Загрузить еще

«Чехова в смирительной рубашке» станцуют в столице

«Чехова в смирительной рубашке» станцуют в столице

Каждый волен сходить с ума по своему. Эту мысль хореограф Раду Поклитару утверждает каждой своей новой постановкой. «Палата №6» продолжила систему аргументации.

Самая депрессивная из чеховских новелл определенно не была задумана, как материал для театральной постановки. Тем не менее «Палата №6» имеет богатую сценическую историю. Театр разглядел в сумрачном и безнадежном тексте универсальную метафору жизни и уверенно присвоил ее себе. 

Идея того, что историю добровольного побега в безумие можно еще и станцевать, пришла в голову Раду Поклитару в 2003 году, после того, как тогдашний руководитель балета Большого театра Алексей Ратманский предложил ему поставить «что-то бессюжетное, коротенькое и на небольшое количество человек». В 2004 году на сцене Большого состоялась премьера нового балета. Одним из основных компонентов спектакля, весьма доброжелательно встреченного критикой, стала гениальная музыка эстонца Арво Пярта – одного из лучших симфонистов современности, сообщает «24».

За прошедшие с тех пор 4 года Поклитару обзавелся собственной балетной компанией – молодой, мобильной и очень трудолюбивой. Теперь новая версия «Палаты №6» станет частью ее репертуара.

Сюжеты Чехова не впервые попадают в руки хореографов. Его рассказы «Анна на шее» и «Дама с собачкой» стали основой для замечательных балетных постановок. Но «Палата №6» кажется более чем экстравагантным выбором для создания либретто. В ней почти нет сюжета, отсутствует лирическая линия. Зато есть достаточно эмоций, надежно спрятанных за словами, много невысказанного, требующего интерпретации. А это – именно тот материал, с которым Поклитару любит и умеет работать. 

Хореограф убежден, что современный танец должен рассказывать о пограничных состояниях. Его предыдущие постановки опровергают идею балета как демонстрации красоты человеческого тела. Они вообще про другое. Балетные этюды Поклитару – это почти всегда беззвучный вопль человека, который хочет быть свободным, но у него как-то ничего не получается.

И это неспроста. Театр «Киев Модерн-балет» существует уже более двух лет. Он работает стабильно, деловито выдавая премьеры раз в полгода, как хорошо отлаженный механизм. Два года назад балетные эксперименты Поклитару выглядели как обещание чего-то принципиально нового. Еще чуть-чуть подкачать творческие мышцы, и держитесь за стулья! Время прошло – а ощущение недотянутости, эскизности осталось. То, что происходит с этим театром сегодня, при всей динамичности и позитивности процесса, напоминает затянувшийся балетный класс, во время которого танцовщики вслед за педагогом бесконечно повторяют одни и те же экзерсисы с хорошо отработанным выражением безумия на юных лицах. 

Новая постановка пополнит поклитаровскую коллекцию сюжетов про выбор без выбора, бег на месте и крики без звука. Балет одноактный, и в будущем хореограф планирует соединить его в один спектакль со своей предыдущей работой «Undergraund». Зрителям будущего диптиха придется не сладко – автор не считает нужным баловать публику сладенькой картинкой. История заключения себя в клетку безумия продолжится постапокалиптическим этюдом о том, чего на самом деле стоит свобода. Впрочем, ряд этот вполне может быть продолжен. В качестве дивертисмента Поклитару вполне может использовать свое же «Болеро», в котором танцовщики в течение двадцати минут выпутываются из смирительных рубашек.