14 ноября
Загрузить еще

"Братья Гадюкины": Попасть к Пугачевой нам мешало мерзкое название

Фото: Фото: gady.com.ua

Одними из тех, кто получил оглушительный успех на "Червоной руте" в 1989 году, стала группа "Братья Гадюкины". Их песни стали культовыми, а фразы из текстов ушли в народ. Всего этого могло бы и не быть, если б не настойчивость их подруги Елены Мархасевой, взявшей на себя обязанности продюсера.

Первый успех

- Помню, мне подарили кассету с песнями "Гадюкиных", на которой, честно говоря, сложно было что-то разобрать. Но песни зацепили, и не только меня - это было неординарно, вовремя, в тему и талантливо, сочеталось с той жизнью, - вспоминает в разговоре с "КП" в Украине" Елена Мархасева. - Вова Бебешко записал их альбом в студии, я проплатила. Кассеты разнесла во Львове по общагам "Политеха", консерватории, оставляла в профсоюзах и комитетах комсомола. В общем, всем. Напечатали рекламу концерта в большом львовском клубе "Романтик". И когда пришло время выступления, люди вынесли в холле двери, разбили зеркала, в зале стояли, как селедки в банке, друг на друге. 

Этот успех заставил "Гадюкиных" попросить "маму Лену", как они в последующем называли ее, стать их продюсером. Вскоре группа поехала на концерт в Киев - выступали во Дворце "Украина". Благодаря еще одному полезному знакомству здесь "Братья Гадюкины" и смогли попасть на главный музыкальный фестиваль страны. 

- Этот человек организовывал детскую утреннюю передачу "Будильник", имел отношение к партии, - говорит Елена. - Я ему подарила кассету и пожаловалась, что, мол, "Братьев Гадюкиных" не хотят выпускать на сцену. Дескать, не формат. Даже на отборочный тур "Червоной руты" во Львове не хотели приглашать. Начальник управления культуры горсовета сказал: "Только через мой труп!" А без его "добра" попасть на сцену было невозможно - такое время. И вот благодаря киевскому знакомству нас все-таки допустили к отбору. И мы его выиграли. 

Елена Мархасева. Фото: Facebook

Не дали даже талонов на еду 

Однако все по-прежнему шло не так гладко. Когда команда приехала на "Червону руту", выяснилось, что их не внесли в список выступающих. Не дали ни талонов на еду, ни гостиницы. Ночевать пришлось на задворках, впопыхах договариваясь со знакомыми. Пришлось обращаться все к тому же знакомому из партии. Тот вышел на одного из спонсоров фестиваля - и "Братьев" внесли в список. 

- Дописали ручкой в конце нескольких десятков исполнителей, - вспоминает Елена Мархасева. - Тогда второе место завоевала "Кому вниз" - мы их называли "Коммунистами", а первое - у Вики Врадий. Всем вручили кожаные дипломы, грамоты, только у Вики и у "Кому вниз" имена, названия были вытиснены, а у нас - вписаны от руки. "Братьям" также дали второе место, хотя я постоянно слышала: "Это не музыка, чем ты занимаешься!" Но даже моя домработница, девушка из села, была в восторге, услышав их по радио: "Елена Яковлевна! Какие ваши "Гадюкины" хорошие! За сердце берет". Это она о песне "Приїдь до мене в Мостиська, кучеряве дівчисько". В общем, их приняли, но тогда еще не весь Советский Союз.

"Поменяйте отвратительное название"

Советский Союз услышал о Гадюкиных чуть позже - Алла Пугачева пригласила ребят на "Рождественские встречи". Елена умудрилась передать певице кассету.  

- Алла Борисовна по телевидению выступала и сказала, что молодых, талантливых собирается продвигать, - рассказывает Елена Мархасева. - У нее тогда работал режиссер из Украины, он ей тексты "Гадюкиных" переводил. И хотя из-за непогоды у Аллы было плохое настроение, она начала хохотать. Все тогда привыкли к такой музыке - то пафос, то рыдания, то сладкие слезы. А это совершенно другие образы. Целая картина в одной строчке. 

Когда приехали в Москву, дирекция Аллы Борисовны сразу дала понять - выступить на "Рождественских встречах" хотят все, за такую возможность придется серьезно побороться. Пришлось врать. Мархасева сказала, что, вообще-то, у "Братьев" концерты расписаны вплоть до Нового года, только из уважения и любви к Алле Пугачевой они готовы все отменить. Но нужно оплатить группе суточные.

