Загрузить еще

Актриса Алла ДЕМИДОВА: «Я единственная в театре знала о пристрастии Высоцкого к наркотикам»

Актриса Алла ДЕМИДОВА: «Я единственная в театре знала о пристрастии Высоцкого к наркотикам»
Фото: Алла Демидова: - Я никогда не играла саму себя

Народная артистка России Алла Демидова пробыла в Киеве две недели, но с прессой почти не встречалась: писала в гостиничном номере книгу. Ее мемуары о Высоцком и Смоктуновском давно стали бестселлерами, а новые разработки актерской техники, где используется психическая энергия, - учебником для лицедеев.

«Комсомолка» пообщалась с актрисой на мастер-классе, который она провела для молодых киевских коллег.

«Счастье - это когда уходит боль»

- Алла Сергеевна, над чем сейчас работаете?

- Я сейчас сотрудничаю с греческим режиссером, который не понимает русского языка, но хорошо владеет древнегреческим. Он родился в той же деревне, что и Эврипид, и в постановках соединяет архаику с немецким экспрессионизмом. Считаю, что это самый лучший современный режиссер, ставящий древнегреческие трагедии.

Знаете, во время работы над «Федрой» со мной случился потрясающий случай. Спектакли за границей играют циклами - 15 представлений подряд. Но однажды я очень сильно заболела, весь день занималась здоровьем, а вечером, когда выходила на сцену, боль вдруг исчезала. Я тогда для себя вывела формулу: «Счастье - это когда уходит боль». Целый месяц промучилась, а потом поняла: болею я, а не Медея. Это она мне помогла пережить болезнь, давая передышки.

- А как актеры добиваются на сцене слез?

- Нужно вспомнить самые трагические моменты жизни вплоть до похорон. Потом срабатывает чистая техника.

- В мемуарах вы писали, что Высоцкий вам рассказывал, как играть наркоманку. Что именно он говорил?

- В последний год жизни Высоцкого мы делали с ним спектакль по Тенесси Уильямсу. Высоцкому в конце жизни надоело быть только артистом, он мечтал о режиссуре, поэтому пробовал себя в роли постановщика пьесы, где были заняты только два актера - я и он. По сюжету мы были братом и сестрой, а по профессии тоже актерами. Я - наркоманка, так что Володя мне точно описывал, что должна была чувствовать моя героиня.

О его пристрастии я знала и до этого: была единственным человеком в театре, посвященным в эту тайну. Вторым, кто знал, был его друг - поставщик наркотиков. Я раньше об этом не распространялась, но сейчас уже все пишут, так что могу рассказать.
Когда мы вместе играли в «Гамлете», где я была Гертрудой, то на сцене просто физически почувствовала, что из него бьет энергия. У меня поползли мурашки по телу. Я зашла за его спину - ничего нет. Опять перед ним - чувствую поток. И тогда мы стали об этом говорить и вместе разрабатывать психическую энергию. Я потом ее искала у экстрасенсов, в буддизме, йоге и тому подобном. А Высоцкий - в наркотиках. Это ведь тоже очень сильный источник энергии, выходящей из определенной чакры.

Кто не знает эту теорию, скажу, что у человека семь чакр, и они расположены по линии позвоночника. Актеры пользуются в основном нижней - сексуальной. Иногда так темпераментно играют, что даже попы сжимаются. И действует! Зрителям такие исполнители очень нравятся. Высоцкий играл анахатой - грудной чакрой. Она бьет энергией, как луч карманного фонаря. Поэтому сбоку ее не чувствуешь, и зрители, сидящие в зале по краям, ничего не воспринимали, а у тех, что в центре, мурашки по коже бегали. Мы с Высоцким долго это обсуждали, и он меня предостерегал не прикасаться к наркотикам, так как знал, чем все заканчивается. Но шел на это сознательно. Потом нас спрашивали, почему его не остановили. Но это все равно что хватать голыми руками взлетающий самолет.

- Как вам удается вживаться в роль так, словно вы играете сами себя?

- Все зависит от сценария. Если роль выписана так, что ее видно будто изнутри, тогда она в руках.

Я никогда не играла саму себя. Мои коллеги спросили, в каких фильмах меня посмотреть. Да ни в каких! Там везде не я. Роль можно приблизить и с помощью костюма: увидеть, как героиня одета, причесана, что у нее болит, как она говорит, хотя в сценарии этих деталей и нет.

