Среди представленных 87 работ можно увидеть пейзажи, которые уйдут с молотка на весенних торгах «Кристис».
«И то, что он сейчас генеральный директор Национального художественного музея Украины, весьма уважаемой институции в панораме мировой культуры (благодаря, в первую очередь, опять же, ему, Мельнику), – это проявление одной из способностей его высокоорганизованной личности», – с удовольствием слагает панегирик своему подопечному куратор выставки Любомир Медведь. На персоналке высокоорганизованного Мельника еще и не такое можно услышать. Там прогуливаются все больше академики, заслуженные художники и искусствоведы с «мировым именем» и «полувековым стажем», восторженные поклонники, благодарные почитатели и представители тонкого слоя нашей интеллигенции вроде Юрия Макарова и Павла Гудимова, пишет «24».
Мельник – художник академический, что по нынешним временам звучит как форменное ругательство. «Как можно-с в эпоху развитого Херста и вездесущего Кунса Владимирскую горку писать?» – кривится радикальная молодежь, искренне считающая пережитком прошлого умение живописца держать в руках кисть и карандаш. А уж внимание к местной натуре, будь то Кирилловская церковь или поле из цветов где-нибудь под Черниговом, считается и вовсе криминалом. Но дело старой школы живет и процветает. Все 87 картин, написанных Анатолием за последние пять-шесть лет, – яркое тому подтверждение. Энергичный цвет, решительные, как удары барабанных палочек, мазки, эмоции через край полотна, окончательные, вызревшие страсти. Анемичностью, которой от неверия в себя болеет современная академическая живопись, здесь и не пахнет.
А еще Мельник аукционному дому «Кристис» отказал. Его представителям, побывавшим в мастерской художника прошлым летом, приглянулись пейзажи цикла «Каменец-Подольский». Гости хотели одну работу пустить со своего респектабельного молотка, да автор не позволил. Взял полотно и подарил его родному Национальному музею. Правда, ребят из «Кристис» тоже не обидел: представленные на вернисаже пейзажи «София Киевская» и «Киево-Печерская лавра» будут выставлены на весенних торгах знаменитого лондонского дома. Предварительная стоимость каждой картины пляшет в районе 20 тысяч фунтов стерлингов.
«Все это не так важно, – рассуждает Мельник. – Аукцион – это бизнес, игра на рынке, инвестиции в искусство как в товар. К культуре восприятия прекрасного все это не имеет никакого отношения. Если уж искать здесь значимость, то она в том, что Украина постепенно занимает свое место в мировом современном искусстве. Наши художники ничем не хуже итальянских, французских, немецких».
Наверное, так и есть. Только вот Мельник пока что один из немногих отечественных мастеров, которым английский аукционный дом предлагает свои услуги. Остальным остается ждать, когда занявшую видное место Украину можно будет рассмотреть из Лондона во всех живописных подробностях.