Когда в 1934 году Михаил Булгаков, уставший от бедствий, написал пьесу "Иван Васильевич", он и предположить не мог, что создает вечный источник чистой радости. Он не думал, что от его реплик, самых простых - "Да ты ведьма!" или "Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение?" - по нашим зрителям десятилетиями будет бегать электрический ток.
"Иван Васильевич меняет профессию" - самая великая комедия Леонида Гайдая. Ни "Кавказская пленница", ни "Операция "Ы"…", ни "Бриллиантовая рука" не имели в соавторах сценария гения, который так внезапно подошел бы Гайдаю.
Что рассказать про фильм, который каждый знает наизусть? Может, просто прокомментировать самые известные его моменты?
В этой сцене в телефонной будке за Леонида Куравлева говорит актриса Наталья Кустинская. Именно она играет любовницу Якина и из этой телефонной будки обзванивает подруг с воплями "Галочка? Ты сейчас умрешь!".
В этом же эпизоде мы впервые видим дом Шурика - он стоит в Москве по адресу: улица Новокузнецкая, 17. Говорят, Гайдай выбрал его из-за зигзагообразного фасада и из-за того, что с одного балкона можно увидеть соседний.
В легкомысленном фильме Гайдая допущено много исторических несоответствий. Например, когда милиционеры спрашивают Ивана Грозного о годе его рождения, царь отвечает: "1533-й от Рождества Христова". Ну, во-первых, он родился в 1530-м, а во-вторых, летоисчисление во времена Грозного велось от сотворения мира - так что правильный ответ должен быть: "7038-й". Кроме того, его жена Марфа Васильевна (Собакина) в реальности была царицей всего две недели - после бракосочетания тут же заболела и померла. Однако именно появление в кадре Марфы Васильевны позволяет (очень условно, конечно) датировать события в фильме: это осень 1571 года.
Пьеcу Булгакова не поставили в 1936 году - и, вероятно, к счастью для автора. Булгаков не склонен обелять образ царя и его время, а вот Сталин, напротив, был еще как склонен: начиная с
1940-х Иван Грозный преподносится как однозначно великий царь в "официальной" исторической науке и печати. У Булгакова уже были большие проблемы из-за "Дней Турбиных" и "Мольера", так что "Иван Васильевич" лишь ухудшил бы его положение.
"Не человечьим хотением, но божьим соизволением царь есмь!" - подлинная фраза Ивана Грозного, взятая Булгаковым из послания польскому королю Стефану Баторию.
Шурик предлагает Ивану Грозному "Столичную". История ее овеяна легендами. По одной версии, рецептура этой водки была придумана в 1901-м, по другой - в 1938-м, в Москве, но выпускать ее почему-то начали лишь несколько лет спустя, причем (подумать только) в блокадном Ленинграде. Как бы там ни было, со временем все так хорошо пошло, что права на использование названия "Столичная" и ее рецептуры за рубежом с руками оторвала компания PepsiCo (не стоит думать, что она производит только газировку) в обмен на то, что построила в СССР свой завод. Stoli - сокращенное название "Столичной" - и поныне один из самых популярных водочных брендов в мире.
"Ключница водку делала?" - это комплимент. Лучшие настойки и водки во времена Ивана Грозного делали в так называемой Клюшной палате Сытного двора. Сытный двор располагался не в Кремле - наоборот, в отдалении от Москвы, аж в Коломенском.
Кемская волость, которую просит шведский посол (легендарный Сергей Филиппов), у которого потом сперли орден, была регионом на севере Карелии. В XV веке принадлежала Марфе-посаднице (Марфе Борецкой). Она подарила ее Соловецкому монастырю. Волость пытались захватить то финны, то шведы. Безуспешно.
Народная этимология связывает название города и реки Кемь с аббревиатурой КЕМ - "послать в Кемь" значило "послать К *** Матери"; предполагают даже, что придумал это лично Петр I, накладывая резолюции на письма о мздоимцах и лиходеях. Но это, увы, легенды...
Эпизод с магнитофоном (Иван Васильевич случайно садится на него и включает на песне "Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная..."). Владимир Высоцкий специально записал эту песню для Гайдая; это был единственный случай их успешного сотрудничества (Гайдай раньше пробовал Высоцкого на роль Остапа Бендера). Потом из "Эх, раз, еще раз" у Высоцкого вышла "Вариация на цыганские темы" (или "Моя цыганская").
"Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой? Сергей Бондарчук? Нет. Юрий Никулин?"
Именно Юрия Никулина Гайдай сразу назначил на роль Бунши/Грозного. Ему казалось, что Никулин даже чисто внешне похож на царя. Актер прошел фотопробы, но в итоге отказался от роли. Никулин был убежден, что такой фильм, как "Иван Васильевич…", в СССР никогда не выпустят на экраны и все участники только зря потратят год на съемки.
И вообще-то опасался за судьбу "Ивана Васильевича..." актер не зря. Киноначальство сочло, что Гайдай издевается над Иваном Грозным, и принялось придираться по пустякам: так, например, вырезали эпизод, где царь жарит котлеты на кухне у Шурика. Всего из ленты было вырезано примерно десять минут.
Во время пира Бунша спрашивает: "За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?" Жорж отвечает: "Во всяком случае не мы". Изначально он отвечал: "Народ", но Гайдая на худсовете попросили переозвучить эту фразу. А в сцене встречи со шведским послом Иван Васильевич говорил: "Мир, дружба!" И это пришлось переозвучивать на "Гитлер капут".
"Паки... Вельми понеже..." - Речь режиссера Якина, конечно, совершенно абсурдна. "Паки" - значит "снова", "иже" - "который", "вельми" - "весьма", "понеже" - "потому что".
"Ну так и женись, хороняка!" Хоронякой (трусом) Грозного называл бежавший от Грозного князь Андрей Курбский в одном из посланий к царю. Кстати, и "Пес смердящий!" тоже взято из переписки Грозного и Курбского.
Самый первый публичный показ "Ивана Васильевича…" состоялся в Нью-Йорке в июне 1973 года. К визиту Брежнева в США был устроен мини-фестиваль свежих советских фильмов. Рецензент The New York Times писал: "Иван Васильевич…" представляет интерес главным образом из-за уверенности режиссера в том, что съемки в рапиде - это всегда смешно, из-за граффити, появляющихся на стенах московского многоквартирного дома, и из-за признаков роскоши в жизни представителей среднего класса. Автомобили с откидным верхом, кинокамеры, магнитофоны, транзисторы на черном рынке... Этот фильм - словно небольшая ода демонстративному потребительству".
- Когда вы говорите, Иван Васильевич, ощущение такое, что вы бредите.
✍ ✍ ✍
- Будь я вашей женой, я бы тоже уехала.
- Будь вы моей женой, я бы повесился.
✍ ✍ ✍
- Это роль ругательная, я прошу ее ко мне не применять!
✍ ✍ ✍
- Ты боярыню соблазнил?
- Я. Аз есмь. Житие мое...
- Какое "житие твое", пес смердящий? Ты посмотри на себя!
✍ ✍ ✍
- Так што передать мой корол?
- Передай твой король мой пламенный привет!
✍ ✍ ✍
- Алле, Галочка? Ты щас умрешь. Якин бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры!
✍ ✍ ✍
- Все, все, что нажил непосильным трудом, все же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка... замшевая... Три. Куртки.
✍ ✍ ✍
- Это я удачно зашел.
✍ ✍ ✍
- Оставь меня, старушка, я в печали.