"В Советском Союзе секса нет". В 1989 году режиссер-фронтовик Петр Тодоровский не оставил на этом лозунге камня на камне. Его фильм "Интердевочка" покорил миллионы зрителей темой, которая до этого была запретной на больших экранах. А роль валютной проститутки Тани Зайцевой сделала знаменитой никому тогда не известную актрису Елену Яковлеву.
Историю любви проститутки и дальнобойщика придумал писатель Владимир Кунин, когда жил в Варшаве в "Гранд-Отеле". Каждое утро, завтракая, он видел девушек легкого поведения, присматривался к ним и прикидывал, какой из этого может получиться сюжет.
Вернувшись из Варшавы, лауреат Госпремии отправился в ленинградский уголовный розыск. И попросился в отдел, защищавший иностранцев и пресекавший валютные операции. Так будущий автор "Интердевочки" оказался в самом логове любителей путан. Почти месяц он вместе с сотрудниками отдела дежурил в одной из валютных гостиниц Ленинграда и наблюдал за "ночными бабочками".
Его повесть "Фрекен Танька", напечатанную в журнале "Аврора", оценили не все. Некоторые газеты прозвали писателя "порнорэкетиром". Кто бы мог подумать, что такой сценарий заинтересует уважаемого режиссера, прошедшего войну, - Петра Тодоровского. Но Кунин нашел к нему подход через супругу Миру.
- Я взяла сценарий, прочитала, и он меня зацепил, захотелось еще раз перечитать, - рассказала Мира Тодоровская. - Как раз в то время я начала осваивать профессию продюсера. И во время Московского кинофестиваля мы с мужем пошли на прием, организованный в шведском посольстве. Встретили там сына писателя Джеймса Олдриджа. Я ему быстро рассказала про повесть Кунина. Он заинтересовался, сказал: "Я участвую!" Потом сообщил нам, что нашел инвестора.
Инвестором стал… торговец быками из Швеции, который решил вложить в фильм 200 тысяч долларов. Дело оставалось за малым: уговорить мужа-фронтовика стать режиссером картины о проститутке. Поначалу Петр Тодоровский от сценария пришел в ужас.
- Ты спятила, как я буду это снимать? - недоумевал режиссер. Позже он признавался, что его начальство понимало, что он не снимет "клубничку", поэтому и дало добро.
|
Оставалось уговорить актрис. Благо у именитого режиссера с этим проблем не возникло.
- Петр Ефимович сам обзванивал актеров! - рассказала Лариса Малеванная, сыгравшая мать интердевочки. - Он позвонил мне, представился, я страшно удивилась, переспросила: "Кто?!" Я была счастлива, думала: "Только бы не передумал!" Сразу согласилась на роль. Конечно, не совсем обычный фильм в то время. Но мне было интересно услышать его взгляды на эту тему. Потому что есть чистоплюи, у которых черное и белое, достойный и недостойный. А у него не так. Он был очень мудрый, прошел войну, много повидал и иначе относился к людям. Он всегда думал: "Какие обстоятельства сделали человека таким? Почему женщины встали на этот путь? Может, и общество, и окружение толкнули их?" После общения с ним я тоже перестала быть категоричной.
Правда, с главной героиней у Тодоровского было все не просто. Режиссер считал, что жрицы любви - это обязательно женщины с формами. Чтобы развеять это представление, Мире Тодоровской пришлось возить его в места, где собирались путаны. Кстати, девушки легкого поведения сами были не прочь сняться в кино. Позже профессиональных проституток пригласили на съемки, но не для участия, а для того, чтобы они консультировали актрис.
|
На главную роль сценарист Кунин хотел взять Татьяну Догилеву, но Тодоровский рассматривал Наталью Андрейченко, которая до этого снималась у него в "Военно-полевом романе". Однако ни ту ни другую актрису не утвердили. 27-летняя Елена Яковлева поначалу не понравилась режиссеру: худощавая, скромная. Чтобы придать образу женственности, режиссер даже сказал костюмерам подкладывать ей поролон под платье. А вот Яковлева сразу согласилась на роль.
- Я знала и любила фильмы Петра Ефимовича и изначально понимала, что ничего пошлого и гадкого он не снимет, - рассказывала Елена.
- Помню первый день кинопроб, - говорит Лариса Малеванная. - Я очень волновалась. Тодоровский выбрал сцену разговора матери, то есть меня, с дочерью, которую играла Лена. Она собирается уезжать, а я ее отговариваю. Мы сыграли, все сняли. После этого Тодоровский подошел к нам, приобнял обеих и сказал: "А вы знаете, я больше никого пробовать не буду!" Просто мы с Леной сразу друг друга почувствовали.
Правда, было одно но. Яковлева поставила условие - сниматься обнаженной не будет, согласилась лишь раздеться до нижнего белья. Поэтому к съемкам пришлось подойти креативно и применить чудеса монтажа. Например, во время сцены, где актриса якобы занимается сексом с клиентом из Японии, в комнате находилась половина съемочной группы: кто-то раскачивал прикроватную тумбочку и светильник, сам режиссер - кровать, а кто-то дергал актрису за ноги.
- Сами смеялись от того, как это все выглядело. Я даже не помню, сколько дублей нам потребовалось, чтобы это все снять! - говорит Мира Тодоровская.
|
А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
Елена Яковлева сыграла так профессионально, что образ интердевочки закрепился за ней надолго. Поклонники слали ей мешки писем, особенно много писали заключенные.
- После "Интердевочки" было тяжело, - признается Яковлева. - Люди перенесли образ на меня и решили, что я вот такая и есть. В письмах больше хвалили, чем ругали. Помню, одна женщина писала: "Да я бы с тобой даже в одном доме жить не стала и в один подъезд не вошла!" Она меня полностью ассоциировала с Таней Зайцевой из "Интердевочки". А письма из мест лишения свободы я почти все перечитала.
За роль Тани актриса получила баснословный по тем временам гонорар - 30 тысяч рублей (в то время как учителя получали чуть меньше 200 рублей в месяц). Несмотря на это, зарубежные артисты смеялись над такими заработками.
- Мы как-то разговорились с актером Томасом Лаустиолой (по фильму - муж Тани Зайцевой. - Ред.), - вспоминает Лариса Малеванная. - Зашел разговор о заработках. Когда Томас узнал, сколько мы получаем в этой картине, он сначала не поверил, а потом загрустил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