«Квест» - новая книга из стартовавшей в 2005 году акунинской серии «Жанры». Раньше в ней вышли «Детская книга», «Шпионский роман» и «Фантастика», а «Квест» - это «роман - компьютерная игра». Главный его герой - американский ученый Гальтон Норд, отправившийся в 30-е годы в Cтрану Советов; тамошние экспериментаторы похищали мозги выдающихся людей с целью сделать из них «вытяжку гениальности». Норда ждет много приключений и много загадок.
Главное в играх - побольше войны
- В этом году исполняется десять лет, как начали выходить ваши книги. Ведете ли вы учет: какая из них стала самой популярной (то есть продаваемой)? И, как однажды спросили Набокова, «какую из ваших книг вы больше всего любите, а какой больше всего довольны»?
- В СНГ, кажется, разошлось больше всего экземпляров «Турецкого гамбита» (это благодаря экранизации) и «Алмазной колесницы». За границей - «Азазели». У меня самого, конечно, есть среди собственных книжек фавориты. Есть и такие, о которых мне грустно думать, потому что они не получились. Но называть не буду, это получится вроде как предательство. Даже если кто-то из твоих детей хромой или горбатый, не пинать же его за это?
- Вы говорили, что в «Квесте» соединили два своих увлечения - компьютерные игры и сочинение сказок. Какой род игр вы предпочитаете - квесты, стрелялки, стратегии?
- Стратегии. Исторические. Чтоб побольше войны и поменьше строительства. Компьютерная игра выводит из организма лишнюю агрессивность и задействует какие-то иные зоны мозга. Вроде как напряжен, а голова отдыхает. И потом победа - это очень приятно. Еще одно маленькое преодоление, еще одна ступенька. Чем труднее задача, тем ступенька выше.
Страшно представить страну-гениталию!
- Почему временем действия на этот раз вы выбрали тридцатые годы и наполеоновскую эпоху?
- «Квест» - это такая фантазия-размышление на тему «роль личности в истории». Поэтому я и взял два исторических отрезка, на которых очень многое зависело от одного человека, будь то Сталин или Наполеон.
- «Квест» впервые был опубликован в Интернете за месяц до выхода бумажной версии. Этот проект имел успех?
- Мы не рассчитывали на успех финансовый. При всеобщей непривычке к электронным платежам платный сайт не может собрать много денег. Скорее это заявка на будущее. Эксперимент, на мой взгляд, перспективный. Пройдет совсем немного времени, и продукты этого типа станут привычными. Носителем для них, я полагаю, станет электронная книга.
- У одного персонажа «Квеста» есть любопытная теория: мир устроен как человеческий организм. Полушария мозга планеты - это Европа и США. А еще есть страны-скелеты, страны-мышцы, страны-нервы, страны-гениталии…
|
- Лично я считаю подобную аллегорию плоской и глуповатой. Правильней было бы говорить о том, что внутри общества существуют прослойки, группы и формации, которые можно уподобить частям организма: мозг, душа, мышцы, кровеносная система и так далее. А то представишь себе страну-гениталию, и жутко делается…
«Шпионский роман» готов к съемкам
- Сама идея проекта «Жанры» еще в 2005-м казалась неподъемной для одного писателя, у которого к тому же на руках Эраст Петрович, Николас Фандорин и т. д. А ведь при этом каждый роман заканчивался фразой «Продолжение следует…». Что вы сейчас думаете об этой затее?
- Хотел бы ее продолжить. Она кажется мне продуктивной. Я не могу повысить литературное качество своих текстов. Да это, возможно, было бы и не на пользу развлекательному жанру. Он ведь не должен быть стилистически сложным. Вот и пробую все время что-то новое в рамках выбранного пространства беллетристики. Пока не надоест мне и читателю.
- Последует ли продолжение «Шпионского романа» - самой яркой из ваших вышедших в 2005-м книг?
- Возможно, будет сиквел «Шпионского романа». Приключения Егора Дорина в тылу врага. Но это я еще окончательно не решил.
- В каком-то журнале мелькнула информация, что права на экранизацию «Шпионского романа» стоят дороже, чем права на любой российский бестселлер последних лет (кажется, называлась сумма в 500 000 евро)…
- Контракт давно заключен, подготовка к съемкам закончена. Насчет полумиллиона евро - чушь. В российском кино таких расценок не бывает.
- Среди жанров, к которым вы практически не прикасались, оказался экономический детектив. Хотя за те десять лет, что вы работаете в литературе, он стал очень популярен. Не было желания написать про экономические преступления XIX, ХХ или ХХI века?
- Экономический детектив на историческом фоне вряд ли кому-то будет интересен. Хищение конопли и свечного воска на складах кумпанства «Багровъ и внукъ»? Ну а если писать про современные экономические аферы, то тут найдутся авторы гораздо компетентнее меня.
- Говоря об экономике, нельзя не спросить о финансовом кризисе. Как он, по-вашему, может сказаться на развитии книжного рынка и на вашем личном благосостоянии?
- Черт его знает. Посмотрим. Вообще-то за книги я не особенно боюсь. Издатели говорят, что люди больше читают, когда меньше работают. Но ценой массовой безработицы притока читателей мне, конечно, не надо…
Фандорин пока в планах
- Меня уже лет восемь - с тех пор, как я впервые об этом услышал, - очень интересует проект романа «Черный человек», в котором Фандорин вроде бы должен встретиться с Григорием Распутиным. Вы не забросили эту идею?
- Нет. Идея и план у меня в отдельном файле. Но перед тем надо написать о Фандорине еще один роман.
- Вы собираетесь писать «документалистику» под своим настоящим именем (как «Писатель и самоубийство» или «Кладбищенские истории»)? Что могло бы стать темой для очередной книги Григория Чхартишвили?
- Историческая эволюция понятия «чувство собственного достоинства» - с античности до наших дней. Красивая тема. И важная. Я убежден, что ЧСД - главное мерило уровня развития того или иного общества.
- Сочиняя исторические романы, вы пользуетесь только архивами или общаетесь с историками, исследователями или служителями порядка?
- Я часто прошу о помощи специалистов. Без этого никуда. Это не значит, что все в моих романах соответствует истине. Это ведь беллетристика, да? Но сам я хочу точно знать, как оно было или бывает на самом деле. Чтоб привольней фантазировалось.
- Сейчас все повально увлечены ЖЖ. Вам не хотелось завести свой блог, как это сделали ваши коллеги Татьяна Толстая или Сергей Лукьяненко?
- Мои романы и есть мой блог. Все мысли, сомнения и открытия я вставляю туда. На ведение блога ни сил, ни материала не остается.
«Года к суровой водке клонят»
- Рассказывают, вы сейчас много времени проводите во Франции. Почему выбрали ее, а не Испанию, например, или Италию? У вас возникают проблемы в Европе?
- Это север Франции, берег Ла-Манша. Там не бывает жары, всегда дуют ветры, высокие серые скалы и минимум живописности. Лучше всего мне работается именно в таком окружении. Я уезжаю туда, когда мне нужно целиком погрузиться в текст, отключившись от внешних раздражителей. Проблемы? Интернет не всегда хорошо работает из-за сильных ветров. А в остальном все нормально.
- И еще: вы грузин. Один ваш соотечественник, который тоже перебрался во Францию, в своих фильмах воспевает вино. У вас есть какие-то особенные предпочтения в области вин?
- Года к суровой водке клонят. Она невкусна и неполезна, но от нее наутро не болит голова (во всяком случае у меня). А утро - главное время для работы.