28501
0
18 апреля
Загрузить еще

Режиссер фильма "Додому" Нариман Алиев: Если кино не посмотрят люди, то зачем тогда все эти награды?

Режиссер фильма
Фото: Фото: elle.ua

Дебютная полнометражная картина режиссера Наримана Алиева "Додому" попала в лонг-листы "Оскара" и "Золотого глобуса". Лента рассказывает о крымском татарине Мустафе, у которого в Киеве погибает сын. Он едет в столицу, чтобы забрать тело ребенка и похоронить его на родине по всем традициям мусульманского народа. 

Мы поговорили с режиссером картины на премьере в Киеве и узнали, что для него важнее - фестивальные награды или бокс-офис, приходится ли объяснять иностранцам, кто такие крымские татары, и как он относится к критике своей работы.

- Как отреагировали, когда узнали, что фильм попал в лонг-листы двух самых престижных кинопремий мира?

- Что до "Оскара", что до "Золотого Глобуса" нам еще очень далеко, мы сделали первые шаги. В этом нет ничего эксклюзивного и ничего сверхъестественного.

- То есть, вы никак не отреагировали?

- Да, никак. Это как, знаете, вы собрались в магазин за хлебом и надели тапочки, чтобы выйти на улицу, и уже радуетесь этому. Нет. Мы сделали один из шагов навстречу, а нам еще предстоит много работы в этом направлении. Все это делается для того, чтобы потенциал фильма "Додому" был реализован, чтобы о нем узнало больше людей. Чтобы мы могли поработать с ним как в Украине, Европе, так и за океаном. Все делается для фильма, а не для моего утверждения, чтобы позвонить маме и сказать: "Вот мы будем там участвовать".

Участие в Каннском кинофестивале - это намного больше достижение, нежели лонг-лист "Оскара". Если мы каким-то образом очутимся в номинантах этой кинопремии, то это уже будет большое событие, как для меня, так и для страны. Однако мы только на пути к этому. 

- В этом году от Украины на "Оскар" заявку подали только вы. Экс-глава Госкино Ильенко говорил, что остальные испугались конкуренции. Вы с ним согласны?

- Вы у меня спрашиваете мотивацию других людей. Это нужно интересоваться у продюсеров, почему они не стали бороться. Есть разные факторы. Мы не скрывали, что готовы побороться в этом году за то, чтобы представлять Украину на премии "Оскар". Мы готовились к этому. Может быть, они посчитали нерелевантными те усилия, которые нужно приложить, чтобы поучаствовать в этом процессе.

Там сложная бюрократическая вещь - собрание документов, может, кто-то поленился это сделать. Это не просто, что твой фильм отобрали, отправили и все. Это серьезное вливание в материальном плане, времени и усилий, это же не то, что ты сидишь и куришь бамбук, фигурально выражаясь (улыбается). Поэтому, может кто-то не захотел в это ввязываться и тратить свое время. Вобщем, причин может быть много, но какие были у кого - я не знаю.

- В лонг-листе "Оскара", помимо вашего, представлены 93 фильма. Сколько из них вы уже посмотрели?

- Честно говоря, не помню. С десяток точно. По большей части на фестивалях. В этих лонг-листах собираются фильмы со всего мира. Каждая страна пытается выставить на кинопремию лучшее, что у них есть: победители Каннского, Берлинского кинофестиваля, признанные режиссеры и метры. И, конечно, очутиться в списке с ними - уже большая честь. Однако много фильмов попросту не доходят до Украины, и даже если есть желание посмотреть той или иной из списка, то не всегда есть возможность.

"Иностранцы не сильно понимают отличие между украинцами и русскими"

- За рубежом приходилось объяснять, кто такие крымские татары?

- Приходилось. В Украине толком люди не знают, кто такие украинские татары, а за рубежом особенно. Откровенно говоря, там не сильно понимают отличие между украинцами и русскими. Наше кино - это примерный инструментарий культурной дипломатии. Подобными картинами мы рассказываем за бугром немножко больше о том, что происходит.

- Как вы отнеслись к рецензии портала Variety, который назвал сценарий ксенофобским по отношению к женщинам?

- Вы же видели фильм?

- Видела.

- Там есть ксенофобское отношение к женщинам?

- Как по мне, нет.

- Тогда в чем вопрос?

- Вы же наверняка анализировали, почему влиятельные зарубежные издания проводят такую параллель.

- Мы все прекрасно знаем, что сейчас в Америке очень сильно развито движение женских прав и любое проявление "мачизма" уже воспринимается, как негатив. Однако не делается оценка наших реалий. У нас не так остро стоят эти вопросы и есть еще много составляющих, почему именно так.

Это не есть в чистом виде сексизм, это защита своих интересов. И это не в том, что это девушка. если бы у отца была дочь и у нее был бы мужчина другой национальности, то было бы тоже самое. Это не есть вопрос, который касается женщины (По сюжету старший сын Мустафы, который погибает на войне, встречается с украинкой. Отец знакомится с будущей невесткой только после трагедии. Несмотря на огромное желание девушки присутствовать на похоронах своего возлюбленного, главный герой запрещает ей ехать с ними в Крым и закрывает в комнате, при этом обвиняя в том, что сын из-за нее уехал в Киев - ред.). Это субъективные восприятия. Хочу закончить эту мысль тем, что я не закладывал этого в свой фильм, я - не сексист (улыбается).

- Hollywoodreporter высоко оценил операторскую работу, но сценарий назвал поверхностным. Вы сами что считаете самой сильной стороной картины?

- Я сделал все, что в моих силах. Кто-то может оценить элемент моей работы лучше, а кто-то хуже. Я ничто не буду отрицать или подтверждать. Зритель должен сам оценивать кино, и кинокритик в частности.

