Сергей Бондарчук родился в Украине, в Херсонской области, в семье колхозников. В детстве, которое прошло в Таганроге и Ейске, он увлекался театром. В юности твердо решил стать артистом и вопреки рассерженному отцу, прочившему сыну карьеру инженера, отправился покорять Москву. Но покорить удалось только Ростов-на-Дону - семнадцатилетнего Бондарчука зачислили в студенты театрального училища при местном драмтеатре. Вскоре он отправился на войну, а в 1946-м вернулся и поступил во ВГИК - сразу на третий курс, к Сергею Герасимову. 26-летний ветеран войны, уже получивший одно актерское образование, мало был похож на зеленых однокурсников. "Ты же готовый артист, чему тебя учить?" - сказал на экзамене Герасимов.
Он был вообще весьма основательным молодым человеком - не зря классик советского кино Всеволод Пудовкин как-то сравнил его с танком. Неслучайно он стал главным советским режиссером и одним из главных актеров. Герасимов вскоре дал ему роль директора шахты Валько в "Молодой гвардии" (в романе, кстати, Валько 50 лет). Так началась его кинокарьера. В 1950-м появился "Кавалер Золотой Звезды" - история о фронтовике, который обустраивает хозяйство в родной станице, и Бондарчуку немедленно выписали звание заслуженного артиста РСФСР. Через пару лет он сыграет Тараса Шевченко в одноименной картине, понравится Сталину и станет самым молодым народным артистом в стране.
|
Именно Шевченко он читал Шолохову, когда впервые встретился, чтобы получить благословение на съемки "Судьбы человека". Роль Андрея Соколова Бондарчук исполнил сам. Премьера состоялась весной 1959-го. Шолохову кино очень понравилось, с Бондарчуком они стали добрыми друзьями, писатель как-то подарил ему "Тихий Дон" с надписью: "Всеобъемлющему Бондарчуку. Сереже дай Боже…"
После показов на зарубежных фестивалях Бондарчук стал известен во всем мире. Уинстону Черчиллю (или, по более правдоподобной версии, английскому рецензенту) приписывают фразу: "Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил СССР, посмотрите "Судьбу человека". Папа Римский называл "Судьбу" самым милосердным фильмом. Ну и главная почесть: в 1961 году режиссеру, у которого за плечами один-единственный фильм, доверяют "Войну и мир".
Работа над восьмичасовым полотном шла несколько лет, за эти годы Бондарчук перенес две клинические смерти. "Войну и мир" снимал весь Советский Союз: останавливались заводы, чтобы делать реквизит, тысячи солдат переодевались в наполеоновских вояк. От размаха у зрителей отвисали челюсти, причем особенно низко - у американцев. На производство "Войны и мира" потратили 60 миллионов рублей, по официальному курсу - 100 миллионов долларов, немыслимую для Голливуда сумму (снимавшаяся одновременно "Клеопатра" с Элизабет Тейлор стоила 44 миллиона).
"Война и мир" получила "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" - и это несмотря на то, что советские войска незадолго до этого вторглись в ЧССР. Роджер Эберт, позже самый влиятельный кинокритик США, называл "Войну и мир" величайшим из всех киноэпосов, но предрекал, что он станет одним из последних: "Фильм заодно представляет собой эпитафию жанру". Так и вышло: после "Войны и мира" эпосы оказались никому особенно не нужны. Постановщик и сам это почувствовал на своем следующем фильме "Ватерлоо". Слава Бондарчука постепенно начала гаснуть.
|
Когда началась перестройка, Бондарчуку припомнили его неофициальный статус советского киномаршала. В 1986-м, на V съезде кинематографистов неприкасаемому когда-то Бондарчуку устроили обструкцию.
Он еще страстно хотел экранизировать "Тихий Дон". Денег во время перестройки в СССР найти не удалось; их дали итальянские продюсеры с условием, что сниматься картина будет с зарубежными актерами. Мелеховым стал Руперт Эверетт, рафинированный британец с байроновско-печоринской внешностью, при этом гомосексуалист. Режиссер долго об этом не догадывался. Но когда догадался, был потрясен: в фильме его мечты роль донского казака играет гей! Бондарчук все же снял десятисерийный фильм менее чем за год. Потом он уехал монтировать его в Рим, и тут последовал главный удар. Начались споры с итальянскими продюсерами, пошли тяжбы. В итоге продюсеры забрали весь материал. А в 1994-м Бондарчук умер от инфаркта.
Десять с лишним лет материал "Тихого Дона" пытались выцарапать у итальянцев. В 2006 году он был показан и разгромлен критиками. Премьера стала своеобразным контрольным выстрелом в великого режиссера, главный фильм в жизни которого у него эту жизнь, получается, и отнял...
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