23 декабря
Загрузить еще

Александр ЗЛОТНИК: «Кобзон помог мне получить квартиру»

Александр ЗЛОТНИК: «Кобзон помог мне получить квартиру»
Фото: Александр Иосифович со своей половинкой Ольгой и любимицей семьи далматинцем Лизой.

По случаю 60-летия мэтра во Дворце «Украина» соберутся многочисленные друзья и почитатели таланта Александра Злотника. Накануне этого события юбиляр ответил на вопросы «КП».

«При Пахмутовой не играй: услышит - стырит»

- Александр Иосифович, чего ожидать от вашего творческого вечера? Дело вы задумали грандиозное, вот только кризис уж как-то нечаянно нагрянул. Все будет, как задумано? 

- Праздник состоится при любой погоде! Это будет большая встреча друзей. Ожидается много артистов из Украины и из ближнего зарубежья.

- Приедет ли на ваш юбилейный концерт ваш друг Иосиф Кобзон?

- Обязательно приедет! Несмотря на то что у него должна быть правительственная поездка в Спитак, он приедет в Киев.

- Я слышала, что ради вашей дружбы он уже не единожды что-то менял в своих планах…

- Однажды ради записи моих песен для фильма «Взять живым» Кобзон отменил свои концерты в Крыму. Это было в 1978 году. Картину снимали на Одесской киностудии, я позвонил Иосифу и предложил исполнить пять баллад для фильма, написанные на стихи Поженяна. Он согласился, приплыл из Ялты в Одессу, посмотрел ноты и за девять часов все записал. За все время только раз присел и выкурил сигарету. При этом он делал один дубль, второй, третий и после каждого спрашивал меня: «Саша, тебе нравится? Если нет, мы перепишем». Подобную работоспособность я никогда больше не встречал. 

Много у нас разного в жизни с ним было. Кстати, именно Иосиф Кобзон помог мне получить от нашего государства квартиру. Когда он узнал, что я, в ту пору уже известный композитор, живу с семьей в съемной однокомнатной, то был возмущен. За несколько дней, пока он находился в Киеве, побывал у мэра Згурского, у премьер-министра Масола и у министра культуры. После этого я получил трехкомнатную квартиру в центре.

- А познакомились вы с Кобзоном…

- ...В 1977 году на банкете по случаю 45-летия Роберта Рождественского. Перед этим был большой концерт в Москве в Колонном зале Дома союзов, а после вся московская творческая элита отправилась чествовать Роберта Ивановича к нему домой на Тверскую.

Когда уже за окнами рассвело, жена юбиляра Алла Борисовна предложила тост за меня и Кобзона и сказала, что такие парни, как мы, обязательно должны быть друзьями. Вот тогда-то мы «совпали» сразу и, как видите, надолго - дружим с ним более 30 лет.

- В музыкальных кругах ходит легенда о том, как в тот момент, когда вы были в гостях у Рождественского и показывали ему на рояле свои мелодии, туда же пришла композитор Александра Пахмутова. И тогда хозяин дома произнес сакраментальное: «При ней не играй: услышит - стырит».

- При этом он засмеялся. Это была шутка. Хотя… 

Приглядывал за будущей женой Евгения Мартынова

- Вы не будете спорить, если я назову вас удачливым человеком и композитором? Ведь людей, пишущих музыку, много, а тех, кто достигает вершин, - единицы. Может, вы обладаете каким-то особым сочетанием качеств?

- Не мне об этом судить. Но я знаю одно: у меня в жизни всегда была цель. Когда я был маленьким, то страстно мечтал поступить в Киевское музучилище им. Глиэра. И когда видел падающую звездочку, никогда не опаздывал с желанием, потому что оно у меня было лишь одно. И я поступил, правда, не в училище, а в Киевскую музыкальную школу им. Н. Лысенко (для одаренных детей. - Прим. авт.), что было даже более престижно.

Злотник и Кобзон - 30 лет дружбы на двоих.

Потом у меня появилась мечта поступить в Киевскую консерваторию, и когда снова замечал падающую звездочку, опять никогда не опаздывал. Потом поставил цель стать членом Союза композиторов СССР. Для этого мне еще раз пришлось поступить в консерваторию на композиторский факультет. В этом моем решении продолжать учиться посодействовал Евгений Мартынов (известный в советское время композитор и певец. - Прим. авт.). 

