Богдан Ступка - символ отечественной сцены и первое лицо Национального театра им. Ивана Франко. Поэтому в нашем сериале «Прогулки по Киеву» мы пригласили Богдана Сильвестровича пройтись по площади Ивана Франко, где находится здание украинской драмы. День выдался пасмурным, но это не помешало нашему хорошему настроению. Ступка, по обыкновению, шутил, с удовольствием вспоминал легендарных актеров, с которыми каждый день здесь встречался. Прохожие сразу его узнавали, улыбались, здоровались. Остановившись у центрального входа в помещение, я попыталась выяснить, когда Богдан Сильвестрович впервые увидел родные стены.
Сцену построили на месте болота
- Не помню, - неожиданно ответил мэтр. - Я же во Львове жил и там впервые в 1954-м попал на спектакли Театра имени Франко. На гастроли привезли «Украденное счастье», где в 13 лет я увидел в роли Мыколы Амвросия Бучму. Мне запомнилась сцена, когда герой возвращается из тюрьмы, а все вокруг него танцуют.
- И тогда вы подумали, что хорошо бы жить в Киеве и работать в прославленном коллективе…
- Нет, об этом подумала моя мама, когда приехала в Киев к своему брату Павлу. Мой дядя очень любил ходить по городу с сантиметром и измерять новые здания. Когда они с мамой во время прогулки присели на лавочку в этом скверике, то она, посмотрев на театр, сказала: «Как было бы чудесно, если бы мой сын в этом театре играл». Закодировала! Так все и получилось!
- А когда построено это помещение?
- В 1898 году. Представляете, Театру Франко уже 110 лет! Создал его Николай Соловцов. Тогда это был один из лучших театров царской России. Тут впервые (после МХАТа) сделали сценический круг. И когда поставили спектакль «Три сестры» Чехова, то все оборудование так скрипело, что пришлось его заглушать очень громкой музыкой. Соловцов умер в 45 лет, но успел побывать владельцем и театра Бергонье. Это бывший цирк, где сейчас находится Театр им. Леси Украинки. А в Одессе у него имелась опера. В городе у моря Соловцов заболел тифом, который тогда не лечился, и в 1902 году его не стало. Еще один интересный факт - Соловцов стал прообразом героя чеховского рассказа «Медведь», такой он был громадный. А еще он ценил украинский театр: на I Всероссийском съезде театральных деятелей настаивал, что тот должен иметь собственное стационарное помещение.
|
Мы проходим мимо громадных афиш, где красуются фото ведущих исполнителей в сценах из спектаклей. На одной из них - фото вдохновенного Ступки в спектакле «Истерия». Но я вспоминаю услышанную где-то байку, что раньше тут была непролазная топь.
- Для Театра Франко, кажется, осушали болото?
- Совершенно верно. Тут забиты специальные сваи. Начинал строительство кто-то другой, а вот Соловцов его закончил: взял кредит и достроил наше великолепное здание. И сюда в труппу пригласили очень интересных исполнителей: даже знаменитого Леонидова - впоследствии МХАТовского актера. Дело в том, что Станиславский, создавая позже МХАТ, часть актеров переманил отсюда в Москву. А узнал о них от своей сестры Варвары Немирович, которая работала в нашем театре.
- Но труппа Соловцова сохранилась после революции?
- Как она могла сохраниться, если создавалась в начале XX века?
С Яковченко познакомился на Киностудии им. Довженко
- Но ведь сам Театр Франко из Винницы в Киев перевезли!
- Нет. Гнат Петрович Юра был тут с Курбасом. А когда Симона Петлюру выбили из Киева, то Юра с труппой переехал в Винницу, которая стала новой столицей Петлюры. А со Львова сюда приехал театр под руководством Амвросия Бучмы. И в 1920 году эти два коллектива слились в один, который и получил имя Ивана Франко. Сначала им руководил Бучма, а когда он ушел к Курбасу, театр возглавил Гнат Юра.
Мы приближаемся к памятнику Николаю Яковченко, где бронзовый актер сидит на лавочке.
- Помните первую встречу с Яковченко?
