В октябре - 40 дней, как в ДТП погиб обладатель Гран-при фестиваля "Червона рута" 1989 года Василий Жданкин. После похорон мы поговорили с супругой обладателя уникального голоса Ириной.
В сентябре в СМИ волной прокатились сообщения о гибели артиста Василия Жданкина. И сразу быстро закрутились счетчики просмотров его выступлений в YouTube. При жизни, к сожалению, творчество певца не вызывало столь бурного интереса. Обладатель роскошного баритона предпочел тихую спокойную жизнь вдали от света софитов и грома аплодисментов. Тогда, в 1989 году, они оглушили его, а об харизматичном артисте из львовского театра "Не журись" узнала вся страна.
Ровно 30 лет назад его, прибывшего поездом во Львов после победы на первом фестивале "Червона рута" в Черновцах, на вокзале встречала толпа. Люди на руках несли Василия Жданкина в центр города – а это без малого три километра.
- После "Червоної рути" на него обрушилась невероятная слава. Его приглашали везде, на все концерты, - вспоминает супруга Василия Жданкина Ирина. – Не каждый человек в состоянии выдержать это достойно, благополучно пройти данный период. Василий решил: свалившиеся лавры разрушают его жизнь и личность. Он считал, что человек становится другим под влиянием славы, предает себя, и чувствовал, что это и его коснулось. Ему не нравились появившиеся изменения. Наверное, они были негативными для него, так я никаких перемен не замечала. Он тоже понял не сразу - прошли тяжелые годы внутренних поисков, состояние было близким к депрессивному.
По тем временам Василий Жданкин неплохо зарабатывал в эстрадном театре "Не журись". Жил с женой Ириной и маленькой дочкой Кристиной во Львове. Победа на фестивале такого уровня в материальном плане не давала ничего – ни квартир, ни машин, ни значимых денежных наград. Но он ушел из театра, чтобы петь, а затем пропал из поля зрения.
|
Василий совсем перестал выступать, дав себе некий обет сценического молчания после того, как в Мюнхене поговорил с монахом. Позже вернулся к пению, но уже в другом качестве. Выступал перед относительно небольшим кругом людей – его звала в гости украинская диаспора в США, Австралии, Германии, он бывал в России – выступал даже в Якутии, а также в Кыргызстане, Татарстане. Часто пел на мероприятиях, организованных духовенством.
- Эти небольшие концерты – заслуга узкого круга его поклонников и друзей. И выступления всегда проходили удачно, его хорошо встречали, и он мощно звучал, - продолжает Ирина Жданкина. – Но в Украине он почти нигде не появлялся - его перестали звать. Василий остался один на один с собой…
Во время поездок в США, Германию и Австралию Жданкину не раз предлагали остаться там навсегда. Но он никогда всерьез не рассматривал такие предложения.
- Он патриот в этом плане. Ему свое настолько мило, что нельзя передать словами. Иногда я удивлялась этому. Он мирился со многим. В итоге мы и переехали в Кременец, потому что он не представлял земли лучше, чем здесь. В нашей семье был патриархат, поэтому его решения считались окончательными. Не значит, что мы не обсуждали ничего, но поступали так, как скажет он, - вспоминает Ирина.
Кременец – небольшой городок в Тернопольской области, где чуть больше 20 тысяч населения. Свет софитов и гром аплодисментов Василию заменила церковь – он пел в духовном хоре Почаевской лавры до последних дней.
- Василий был скромным человеком, и слава его тяготила, хотя многим трудно поверить, что есть люди, которым слава – в тягость, - улыбается Ирина Жданкина.
|
Оставшись в стороне от большой сцены, обладатель уникального голоса работал столяром. В доме осталось несколько его поделок из дерева – изготовленная для киота (шкаф, полка для икон в церкви. – Авт.) рамка и небольшая братина (сосуд для подачи и питья напитков на пирах, которые использовали в XVI-XIX веке. – Авт.). Василия Жданкина в Тернопольской области знали и как толкового столяра – молва о нем шла хорошая, заказов хватало.
