впервые матерное слово "б..дь" Роман Виктюк, по его собственному признанию, услышал от Фаины Раневской.

"Интернет – это помойная яма"

- Сейчас я умею SMS читать. Но учить меня, как их отправлять, бесполезно, - признавался он накануне 75-летия. - Я двоечник. А с Интернетом... Швыдкой (экс-министр культуры РФ. – Авт.) меня лет 10-15 тому назад позвал на "Культурную революцию", чтобы про Интернет говорить. Я пришел. Говорю, что это помойная яма. И в конце передачи добавляю: "А у меня нет Интернета! Люди добрые, если хотите, чтобы я лучше рассказал, подарите мне кто-нибудь эту штуку!" На следующий день в театре - звонок: "Можно Виктюка?" И говорят, что они завтра привезут.

Короче, мне подарили три этих штуки. Одна затерялась на канале "Культура", сказали, что ничего не пришло. Вторую отправил во Львов. И третья у меня стоит как мебель. Я это обожаю - вот скайп теперь появился. Мне так нравится, что кто-то придет, кнопочку нажмет, и я в Интернете лицо приятное вижу. И я клянусь, что тоже научусь нажимать. Миша (Швыдкой – Авт.) же этого освоил!

"На разрыв аорты - кричать о любви!"

Виктюк никогда не был женат и не имеет детей. Хотя называл любовь единственным, что нужно людям.

 - Это единственное, что нужно людям! Все остальное надумано государством, партиями и властями. Любовь - это и есть сама жизнь, - считал он. - К счастью, я работал со всеми великими актрисами второй половины прошлого века. Алиса Бруновна Фрейндлих. Ее глаза кричат о любви. Лена Образцова. Наташа Макарова, Алла Демидова, Татьяна Доронина, Рита Терехова, Марина Неелова! Это жрицы любви и безумной страсти! Они все одарены свыше этой потребностью и способностью любви. Без этого в искусстве делать нечего.

А сегодня любовь агонизирует, она - редкий цветок на Земле. И театр - это единственное место, которое должно напоминать, что надо думать только о любви! Вопреки цинизму, плебейству, поклонению доллару и так далее. На разрыв аорты - кричать о любви! И поэтому в свой день рождения я дарю себе постановку "Коварство и любовь". Хотя, конечно, тема власти там тоже есть. Сегодня миром правят черви. Люди-черви, - говорил он почти 10 лет назад.

"При полной свободе может быть полная несвобода" 

- При полной свободе может быть полная несвобода, - рассуждал он в 2011-м. - Потому что - расчет, и нужно веселить людей после ужина. И все, кто на этом зарабатывает, - на этом же тратят свой талант. На корпоративках, где никто не просит никакого искусства, чем примитивнее - тем лучше платят. А сериалы! Когда эти артисты в булгаковском материале делают паузы, а глаза пустые... Они же в это время про себя считают, сколько заработают.

"Я – народный артист Украины, я востребован и мне везет"

- Расскажу вам одну историю. Когда-то министр культуры Украины Дзюба сказал мне, чтобы я, будучи на гастролях за рубежом, всегда говорил, что я украинец и прибыл сюда, как украинский режиссер, - вспоминал в беседе с "КП", будучи дома во Львове в 2008-м, режиссер. - В свое время мы прибыли на гастроли в Афины - пришли журналисты и телевизионщики ко мне на интервью, и я с тупостью ребенка из Западной Украины говорил им, что я – украинский режиссер. Они все это печатали в газетах и эти мои слова звучали в телевизионных эфирах. И вот настал день премьеры, и директор национального театра в Афинах спрашивает меня, какой флаг повесить на театре – русский или украинский?

Я отвечаю: "Той страны, посол которой приедет первым!". Между тем скажу вам, что посол Украины всегда молчал и никогда не поздравлял меня с успехом, каким бы грандиозным он ни был, а вот посол России никогда не забывал поздравить меня и проявить свое внимание.

Так вот, без пяти семь. Через пять минут – начало премьеры, а корзина цветов от посла России уже меня ждет. От украинского посла – ни звоночка, ни цветочка.

Приезжает посол России. И директор театра говорит: "Вопрос решен. Вывешиваем российский флаг". Прошу его подождать еще пять минут. От Украины – ни цветов, ни звонков, ни телеграмм. И над театром подняли флаг России.

Я был первым в то время режиссером, который приехал в Грецию от Украины. В конце спектакля артистам по традиции дарят подарки, которые надо разворачивать на сцене и показывать зрителям. Греки радовались, как дети. Дошла очередь и до меня. Греки выносят мне большой пакет, перевязанный лентой. И я, как хитрый украинец, ощупываю его и думаю: "На черта мне еще один свитер!".

Они требуют разорвать бумагу. Я разрываю – и там оказывается украинский флаг…

Артисты подбрасывали флаг, он летал над сценой, а я мечтал об одном – позвонить тогдашнему, уважаемому мной министру культуры Украины Дзюбе, и сказать: "Що ж це таке? Ви просили – я виконав. Відгуку – жодного". Я позвонил ему и услышал: "Мені соромно, пробачте", - сказал тогда Дзюба.

Во время Оранжевой революции мой театр был на гастролях в Нью-Йорке. Американцы не различают, где украинцы, где русские. Особой разницы для них нет. И вот после спектакля я вышел на сцену, поблагодарил за прием и закончил свою речь такими словами: "Вас благодарил украинский режиссер Роман Виктюк".

Я – народный артист Украины, я востребован и мне везет. И даже, несмотря на то, что на родине закрывали мои спектакли, не принимали меня и т.д., и т.п., я бы все равно вернулся даже в то далекое советское время, потому что без него - не было бы и меня.

Вы знаете, у американцев не принято ругать свою родину, страну, где ты живешь. Для них это дико. Так вот я тоже не хочу этого делать. Потому что я люблю Украину и ее людей и хочу, чтобы они жили в счастливой стране.

"Наше украинское сало – это эксклюзив!"

В 2012-м, несмотря на плотный график, вместе с ведущей программы "Ближе к народу" Людмилой Томанек Роман Виктюк провел день в украинском селе Хотов. Провожая именитого гостя, сельчане дали ему с собой домашней колбасы, сала и прочих вкусностей. 

 - Спасибо огромное за подарки! В Москве такого сала нет. Наше украинское сало - это эксклюзив! - сказал на прощание Роман Виктюк

В октябре 2016-го, давая интервью "КП", говорить о политике и ситуации в Украине Роман Григорьевич не захотел. Но на один вопрос все же ответил - удается ли ему бывать на родине во Львове:

- До нашего разговора звонила Ада Роговцева, чтобы поздравить меня с днем рождения и с открытием нашего театра. Это артистка, с которой я работал не один раз на протяжении многих лет. Я ее люблю и ценю как первую лучшую украинскую артистку. И вот она со мной разговаривает, мы молчим. Я знаю, что она плачет… В этой паузе, в этих слезах - все, и ответ на этот вопрос.

Фото
Фото
17 Ноября 202017:27

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Роман Виктюк: Мой дом там, где есть хоть одна сценическая досточка