- Вы были большими друзьями?

- Да, он часто приезжал ко мне в Киев и в гости к моим родителям в Белую Церковь. Я аранжировал его песни, он советовался со мной в музыкальных вопросах. Мало того, и жену мы ему выбрали в Киеве. Он познакомился в киевском Доме кино со студенткой-пианисткой из училища им. Глиэра Эллой. Это была любовь с первого взгляда. Он тогда сказал мне: «Саша, это моя планида». Но Элле было тогда всего 16, и он попросил меня за ней приглядывать, пока не подрастет.

Когда ей исполнилось 18, Женя приехал и женился на ней. Вот это был человек слова! Жаль, что так рано ушел (Евгений Мартынов умер в 42 года от сердечного приступа. - Прим. авт.).

- Вы не закончили перечислять свои цели. Став членом Союза композиторов, что снова наметили?

- Дальше я стал мечтать, чтобы у меня была хорошая семья. А когда и это сбылось, я перестал думать о себе и начал мечтать, чтобы все люди были здоровы, счастливы и благополучны.

- Кстати, о семье. Правда ли, что с вашей женой Олей вас познакомил певец Александр Серов?

- Мы с ним давние приятели. Александр говорил, что хочет познакомить меня с замечательной девушкой, однако я особого внимания на его слова не обращал. Но когда увидел ее, понял с ходу, что эта 18-летняя красавица станет моей женой. Мне тогда было 33, за спиной уже был один брак, но теперь, когда мы прожили вместе 27 лет и у нас двое замечательных детей, могу сказать, что в выборе я не ошибся. 

«Рождественский и Резник звали в Москву, но я не поехал»

- Существовало ли в советское время единое культурное пространство?

- Да, потому что придерживались пропорций. Если на советском ТВ готовился, примеру, «Новогодний огонек», в нем обязательно должны были участвовать представители всех республик. Естественно, Россия превалировала, но все мечтали попасть в Москву, поскольку она была тем центром, откуда происходила раскрутка на всю страну.

- А вы не мечтали? Говорят, что и Роберт Рождественский, и Илья Резник звали вас в Москву, а вы не поехали.

- Не поехал. Я всего в этой жизни добился сам. И мне никогда не хотелось, чтобы кто-то обвинял меня, что я сделал карьеру, предав свою родину. Тут мои корни, мои родители. Даже в Америке, где я много писал и заработал свои первые приличные деньги, мне не хотелось остаться.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Александр ЗЛОТНИК, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Украины, профессор. Родился 15 ноября 1948 года в городе Тараща Киевской области. Обладатель трех консерваторских дипломов (оркестровый факультет и факультеты симфонического дирижирования и композиции). Автор более полутора тысяч эстрадных песен, рок-оперы «Слепой», мюзикла «Экватор». Написал музыку более чем к 70-ти кинофильмам.

Песни Александра Злотника исполнял Назарий Яремчук и ныне исполняют Кобзон, Ротару, Леонтьев, Гвердцители, Повалий, Билоножко, Кикабидзе, Зибров, Бужинская, Бобул, трио Мареничей, Кудлай, Билозир и др.

Автор ряда мюзиклов, симфонических, камерных и хоровых произведений. 

ДЕНЕЖКИ

Единственный шанс у композитора заработать - это продать песню подороже

- Говорят, что вы дорогой композитор и многие исполнители просто не могут себе позволить купить у вас песню…

- Гонорар многих исполнителей за выступление гораздо больше, чем стоимость моей песни. К сожалению, система авторских отчислений сегодня не действует. Я получаю всего 3 процента от реальной суммы. Поэтому единственный шанс у композитора заработать - это продать песню подороже.

Я помню, как Юра Квеленков - бывший продюсер Кати Бужинской, - показывая мне свой колоссальный участок и большой дом, честно сказал, что наша с Юрой Рыбчинским песня «Лед», которую пела Катя, - это треть всего этого. Он был искренним, за что я благодарен ему. Композитор и поэт получают разовый гонорар, и это не десятки и не сотни тысяч. В советское время понимали, что мозги нужно ценить, и права авторов защищали. Сегодняшний день - время исполнителей. Современных композиторов визуально никто не знает.