– Однажды в 2014 году в доме случился пожар. Взорвался холодильник, и огонь мгновенно все охватил. Что-то сгорело дотла, что-то обгорело так, что пришлось выбросить, - вспоминает Ирина Жданкина. - Восстанавливаем дом до сих пор. В первое время очень помогли родственники. Жили мы скромно, чуть ли не по-спартански.
Первокурсница Ирина и перешедший на четвертый курс Василий познакомились в Ровно, в коридорах института культуры.
- Чем меня очаровал Василь? Нельзя сказать, как и нельзя объяснить, за что вы любите свою маму – не за красивые же юбки или всегда уложенную прическу, - вспоминает Ирина. – Это и голос, и движения, и взгляд, и мысли – все сложилось в один пазл под названием "любовь".
Тогда Василия исключили из института за националистические высказывания. Он восстановился, в то время из-за голоса его приглашали на все концерты, где только можно вставить номер с вокалом.
- Помню, я тогда считала себя очень талантливой скрипачкой. Когда спросила, на каком инструменте он играет, Василь ответил: "У меня баритон". А я подумала: "Какой еще баритон? Понятно, что музыкант тут - я", - смеется Ирина.
Музыку, которую исполнял Василий, Ирина приняла лишь спустя время, сама предпочитала играть симфоническую. Но посвящать жизнь скрипке не собиралась и, когда возникли первые сложности в поиске работы в этом направлении, с чистой совестью устроилась в библиотеку во Львове. Сейчас Ирина Ивановна работает в библиотеке в Кременце.
- Творческий тандем мы никогда не планировали. А вот наша младшая дочка Настя с удовольствием пела с отцом с детства. До последнего времени они вместе ездили выступать, - продолжает Ирина Жданкина. – Помню, как однажды в мартовский вечер на пороге хаты появился Василь с дочкой, она в руках держала скрипочку. Оказалось, что Настя захотела учиться музыке, папа ее сразу записал в музыкальную школу и тут же купил инструмент – ездили за ним в Тернополь.
Анастасия Жданкина окончила в Тернополе музыкальное училище имени Соломии Крушельницкой пару лет назад и поступила в Кременецкий педагогический университет на музыкальную педагогику. Сейчас учится в аспирантуре.
- В людях Василь ценил честность. Он сам был очень честным и порядочным, добрым. Это хрестоматийные, но очень серьезные вещи. И это никогда его не тяготило, он с малых лет так воспитывал детей – без надрыва и кровавого пафоса, с любовью и мирно, - говорит Ирина Жданкина. – У него была такая черта, редко встречающаяся, - он любил людей вне зависимости от социального статуса, возраста, тех, кто ищет себя или уже нашел. Легко шел на контакт, не конфликтовал. Невероятно веселый, остроумный, миллионы анекдотов знал.
|
Василий Жданкин не оставил устного завещания и указаний своим родным. Он совсем не собирался умирать – как минимум ближайшие лет 20. Пока еще нет окончательных выводов экспертов относительно того, что стало причиной смертельной аварии в Кременце. Но в городе Василия знают как очень аккуратного и ответственного водителя, соблюдавшего все правила.
Стоял вечер, дочка чем-то занималась в беседке, жена была дома. Василий сел на мопед младшей дочери Насти – она только летом его купила, чтобы съездить в Карпаты. Скутеры Василия и Ирины стояли поломанными на террасе. Сел и укатил. Никто не придал значения этому событию, никто не знал, последний раз глядя ему в спину, что Василий Жданкин покидает свой дом навсегда…
В километре от дома в 19.10 раздался скрежет тормозов "Фольксвагена", сбившего скутериста. Обладатель уникального голоса, который был достоин мировой славы, скончался в карете скорой. В этом году ему исполнился 61 год.