Простые женщины часто показывают своих соседок, меняя речь. Так они подсознательно видят в себе этих персонажей. Но часто, когда много играешь в театре, роли словно наслаиваются на исполнителя.

Например, в моем доме лифтерша постоянно меня спрашивала: «Вы к кому?» Когда у меня было хорошее настроение, я отвечала: «К Демидовой!» Она отвечала: «Проходите, она дома». Но однажды я разозлилась: «Почему я вас всегда узнаю в тысячной толпе, а вы меня никогда в моем собственном доме?!» И она ответила: «А вы каждый день разная». Но сейчас я не играю так много, поэтому стала узнаваемой для нее.

«Поругалась с Муратовой из-за прически»

- Как работалось с Кирой Муратовой в картине «Настройщик», где у вас замечательный образ старушки, сумевшей простить даже вора, отнявшего все ее состояние?

- В этой роли от меня очень мало. Я совершенно другая - более разумная, не такая легковерная. Но мне чрезвычайно понравился сценарий, и встал вопрос: как создать героиню? Я решила, что у нее на голове должен быть пушок, словно она одуванчик.

Когда ко мне приехала гримерша, мы шесть часов искали нужную прическу и остановились на пушочке. Но когда я приехала на съемки, вижу, Рената Литвинова с такой же прической и уже снимается! А мне гримерша взамен соорудила косу на голове, как у Юлии Тимошенко. Я возразила: да я с этой косой сама кого угодно обману, это ведь совершенно другой образ!

У нас с Муратовой был единственный конфликт за всю съемку именно по этому поводу, но я настояла на своей прическе. Отказалась от услуг гримерши, стала укладывать волосы сама. Но на Одесской киностудии никто, кроме Киры Муратовой, не работает. Пустуют огромные пространства! Осталось все: гримерные, сундуки с париками. Я открыла один из них, нашла паричок пастушка, надела его задом наперед, подкрасила. Вот так родился нужный образ. Но Кира говорила мне, что после жестокого обмана надо еще что-то в героине сломать. А что? Я предложила вот такой прыгающий говор моей подруги (меняет голос, показывая сбитую старушечью речь). Кира сказала: «Это гениально!»

Я мечтала, что на последнем монологе выдам все по полной. Но, как всегда, снимали в конце смены в каком-то трамвае... Тем не менее мне очень понравилось

Кадр из фильма «Собака Баскервилей»

работать с Муратовой. Она одна из немногих, кто собирает актеров и читает текст с голоса. А когда уже распределены фразы, дает артистам простор. Я, например, захотела сниматься вместе со своим пекинесом. Кира возразила: «А я потом при монтаже постоянно буду думать, что с ним?» И вдруг через время она мне звонит: «Алла, я придумала! Вы будете все время носить его на руках». И этот облезший пес сделал мне половину роли.

«Я ненавижу выходить на сцену»

- Одессу полюбили?

- Очень. Иду как-то по улице со своим пекинесиком. Я его носила на руках и в жизни. Вдруг какая-то женщина меня спрашивает:
- Это у вас кошка или собака?
- Собака, - отвечаю.
- Какой породы?
- Пекинес.
- Китаец? А глаза, как у русских!

И таких случаев было масса. Одесситы просто не понимают, что в быту разговаривают анекдотами.

- Любите играть на сцене?

- Терпеть не могу, потому что это адский труд. Я не мазохист, чтобы насиловать себя, вместо того чтобы лежать на диване и слушать хорошую музыку. Поэтому никогда не любуюсь собой на сцене.

Фото Елены СТАРОСТЕНКО


ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Алла ДЕМИДОВА родилась в Москве в 1936 году. Получила экономическое образование в МГУ, закончила Театральное училище имени Щукина. С 1964 года стала ведущей актрисой Театра на Таганке.

После главной роли в фильме Игоря Таланкина «Звезды днем» Алла Демидова становится известной в СССР, а в конце 80-х - и за рубежом благодаря гастролям со спектаклем Романа Виктюка «Федра».

В 1993 году актриса создала собственный театр «А». Также работает на телевидении и занимается литературным творчеством.


5 самых знаменитых фильмов Демидовой по версии «КП»

* «Настройщик»
* «Стакан воды»
* «Крейцерова соната»
* «Собака Баскервилей»
* «Зеркало»