28501
0
18 апреля
Загрузить еще

Гоголь украл «Ревизора» у Квитки-Основьяненко?

Гоголь украл «Ревизора» у Квитки-Основьяненко?
Фото: На портрете харьковского художника Михаила Башилова - приятеля классика - заметно, что глаз у Квитки серьезно поврежден. Хотя живописец наверняка постарался по дружбе «сгладить» увечье.

Профессор кафедры украинской литературы Харьковского национального университета им. Каразина Александр Борзенко исследует творчество Квитки-Основьяненко около 20 лет. Даже написал о нем книгу. За это время ученый пополнил хрестоматийную биографию классика многими малоизвестными фактами. О своих находках он согласился рассказать читателям «Комсомолки».  

Из монастыря - на танцпол

В двухлетнем возрасте Григорий заболел золотухой и ослеп на один глаз. Через три года во время паломничества в Озерянский монастырь зрение к Грише неожиданно вернулось. По легенде, его исцелила икона Озерянской Божией Матери - самая почитаемая святыня Слобожанщины, а чудесное выздоровление сделало Квитку очень набожным. Вот потому, как объясняют биографы, у Григория в 26 лет возникло решение уйти послушником в Куряжский мужской монастырь, куда в то самое время перевезли образ Озерянской Богоматери.

- Думаю, это, скорее, было связано с карьерой его старшего брата Андрея Квитки, - считает Александр Борзенко. - Он стремился занять пост предводителя дворянства Харьковской губернии. Но, чтобы стать губернатором, требовалось объединить все отцовское состояние. Григорий уступил свою долю брату, а сам удалился в монастырь. Когда спустя десять месяцев возвратился, Андрей не отдал ему его части наследства, а лишь выписал векселя.

Вскоре Григорий увлекся театром и танцами, даже возглавил танцевальный клуб. А еще он обожал в поместье на Основе (в то время пригород Харькова. - Прим. ред.) запускать фейерверки. Одна петарда угодила ему в лицо, изуродовав на всю жизнь тот самый левый глаз, который он едва не потерял в детстве. 

Жену нашел в Институте благородных девиц 

Векселя от брата Григорию все-таки пригодились. Как и Андрей, он тоже баллотировался, только на пост поскромнее: предводителя дворян Харьковского уезда. Причем весьма удачно. На эту должность его избирали три раза подряд. 

На собранные у помещиков в 1812 году деньги Квитка основал в Харькове первый в Украине Институт благородных девиц. Тот самый, который спустя несколько лет взяла под свое покровительство императрица Мария Федоровна, после чего институт перешел на государственное содержание. Но поначалу 30 воспитанниц - девочки из бедных дворянских семей - учились исключительно за счет пожертвований харьковской знати.

В этом заведении 43-летний Квитка и нашел себе жену. Ею стала преподаватель Анна Вульф, окончившая Петербургский институт благородных девиц и бывшая вдвое моложе писателя. Говорят, именно Анна подтолкнула мужа к сочинительству. 

Аксаков защитил Николая Васильевича 

Свою первую пьесу «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Квитка написал в 1827 году. В комедии иронично рассказывалось о визите фальшивого ревизора в провинциальное местечко. К печати цензор утвердил произведение уже через год, но оно все равно никак не могло попасть к широкому читателю. 

- Квитка отослал рукопись в Петербург, где она и затерялась. А когда пьеса наконец вернулась в Харьков, уже вышел «Ревизор» Гоголя (в 1836 году. - Прим. ред.), - продолжает Борзенко. - Надежды Квитки на сценический успех растаяли, но своего возмущения он не скрывал.

днажды прочитал дома друзьям вслух свою комедию и Гоголя. Удивленные гости в один голос признали: идентичны не только сюжеты, но даже характеры персонажей, а частично и подробности!

Квитка пожаловался на обидчика известному писателю Сергею Аксакову (автору «Аленького цветочка»). Тот был цензором пьесы харьковского драматурга и по совпадению - близким другом Гоголя. Аксаков встал на сторону Николая Васильевича и заявил, что анекдоты про фальшивых ревизоров по России ходят давно. И нет ничего удивительного в том, что одинаковая идея посетила сразу двоих авторов.


