Певец Артем Кай выпустил свой первый альбом "Доля" и выступил в Киеве с сольным концертом. "КП" в Украине" поговорила с начинающим артистом о том, как обычному музыканту пробиться в шоу-бизнес и сколько это стоит.
Далеко не факт. После первой победы в "Караоке на Майдане", тогда мне было 16 лет, в жизни практически ничего не изменилось. Конечно, поскольку на съемках был почти весь мой родной Южноукраинск, меня узнавали на улицах, девочки просили сфотографироваться и брали автографы, но большой популярности это не принесло. С другой стороны, победа подтолкнула меня заняться вокалом. Пошел учиться музыке и решил с ней связать свою жизнь. Потом, будучи в Киеве, опять пошел на "Караоке на Майдане" и… победил во второй раз.
Далее был "Х-фактор-5". Взяли меня на шоу после трех отказов - я упорно три года ходил на кастинги. Честно говоря, знал бы, что тогда у меня не получится попасть в прямые эфиры, не шел бы на шоу, лучше бы еще подучился. Самым запоминающимся в проекте оказался выбор песни для исполнения в тройках и реквизиты. Как сейчас помню: мне пришлось петь с двумя девчонками, которым было по 16 лет. Выступали в каких-то дурацких париках, а одна из девочек - в медицинском халате. Все сумбурно, и, к сожалению, дальше я не прошел.
После "Х-фактора" люди начали подписываться на мои соцсети, но это были стандартные поклонницы шоу. Никаких контрактов или сотрудничества никто не предлагал. В принципе сейчас мало кому интересен человек, у которого две руки, две ноги, полная семья и хороший голос. Сейчас цепляются за что-то необычное: артист должен быть или каким-то ненормальным, или особенным.
В 2015 и 2016 годах я выпустил две песни и два клипа. Но не все получилось, как хотелось. У меня не было дяди с мешком денег, который стал бы моим продюсером. Да и я сам этого не хотел. Решил попробовать сам. Поэтому многие мои шаги оказались ошибочными. У меня появилось чувство неудовлетворенности от того, что я делаю. Это касалось и музыки, и съемок клипов, и выступлений. Я снял не очень качественное видео, которое не брали телеканалы, записал несколько песен, которые было сложно исполнять вживую, не говоря уже об их ротации на радио.
Мне хотелось петь лирику, а в голове звучало: "Да нет, людям нужно что-то подвижное, популярное". И когда творческий человек не получает удовольствия от того, что он создает, у него случается музыкальная депрессия. Я взял паузу где-то на полтора года, чтобы перезагрузиться.
Выйти из депрессивного состояния мне помогали мои друзья, путешествия, музыка, иногда даже алкоголь. Может, это заблуждение, но, мне кажется, не надо стесняться таких признаний. Все может быть. Но это не значит, что я находился в глубоких запоях. Это была философская депрессия, когда ты начинаешь искать себя. Я слушал музыку и пытался найти свое.
Примерно полгода я вообще ничего не делал, пока меня не познакомили с саунд-продюсером Олегом Аджикаевым. Он помог мне с поиском стиля и научил петь о настоящем. За год мы с ним написали целый альбом.
Сложнее всего было прийти со своими идеями к своей семье. Финансовой помощи я просил у родителей. Найти спонсора очень сложно. Редко бывает, когда кто-то тебя услышал и захотел вложить в тебя деньги просто так.
Постоянно в моей команде есть саунд-продюсер и пиар-менеджер. Это не так много и дорого. Остальных специалистов нанимаем по необходимости. К примеру, режиссера, чтобы снять клип, и соответствующую команду. Даже музыканты зачастую работают у нескольких артистов одновременно. Но очень важно найти своих, чтобы они тоже чувствовали твою музыку - иначе гармонии не будет. Мне не нужны люди, которые во время концерта будут думать о том, сколько им заплатят после.
Все, что касается музыки и медиа, - это вы, журналисты. Это стандартная система. У меня есть пиар-менеджер, у которого есть своя база контактов. Делаются специальные рассылки песен и клипов на радио и ТВ.