Что делает последний? Он высказывает свое мнение, дает определенную оценку своего восприятия фильма. Что может сделать зритель? Он ее читает и решает для себя - готов идти смотреть или нет. Даже, если опираться на чье-то мнение, то придя в кино, он может не согласиться с этим мнением. Бывает такое, что критику понравился фильм, а человеку нет. Это нормально. Опять-таки, это совершенно субъективная вещь.

- Какие придирки к фильму самые болезненные?

- Придирки к придиркам, скажу так (улыбается). Это мнение чужое, оно есть и я его принимаю. Каждый имеет право на высказывание, каким бы оно не было: позитивным или негативным. Если есть по поводу моей работы дискуссия, значит, есть, что обсуждать. Самое жуткое, это когда к тому, что ты сделал, относятся никак - в одно ухо влетело, в другое вылетело. Нет ничего плохого в критике. 

В Каннах не было времени на море и устриц

- Что для вас важнее - фестивальные награды или бокс-офис?

- Для меня важно, чтобы фильм увидели люди, и не имеет значения каким способом. Конечно, для определенной самореализации проекта необходимо, чтобы его посмотрели в стране и он какую-то часть бюджета мог вернуть. Естественно, это было бы хорошо, от этого никто не откажется. Лично для меня, чем больше посмотрит людей фильм - тем лучше. На него затрачивается много усилий, финансов, но кино делается для людей. Если его не смотрят, то несмотря на все награды, статуэтки - зачем оно было нужно? Все эти фестивали нужны для того, чтобы люди услышали, что такое кино есть и могли прийти в кинотеатр и его посмотреть.

В целом, беря фильм "Додому", отбросив все фестивали, очень сложно пробиться с пустого места. Даже продвинуть его кинотеатры. И сложно людям рассказать, почему они должны прийти посмотреть его. Все это делается для распространения определенной информации.

- В Каннах вы были с супругой. Успели искупаться и поесть устриц?

- Многие думают, что фестивали - это приятный прогулочный отдых, но это работа. Например, в первый день, когда прилетела моя жена, мы быстро заселяемся в гостиницу, потому что через час мы должны быть на коктейле, посвященном "Золотой камере", где наш фильм был номинирован. Мы при параде - я в смокинге, она в вечернем платье на каблуках - бежим по Круазетт на мероприятие. После него нас отводят на красную дорожку премьеры фильма Тарантино, мы все проходим, смотрим трехчасовую картину. Затем идем на ужин для номинантов все той же "Золотой камеры", а там уже нетворкинг. 

Жену оставляю в двенадцать часов в отеле и ночью идем с нашим продюсером проверять фильм, потому что утром у нас премьера. Иду домой, а в 11 часов утра уже снова нужно быть при параде. И так изо дня в день. Звучит, конечно, все прекрасно, но это очень утомляет.

- У российского актера Саши Петрова был пошаговый план по покорению мира кино. Судя по вашим интервью, у вас тоже было что-то подобное? 

- Плана нет, есть понимание определенной стратегии. У меня нет такого: 1. выиграть Каннский фестиваль; 2. выиграть "Оскар". Это не план. Ты делаешь все, чтобы реализовать проект, снять его, а потом уже сделать ему определенную дистрибьюцию, чтобы его увидели и оценили. Ты пытаешься делать зазор в будущее.

Нариман Алиев с супругой вместе с исполнителями главных ролей фильма "Домой" Ремзи Биляловым и Ахтем Сеитаблаевым. Фото: facebook.com/limelite.co 

СКАЗАНО

После премьеры Нариман Алиев ответил на вопросы зрителей. К обсуждению должен был присоединиться и исполнитель главной роли в фильме украинский актер Ахтем Сеитаблаев, но из-за плохого самочувствия не приехал.

Выдуманная ли история?

- Это выдуманная история. Но во время написания сценария я узнал о мужчине, крымском татарине, который так же потерял сына на войне. Он привез тело в Крым и похоронил его там. В реальной истории была ситуация с цинковым гробом и я взял ее. 

Самый тяжелый момент во время съемок?

- Похудеть к премьере, и я с этим не справился (смеётся). Я никогда не относился к процессам - будет тяжело или нет. Это кино делал не один я, а целая команда. Для меня большая честь работать с этими людьми. Когда ты работаешь с профессионалами, то многие вещи становятся легче, нежели ты себе представлял.

Покажут ли фильм в Крыму

- Легальных способов нет. Надеемся, что когда он выйдет на цифровые платформы, то люди его там посмотрят. Когда Крым вернется в Украину, то мы сделаем там огромный праздник и покажем это кино.

Диктует ли некие правила Госкино?

- Есть некие этапы, пройдя которые, кино может получить государственные деньги. Первый этап - эксперты киноиндустрии перечитывают проекты и оценивают их. Второй этап - режиссер и продюсер представляют свой проект, снова выставляются оценки. Они суммируются и выделяются деньги на кино. Но никто не говорит, что этот персонаж мне не нравится, потому что он говорит на русском. Фильм "Домой" получил средства в категории "патриотическое кино".

Вмешивался ли Ахтем в процесс съемок?

- Он очень тяжелый мужчина. Вот обещал сегодня прийти и не пришел (смеется). Ахтем по профессии в первую очередь профессиональный актер. Он, будучи режиссером, понимает, что двух капитанов на корабле быть не может. Мне было важно, чтобы он доверял мне. Ахтем не мешал, потому что знает, как строится работа.

Об актере, сыгравшем Алима

- Да, он мой двоюродный брат и он не профессиональный актер. Гонорар он получил не тот, который прописан в бюджете. (Вопрос из зала: а сколько - больше или меньше?). Это пусть останется тайной (смеётся).

Новости по теме: Режиссер Интервью Оскар