Во Франции о деле Дрейфуса помнят: это было одно из самых заметных событий в жизни страны за последнюю четверть ХIХ века. Казнь Альфреда Дрейфуса состоялась в январе 1895 года. Правда, казнь была гражданская, но очень торжественная: на Марсовом Поле в Париже при большом стечении народа с него сорвали все знаки отличия и сломали его шпагу. После этого Дрейфуса отправили в пожизненную ссылку на крошечный и практически незаселенный Чертов остров, что близ побережья Гвианы.
А приговорили его за то, что он передавал немцам секретные французские документы. Доказательством была записка, выуженная подкупленной уборщицей из мусорного ведра германского военного агента ("передаю вам эти бумаги…", что-то в этом духе). Почерк вроде как был Дрейфуса, графологическая экспертиза это установила почти точно.
Так бы несчастный и гнил близ побережья Латинской Америки, если бы не Жорж Пикар, вскоре после процесса возглавивший французскую военную разведку. Пикар внимательнее рассмотрел ту самую бумажку из мусорного ведра и понял, что почерк - вовсе не Дрейфуса. И что, скорее всего, бумаги немцам передал другой человек. А значит, обвинение рушится.
Но начальство Пикара в штыки восприняло его расследование. Дело ведь закрыто, чего его ворошить?.. Пикар, однако, оказался фантастически настырным и упертым: судя по фильму Полански, он практически в одиночку превратил дело несправедливо осужденного в сенсацию десятилетия.
Естественно, все без исключения критики проведут параллель между делом Дрейфуса и делом Романа Полански. Правда, первый был, безусловно, невиновен, а второй - безусловно, виновен в том, что вступил в сексуальную связь с 13-летней моделью; но любые сроки давности по делу Полански истекли (правда, в США такого понятия, как "срок давности", не существует), а жертва не просто тысячу раз простила режиссера, но и стала яростной его защитницей.
Полански подломили карьеру, он провел несколько месяцев в швейцарской тюрьме, какие ему еще нужны наказания - публичная гражданская казнь? Но от него не отстают - наоборот, все активнее тыкают носом в тот давний инцидент.
В 2003 году ему присудили "Оскар" за режиссуру, а в 2018-м
исключили из Американской киноакадемии. На Венецианском кинофестивале председатель жюри Лукреция Мартель демонстративно не пошла на прием по случаю премьеры "Офицера и шпиона" (потом, правда, присудила фильму Гран-при, но шум все равно пошел страшный). В Британии и США картина до сих пор не вышла в прокат, потому что не нашла прокатчика.
Вот, в частности, об общественном мнении, которое проводит "изыскания в своих душах", руководствуясь то одним, то другим поветрием, Полански и снял свой фильм. И сказал в нем все, что хотел, - хотя не это в "Офицере и шпионе" главное. Собственно, Альфред Дрейфус, блестяще сыгранный Луи Гаррелем, появляется всего в нескольких сценах: главный герой здесь Пикар (которого так же здорово играет Жан Дюжарден). Этот фильм - ода его врожденному чувству чести, которое оказывается превыше всего: благополучия, званий, положения в обществе, и за которое Полански готов ему простить даже сдержанный антисемитизм. Именно Пикар оказывается настоящим героем, который в общем-то не делает ничего, кроме того, что упорно ведет себя по совести и сообразно своему долгу.
Что покажут в кинотеатрах с 27 февраля.