- Да, это случилось на Киностудии имени Довженко, после выхода фильма «Білий птах з чорною ознакою». Яковченко снимался в детском фильме, поэтому был в обтягивающем трико, как наполеоновский генерал. Подошел ко мне и говорит: «Здравствуйте, я вас знаю, очень приятно с вами познакомиться». Там стояли актеры, так он отвел меня в сторону и говорит: «Недавно у меня был день рождения, собралось отборное общество, пришел сам Александр Корнейчук! Но потом приперся представитель ЦК - и «трин-дец». После чего добавил: «Покорнейше благодарю» - и пошел к актерам.
- А кто любил гулять здесь на площади?
- Ежевечерний променад устраивали Наталия Ужвий и ее муж Евгений Пономаренко. Еще помню Аркадия Гашинского. Мы с ним познакомились в Москве. Я туда поехал в 60-м году на Декаду украинской литературы и искусств: играть пьесу в стихах Левады «Фауст и смерть», когда еще был студентом первого курса. И мне захотелось посмотреть спектакль «Власть тьмы» с Игорем Ильинским и Михаилом Жаровым. В кассе столкнулся с Гашинским, где нам обоим выдали стоячие места. Мы вместе так и простояли в лоджии на первом балконе. А потом в Театре Франко играли в спектакле «Когда мертвые оживают», где оба были немецкими генералами.
- А фонтан когда здесь появился? - показываю на бетонного красавца в центре сквера.
- Не знаю, но не работает он уже более 25 лет. Я недавно вернулся из Рима, так там старинные фонтаны, но все в действии!
«Для Натальи Лотоцкой я был недостаточно загадочен»
- А в кого из корифеев сцены вы были влюблены? - срывается с губ давно интересовавший меня вопрос.
- Еще в театральной студии увлекся Натальей Лотоцкой. Мы потом просто дружили: ничего более интимного не получилось. Но всегда уважали друг друга. Сейчас ее не стало (царство ей небесное!). Я эту утрату перенес очень тяжело, потому что она была прекрасной актрисой и подругой.
- Но на сцене вы же сыграли супругов в «Тевье-молочнике»?
- На сцене да, а так нет. Я был открытым, и она все время говорила: «Тебя как на ладони видно, а мужчина должен быть загадочным». Наталья была очень образованным человеком, она окончила немецкую филологию во Львовском университете. Я говорю: «Наталочка, кто сейчас твой друг?» - «Гете», - отвечала она. С ней можно было говорить на любые темы. Жаль, что так быстро отошло наше старое поколение, которое гуляло на этой площади: Марина Герасименко, Степан Олексенко, Виталий Росстальной, Юлия Ткаченко. А как-то в газете «Прапор комунізму» написали, что Валентин Гафт очень любит отдыхать в этом сквере. Так женщины потом ходили табунами и его высматривали. (Вместе смеемся.) Несколько раз вместо сквера тут хотели сделать гаражи. Еще одна беда - водят сюда собак. Но тут же люди сидят, отдыхают, а песики рядом какают…
Возле нас проходят несколько строителей в спецформе, направляясь к голубой новостройке слева от театра.
|
- Это малую сцену заканчивают, - поясняет Богдан Сильвестрович. Скоро будет 20 лет, как ее сооружают. Почему-то называют все это долгостроем. Проект и все конструкции успели уже давно устареть. «Житлобуд» хотел помочь: все снести и построить заново, но ничего не вышло. Так и строят до сих пор. Еще и деревянный туалет поставили прямо возле театра! А мы в этом помещении давно нуждаемся, ведь труппа большая. Здесь можно было бы ставить экспериментальные пьесы: когда актер, к примеру, хочет попробовать себя как режиссер.
СПРАВКА «КП»
Богдан СТУПКА родился в селе Куликово Львовской области. Окончил студию при Театре им. М. Заньковецкой (1961) и театроведческий факультет Киевского театрального института им. Карпенко-Карого (1984). С 1961 года - актер Львовского украинского театра драмы им. М. Заньковецкой, с 1978-го - Академического театра им. И. Франко.
С 2000 г. - министр культуры Украины. Лауреат Государственной премии СССР (1980, за театральную работу). Лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1992, за театральную работу). Народный артист СССР (1991).