6 декабря
Загрузить еще

Буба Касторский сбежал в пулеметчики, а Аркадий Райкин придумал на войне знаменитые миниатюры

Буба Касторский сбежал в пулеметчики, а Аркадий Райкин придумал на войне знаменитые миниатюры
Фото: Борис Сичкин (1), Ефим Березин (2), Юрий Тимошенко (3). Проще говоря, Буба Касторский, Штепсель и Тарапунька.

Уже через два дня после начала войны актеры, певцы, танцоры, артисты цирка - все, кто мог служить "боевым средством победы над фашизмом", как говорилось в "Обращении ко всем творческим работникам" Пленума ЦК профсоюза работников искусства, - начали записываться во фронтовые бригады.

Не было ни одной части, где бы не побывали артисты. Под обстрелами, на передовой они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. 

Веселый конферансье дошел до Берлина 

За шесть дней до начала войны 19-летний талантливый танцор Борис Сичкин вошел в труппу Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. Ему выдали солдатскую форму для выступлений, но в ней он оказался не на сцене, а в действующей армии. Именно на войне Борис Сичкин освоил образ веселого конферансье, который ему пригодился позже в роли Бубы Касторского из "Неуловимых мстителей".

С ансамблем Юго-Западного фронта Борис Сичкин побывал в местах самых тяжелых сражений - от Сталинградской битвы до Курской. "...Под Курской дугой я принял решение бросить ансамбль и бежать на фронт, - вспоминал Борис Моисеевич в книге "Я из Одессы, зрасьте!". - Я "потерялся", меня быстро присоединили к группе солдат и погнали на переформировку... Я попросился в пулеметчики... Несколько дней я был на фронте: стрелял, и в меня стреляли... О моем побеге было сообщено в политуправление. Вскоре в мою новую часть явились два майора из политуправления и арестовали меня как дезертира... Я несколько дней находился под арестом, наконец, меня доставили к начальнику политуправления фронта... Генерал спокойно объяснил мне, что я самовольно бросил часть, а это наказуемо. Что касается пользы, то в ансамбле от меня больше толку, чем на передовой. Я вернулся в ансамбль, а дело с военным трибуналом было закрыто".

С фронтовым ансамблем Борис Сичкин дошел до Берлина, он был уже не простым танцором, а любимым во многих частях артистом.

Из наградного листа:

"Известный как исполнитель комических и характерных партий всех танцев ансамбля. Появление его на сцене всегда сопровождается веселым и одобрительным смехом среди бойцов-фронтовиков...". 

Любимая роль Бориса Сичкина - Буба Касторский из "Неуловимых мстителей". Фото: youtube.com

Тарапунька и Штепсель хохмили на передовой 

В Киевском театральном институте познакомились два веселых студента - одессит Ефим Березин и полтавчанин Юрий Тимошенко. Оба получили дипломы в 1941 году, и оба с первого дня войны отправились в составе ансамбля Юго-Западного фронта на передовую. Тогда и сложился их дуэт. Знаменитые образы Штепселя и Тарапуньки они придумали уже после войны, а с 1941 по 1945 год смешили бойцов, выступая под масками повара Галкина и банщика Мочалкина. Оба были неистощимы на выдумки и хохмы, которые обожали бойцы. Поначалу повар походной кухни в колпаке и банщик с березовым веником в руках казались начальству слишком легкомысленными для армейского ансамбля, но уже через несколько месяцев трудно было представить выступления без их смешных сценок. Даже наградные листы Юрия Тимошенко и Ефима Березина полностью одинаковые - разница лишь в фамилиях.

Из наградного листа:

"Широко известен бойцам и офицерам повар Галкин. Его выступления с банщиком Мочалкиным полны острой злободневной политической сатиры и юмора. Галкин и Мочалкин широко известны всему фронту. Их любят бойцы и офицеры. Шутка, куплет, частушка, исполняемые ими со сцены, вызывают неумолкающий смех, дают воинам веселый жизнерадостный отдых, поднимают их боевой дух..."

Ефим Березин и Юрий Тимошенко прошли вместе с боевыми частями Красной Армии всю войну, дошли до Берлина, где 9 мая 1945 года выступили в победном концерте. 

Монтером Штепселем и милиционером Тарапунькой Ефим Березин и Юрий Тимошенко стали уже после войны. Фото: youtube.com

Будущий главный сатирик поднимал боевой дух Черноморскому флоту 

Став лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, 30-летний и мало еще кому известный Аркадий Райкин вошел в руководство только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. С этим театром он и отправился на фронт - поднимать боевой дух. Фронтовая бригада под руководством Аркадия Райкина обслуживала в основном флот - от Тихоокеанской и Дальневосточной флотилий до Балтики, Каспия, Черного моря. Именно на фронте впервые появились у Райкина сатирические миниатюры, ставшие его визитной карточкой.

Из наградного листа:

"Руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады тов. Райкин культурно обслуживал личный состав кораблей эскадры Черноморского флота, Новороссийскую, Туапсинскую и Потийскую военно-морские базы, обслуживал соединения и части ВВС ЧФ..."

"Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студеных цехах. И тем не менее работа, которую мы делали, была важна. Мы про­ехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях. Не раз попадали под бомбежки и артобстрелы, а однажды ночью даже залетели на самолете в тыл к противнику (это было в 1944 году в Латвии; самолет сбился с курса, и нас обстреляли из зенитных орудий)... Нам приходилось работать почти круглые сутки, мерзнуть и голодать… Впрочем, все это было в порядке вещей", - вспоминал Райкин в своей книге "Без грима". 

Аркадий Райкин выступает перед моряками Черноморского флота, 1943 год.

 

Новости по теме: День Победы История Кино