- Это с нашей стороны звучало неслыханно - другие сами были готовы платить, только чтоб приехать, - смеется Елена Мархасева. - В итоге нам сказали: "Хорошо, на ваши условия согласны. Но с одним нашим - поменяйте название группы. Потому что это - Алла Борисовна, а тут - какие-то "Братья Гадюкины". Придумайте более красивое, а ваше название - отвратительное". 

Алла Пугачева пригласила Гадюкиных на свои "Рождественские встречи". Фото: gady.com.ua

Удивительная история "папы Гадюкина"

Но и название удалось отстоять. Елене пришлось объяснять, в чем "прикол" - рассказала, что все участники группы на самом деле братья, сыновья сторожа из трамвайного депо Левка Гадюкина, но мамы у них разные. Чтобы содержать такую ораву, он продал американской разведке план трамвайных путей в Бердичеве, но вскоре оказалось, что это - "липа", и его искали и "наши" - как изменника Родины, и американцы - чтоб деньги вернул. Он уехал в Буркина-Фасо, женился, родил еще одного ребенка, а когда все утихло, вернулся - даже фильм есть о возвращении папы Гадюкина. Роль отца исполнил известный во Львове культурный и общественный деятель, умерший в этом году, Маркиян Иващишин. История дирекцию впечатлила, и то, что все, кроме съемок фильма, группа почерпнула из книги о шпионе Гадюкине, которая была популярна еще в 60-х, осталось за кадром. Все посмеялись, юмор поняли и разрешили оставить название.

- На "Рождественских встречах" Сережа (Сергей "Кузя" Кузьминский - солист группы. - Авт.) выступал с моей лисой на плечах - это были два сшитых хвоста, - вспоминает Елена Яковлевна. - Он ими так крутил, что хвосты едва не отрывались. Алле очень нравилось, хохотала. А я его ругала, сшивала обратно, угрожала, что заберу лис. Но Сережа: "Пока не закончатся съемки - не дам". 

Кстати, на тех "встречах" должна была спеть победительница фестиваля "Червона рута" Вика Врадий, а не Гадюкины. По словам Елены, и сама Вика, и ее фонограммы прибыли туда раньше Гадюкиных. Выбор в итоге пал на "Братьев", а Вика в одном из интервью в отместку заявила, что "рок-музыканту ехать к Пугачевой - западло". 

Главной проблемой музыкантов стали наркотики. Фото: gady.com.ua

В ТЕМУ 

Губительные наркотики 

Параллельно с раскручивающейся махиной популярности нарастала и проблема с наркотиками внутри группы. Головной болью продюсера был лидер команды Сергей Кузьминский. Он мог позволить себе заявить, что не поедет на выступление, срывал концерты и интервью на телевидении и радио. 

- Такое происходило все чаще. Я платила неустойки за сорванные концерты. Вы себе не представляете, сколько это денег, - говорит Елена Мархасева. - Например, делаю концерт на стадионе, куча людей приходит. Приезжают "Гадюкины" - уже "хорошие", покатались на велосипеде по стадиону - и "до побачення". Большой военный праздник, генералы прибыли, оказался сорванным. Вы не знаете, как оно - когда стучат в дверь, а ребята не могут выйти - Сережи нет. Концерты в Закарпатье, все подписано. Группа села на поезд, поселилась в гостиницу, пришли на интервью на телевидении - Сережи нет. Что ребятам делать? Они не могут без него выйти на сцену. Трубку он не берет…

Прилетев самолетом во Львов, Елена застала Кузю в квартире - лежал пластом на диване. Говорит: "Я не музыкант, а больной человек. Я не могу выйти, хочешь, чтобы я умер?" 

- Он лежит, нет дозы. Нужно ехать, искать. Он знал сам - куда. Вот почему долгие периоды не было концертов, - вздыхает Елена Яковлевна. - Лечили его, в Бельгию отправляли на полгода. Группа без него тогда выступала, но это было уже не то. 

Когда "Гадюкины" поехали в тур по Европе, Сергей Кузьминский сказал продюсеру: "Лен, знаю, сколько неприятностей тебе принес. Свое творчество отдаю тебе, чтобы возместила себе все, что потратила. Я больной человек, со мной может что-то случиться". Эта бумага, подписанная Сергеем, до сих пор есть у Елены. Но она ею не воспользовалась.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Черновцах устроили рекордное пение "Червоной руты"

Участие в рекордном исполнении хита Владимира Ивасюка приняли 3567 человек.

Новости по теме: Брати Гадюкіни