Марио Пьюзо списал  Крестного отца  со своей матери

Марио Пьюзо списал "Крестного отца" со своей матери

Кадр из фильма

Из-под пера этого писателя вышло довольно много книг и сценариев, но в истории он остался автором одного романа. Экранизацию "Крестного отца" многие до сих пор считают величайшим фильмом в истории Голливуда.

Вдохновленный Достоевским

К своему 50-летию Пьюзо подбирался в статусе литератора-неудачника. За плечами у него были два романа для взрослых, "Темная арена" и "Счастливая странница", плюс один детский. Больших денег они не принесли, наоборот, Пьюзо задолжал разным кредиторам $20 000. А у него к тому моменту родились пятеро детей.

Он начал сочинять рассказы еще в школе. Когда ему было 12, отец бросил семью, оставив мать в одиночку поднимать Марио и шестерых его братьев и сестер. Юному Пьюзо пришлось сначала работать на железной дороге, потом его призвали в армию, потом он учился в колледже… Ни его рассказы, ни романы никто не хотел читать. Ради прокорма он начал сочинять какую-то приключенческую белиберду.

И тут ему пришла в голову мысль сочинить бестселлер про итальянскую мафию - просто ради денег, чтобы наконец выбиться из нищеты. Общей с мафиози у Пьюзо была только национальность. Но еще в детстве и юности он слышал про мафию много историй и читал много газетных статей о разборках гангстеров. Про них и раньше сочиняли романы, но Пьюзо догадался сделать "Крестного отца" сагой про людей с убежденностью, что семья и ее ценности превыше всего.

Трудно поверить, но история про дона Корлеоне и трех его сыновей была вдохновлена "Братьями Карамазовыми" Достоевского. Схема та же: властный отец, старший сын (взрывной, раб страстей), средний (философ) и младший (серьезный, вдумчивый). Плюс один незаконнорожденный. Конечно, у Пьюзо вместо незаконнорожденного сына - приемный, и трудно найти сходство между "консильери" Томом Хагеном и Смердяковым, но ведь автор и не задумывал ремейк. Точно так же и дон Вито Корлеоне далек от Федора Павловича Карамазова, зато, как ни странно, очень близок к матери самого Пьюзо. "Каждый раз, когда он открывает рот, я слышу голос матери!" - признавался автор, описывавший ее как женщину замечательную, очень красивую и при этом совершенно безжалостную. "Крестный отец" очень понравился мафиози. К ним наконец-то отнеслись с уважением.

Истории о мафии сделали писателя богатым и счастливым. Фото: globallookpress.com

"Романтик, испытывающий симпатию к злу"

За "Крестного отца" Пьюзо заплатили скромный аванс в $5000. Книга мгновенно взлетела на вершину списка бестселлеров, и за издание в мягкой обложке Пьюзо получил уже $410 000. Вскоре Пьюзо уже был одним из самых богатых писателей в мире.

Агенты студии Paramount изучили роман еще в рукописи и сразу приобрели права на его экранизацию. "Крестный отец" стал одной из самых кассовых картин десятилетия и получил три "Оскара" (за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую работу актера - Марлона Брандо в главной роли). Пьюзо с режиссером Копполой начали писать сценарий продолжения, которое оказалось еще успешнее - получило шесть "Оскаров".

До конца дней Пьюзо писал про мафию: в 1996-м вышел "Последний дон", уже после смерти писателя, в 2000-м, появилась "Омерта". Впрочем, сам он считал, что лучшей его книгой остается ранняя "Счастливая странница", и был очень рад, что на нее тоже обратили внимание после триумфа "Крестного отца", а в экранизации главную героиню, прообразом которой стала его мать, сыграла Софи Лорен.

В интервью за два года до смерти, в 1997-м, Пьюзо назвал себя "романтическим писателем, испытывающим симпатию к злу". Объяснил успех "Крестного отца" тоской читателей по крепким семейным узам. И добавил, что ненавидит насилие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Крестный отец" признан лучшим фильмом в истории кино

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях