4 ноября
Загрузить еще

Анатолий Матешко: "Леонид Быков выдернул меня под софиты из темного коридора"

Анатолий Матешко:
Фото: Анатолий Матешко. Фото: Оскар Янсонс

Когда вспоминаешь Матешко, первое ощущение - океан спокойствия. Ну прямо круизный лайнер в безумном море кино. Вот мы и решили в нашем разговоре с ним "прокатиться" по волнам жизни, кино и режиссерской интуиции.

"Я не замечаю свой возраст. зачем?"

- Анатолий, 29 сентября у вас некруглый юбилей. Вы вообще как относитесь к возрасту?

- Я после 50 лет стараюсь не отмечать и вообще не замечать его. Зачем? Я тихо с семьей посижу, плов сделаем, может быть, поедем на дачу. У меня молодая жена, молодые дети (смеется).

- Хочу сделать вам комплимент: если не знать, сколько вам исполнится, то вполне можно сказать, что вы - "молодой и интересный". Расскажите секрет, как оставаться вечно молодым?

- Ну, вечно быть молодым - это удел несчастных людей. Но главный рецепт - думать позитивно, двигаться, не раскисать. Библейские заповеди очень помогают в деле сохранения своего душевного здоровья, нервы успокаиваются. Это все очень важные моменты. И главное - быть в согласии с самим собой: делать то, что ты хочешь, а не то, что должен. Или хотеть делать то, что должен.

- Вы всегда знаете, что нужно делать?

- Нет. Хотя… Вообще-то каждый из нас знает. Есть такой замечательный актер Михаил Чехов, он в 1930-е годы уехал в Америку, организовал свой театр, потом реализовался как актер в Голливуде. Создал методику работы актера над собой, основанную на интуиции. Он говорил, что рационально невозможно сыграть что-то новое, поставить спектакль, что-либо открыть. А я только недавно понял, что интуиция - это и есть наше подсознание, которое знает ответы на все вопросы. Мы часто в жизни спонтанно находим решения более верные, чем если начинаем думать.

Я наблюдаю за классными актерами. Как они подходят к сложным эпизодам, сценам, вообще к работе. Это делается спонтанно. Как только человек отключает свое рацио (сознание), сразу вдруг все поворачиваются и начинают смотреть на него. Я спрашиваю: "Почему ты так сделал?", а он говорит: "Я не знаю". Когда ты знаешь, почему именно так это сделал, сразу становится неинтересно. Вот в этом секрет и творчества, и жизни.

Роль в картине "В бой идут одни "старики" стала первой для Анатолия (в центре) - ему было 19 лет. Фото: Кадр из фильма

О принципах и беспринципности

- Что вы себе сейчас не позволяете, а что заставляете себя делать?

- Заставляю? Я вообще себя не заставляю.

- Ну, может, зарядку делать каждое утро?

- Зарядку делаю, потому что если ее не сделаю, то хуже себя чувствую. И я понял: своих детей тоже не нужно заставлять ее делать. Просто показывайте пример - и они тоже начинают это делать. Или, например, я никого дома не заставляю мыть посуду. Я мою ее сам, мне нравится, я медитирую в этот момент. И, смотрю, старший мой однажды встал и помыл посуду за собой. Я тихо возрадовался - вот оно, работает!

- Какой принцип жизни сегодняшнего Анатолия Матешко?

- Принцип? Я иногда думаю, что мой принцип - это беспринципность. Человек принципиальный - это скучно, нудно, предсказуемо. Принципиальных обычно принципами накрывает, и они становятся просто неуправляемыми. А мне нравится общаться со свободными людьми.

- Интересно, чтобы получить работу в украинском кино, продвинуть свой проект, насколько нужно быть беспринципным?

- Не знаю, может быть, наоборот, тут нужно иметь принципы, чтобы работу получить.

- Просто у вас складывается хорошая история - вы все время работаете.

- Но сейчас я отказался от двух питчингов - мне предлагали сценарии, а я их не взял. Вот тут-то можно сказать, что я - человек принципа, потому что у меня принцип в том, что сценарий должен соответствовать каким-то критериям. А может, это не принцип, а просто профессиональный взгляд на вещи? Просто рациональный взгляд. Остановимся на том, что мой принцип в том, что я не делаю и не заставляю себя делать то, что мне не нравится.

Леонид Быков гонял по съемочной площадке на... самолете! Фото: Кадр из фильма

"Делать кино для людей я научился у Роднянского"

- Последнее время вы не часто снимаете сериалы. Почему взялись за сериал "Кто ты"?

- У меня к сериальному материалу всегда большие требования. Далеко не все, что сегодня снимается в Украине из сериалов, мне по духу близко.

Сценарий "Кто ты" написала Наталья Орлянская - она в этом деле дебютант (по профессии она журналист. - Ред.), и потому у нее очень свежий взгляд на все. На выходе получился интересный материал с интригой и яркими характерами. Я получал удовольствие оттого, что материала было много и мне было чем загружать актеров все 16 серий.

По жанру это детектив и история о любви одновременно. Если коротко - детективная мелодрама. Так что ждите премьеры в ноябре на канале "Украина".

- В вашем сериале снимается популярная актриса Катя Кузнецова ("Кухня", "Быстрее, чем кролики", "Война полов". - Ред.). Вы сразу видели ее в этой роли?

- Катя - это продюсерский выбор, поскольку она достаточно раскрученная актриса и интересно работает. Я до этого с ней не работал, она оказалась очень неожиданной. Ее очень много. Она постоянно играет, находится в процессе и в таком приподнятом эмоциональном состоянии. С одной стороны, это сложно, с другой - она всегда готова работать, каждую минуту.

- В следующем году вашему сериалу "День рождения Буржуя" исполняется 20 лет. В одном интервью вы рассказывали, что когда Роднянский вас позвал на сериал, с того момента в вашей карьере стало все хорошо.

- Роднянский сыграл огромную роль в моей жизни. Я ему благодарен, хотя по жизни как-то все не было повода Леше об этом сказать. И благодарен я не за то, что он позвал меня в этот проект, а за то, что он дал мне возможность посмотреть на работу режиссера другими глазами. Потому что режиссеров у нас учат чему? Что мы все уникальные, мы должны высказаться и удивить всех своим внутренним миром, своими открытиями. При этом никто не считается с мнением миллионов людей, которые будут смотреть твою работу.

Так вот однажды Леша Роднянский сказал: "Если бы я делал телевидение таким, как я хочу, то его бы никто не смотрел". Поэтому он делал свой телеканал по законам жанра, делал его интересным для всех. И в результате я научился у него не просто самовыражаться в искусстве, а делать кино для людей.

Главную роль - психиатра-криминалиста - в новом сериале Матешко играет Катя Кузнецова. Фото: Канал "Украина"

Топ-5

Самые известные фильмы режиссера

  • "Женщина для всех"
  • "День рождения Буржуя" (2 сезона)
  • "Даша Васильева. Любительница частного сыска"
  • "Двое"
  • "Трубач" 

Было дело

Как попал в фильм "В бой идут одни "старики"

- Киностудия имени Довженко недавно отпраздновала 90-летие. Какой самый интересный эпизод из вашей жизни связан с ней?

- Когда я учился на первом курсе, меня утвердили на фильм "Земные и небесные приключения". И вот шел я такой довольный по коридору киностудии, гляжу - мне на встречу идет человек в военной форме, и я понимаю, что это - Леонид Федорович Быков. Он на меня глянул и пошел дальше. Я еще успел подумать, какая классная форма у него, такой он весь военный. А он тогда пробы проводил для фильма "В бой идут одни старики". И вот не успел я дойти до конца коридора, как меня догоняет ассистент Быкова по актерам: "Толя, иди сюда! Быстро! Ничего не спрашивай!" Меня бегом одели в форму, волосы зачесали. Заходит Быков, дал мне текст, мы с ним порепетировали. Я потом понял, почему он в форме все время ходил - всем на пробах подыгрывал.

- А вы же студент, салага, ничего еще не умеете?

- Да, ничего не умел. Он очень многому меня научил. В результате меня утвердили (Матешко сыграл молодого летчика в паре эпизодов. - Ред.). Я у Быкова снимался дня четыре. Этого хватило на всю жизнь.

По съемочной площадке он ездил на лошади и… на самолете тоже ездил, не летал. Он все знал, слышал и видел спиной. Чувствовал всю площадку изнутри. Тут он актер, тут он режиссировал. Настоящий человек-оркестр.

Знаете, на киностудии много всякого было - и хорошего, и не очень. Но вот тот момент, когда тебя из темного коридора и сразу под софиты и сам Быков тебе подыгрывает - это не забывается.