Конечно, всегда в плюс личные встречи и знакомства. К примеру, после моего участия в "Хит-конвейере-2017" у меня появились хорошие отношения с телеканалом М2. Мы познакомились с программными директорами, продюсерами. В частности, с Аленой Мозговой, которая впоследствии пригласила меня выступить на концерте памяти Николая Мозгового. Все играет роль - и качество материала, и взаимоотношения с людьми, и то, как ты себя ведешь. Если сделаешь откровенную халтуру, то даже друг тебе скажет: это в эфир не пойдет.
Моя самая первая песня была на украинском языке, и ее я купил. Называется она "Тобі одній". Тогда у меня еще не было достаточно опыта в написании песен, и я заказал ее у Андрея Сторожа из группы "Авиатор". Это было лет пять назад, и стоила она около 2 тысяч долларов. Сейчас, если речь идет о знаменитых авторах, цена может быть тысяч пять и выше. Выгоднее, конечно, приходить уже со своей мелодией и текстом к аранжировщику.
Так я познакомился с аранжировщиком - это был Владимир Цап, который работал клавишником у Виктора Павлика.
Если есть текст, мелодия, представление о ритме, ты знаешь, что хочешь сделать, аранжировщик создает полноценную работу за минимальные деньги. Это может стоить 300-400 долларов - не большие деньги по сравнению с тем, если покупать полностью готовую композицию.
В этом деле я пошел от обратного. Если хочешь, чтобы твой клип взяли на телеканале, приходишь на этот канал и просишь посоветовать нужного режиссера. Мне повезло найти своего. Это - Влад Разиховский (снимал клипы для Лободы, Пономарева, группы "Друга ріка" и т.д. - Авт.). Мы вместе сняли уже три клипа, в планах - четвертый.
Сейчас намного проще найти профессионала - даже начинающие могут прийти к любому режиссеру, если есть деньги и идеи.
Конечно, если снимать видео на улице и при дневном свете - это дешевле, потому что дополнительный свет и оборудование стоят очень дорого. Плюс это гонорары - чем больше техники, тем больше людей. Не может один человек быть и оператором, и режиссером, и гримером, да еще и людей на площадке кормить. И все стоит денег. В среднем снять хороший клип можно за 4-5 тысяч долларов.
В моем случае тянуть было нельзя, так как мы издали альбом и его следовало красиво презентовать, заявить о себе. К концерту готовился полгода - как морально, так и материально. Местом проведения выбрали Caribbean Club Concert Hall, аренда которого обошлась в 30 тысяч гривен (зал на 300-400 человек). Рекламная кампания стоила 10 тысяч гривен. Плюс нужно было нанять профессиональную команду музыкантов и людей, которые отвечали бы за звук, свет и видеосъемку. Стоимость аренды дополнительного оборудования обошлась в 1000 долларов. Самой дорогой была видеосъемка - 2500 долларов. Дальше плюсуем гонорары всей команды: режиссеры, звукорежиссер, мастер по свету, виджеинг, музыканты... Даже такие мелочи, как вода и еда, - это тоже очень важно, и это стоит денег. Приблизительно концерт обошелся в сумму около 8 тысяч долларов.
Это имя мне предложил мой младший брат, ему тогда было 14. Объяснил: "Представь, что твои бывшие девушки - это злые королевы, которые замораживали тебе сердце. А твоя новая девушка его растопила. Этот персонаж существует в двух мирах одновременно - с холодным сердцем и теплым. С таким именем ты никогда не будешь обманывать. Если ты влюблен, у тебя теплое сердце, ты поешь о счастливой любви, если нет - у тебя холодное сердце, ты поешь о несчастной любви".
К тому же не хотелось, чтобы моя фамилия перекликалась с известным продюсером Юрием Никитиным. Меня частенько спрашивали, не родственник ли я ему. Отшучивался, мол, его внебрачный сын.