Имение Квиток в Основе.

Основатель Харьковского университета строчил доносы

Уже став известным, Квитка поддержал начинающего поэта Тараса Шевченко. Они не были знакомы лично, но долгое время переписывались. Шевченко сочинил и поместил в «Кобзаре» стихотворное послание «К Основьяненко». Из-за него в 1840 году основатель Харьковского университета Василий Каразин (в те годы уже пожилой человек) накатал на Квитку сразу несколько доносов. «Он отыскал «Кобзаря», где есть малороссийские стихи ко мне, разбирает их и хочет доказать, что они вредные», - изливал литератор душу в письме к другу.

Поклеп и последовавшие за ним допросы так расстроили писателя, что он на нервной почве заболел. Но основательнее всего его здоровье подкосила повторная женитьба старшего брата на бывшей крепостной. Наравне с законными детьми Андрей признал и внебрачных, разделив между всеми отпрысками наследство. Григорий же считал, что наследниками являются только законные дети, и супругу брата обзывал в сердцах «скверной бабой». В ответ Андрей перестал с ним общаться и выплачивать денежное содержание. 

Незадолго до смерти драматург начал служить старостой церкви на Основе и по вечерам исправно зажигал в ней лампадки. Скончался классик в 65 лет на руках у жены.  

СПРАВКА «КП»

Григорий Квитка-Основьяненко. Квитка - родовая фамилия. Основьяненко - указание на то, что человек происходит из городка Основы (сегодня - район Харькова). Будущий писатель появился на свет 18 ноября 1778 года. Его род был одним из самых известных на Слободской Украине. Квиткам принадлежало очень много земли, которую они регулярно жертвовали в пользу общины Харькова.

Самые известные произведения классика: «Сватанье на Гончаровке», «Шельменко-денщик», «Конотопская ведьма», повести «Маруся», «Сердешная Оксана».

Умер в 1843 году.

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Издатель «Современника» покупал жене Квитки чепчики

В 1816 году Квитка под псевдонимом Фалалей Повинухин напечатал свои юмористические фельетоны в журнале «Украинский вестник». Тогда его родные (и в первую очередь брат) считали такое поведение позором для отпрыска уважаемого рода. Но уже в 30-х годах Григорий стал одним из ведущих авторов известного петербургского журнала «Современник».

Главный редактор издания, ректор Санкт-Петербургского университета Петр Плетнев, был влиятельным при императорском дворе человеком. Учил русскому языку и словесности великих княжон Марию и Ольгу. Он и порекомендовал цесаревнам прочесть повести Квитки «Панна сотниковна» и «Ложные понятия». Произведения им настолько понравились, что после смерти писателя Ольга дала деньги на издание полного собрания его сочинений.

Сам Плетнев тоже немало благоволил Квитке, даже брал на себя некоторые его бытовые заботы. Однажды литератор пожаловался в письме, что тратит много времени, добираясь на службу, и издатель подарил ему карету. Мало того, Плетнев покупал для жены Григория одежду в Петербурге! Модные воротнички, перчатки, чепчики - все это подопечный заказывал ему из Харькова в счет своих гонораров. А однажды выписал для Анны меховое манто, которое подробно обрисовал в письме. Но Плетнев выбрал роскошную шубу, стоившую гораздо дороже, чем причиталось за повесть, а разницу доплатил из собственного кармана. Единственное условие, которое редактор ставил перед Григорием, - это эксклюзивность: его вещи должны были публиковаться только в «Современнике».

Впрочем, Квитка регулярно нарушал договоренность и сбывал произведения в другие журналы. Известно, что за один печатный лист (сегодня - 40 тысяч знаков) журнал «Маяк» отсчитал классику 150 рублей. А на комедии «Шельменко-денщик» драматург заработал у харьковского театра 1000 рублей.

Самое поразительное то, что, хотя Квитка и Плетнев долгие годы не только сотрудничали, но и дружили, они ни разу лично не встретились - только переписывались.