С Лаурой Марти мы пообщались сразу после ее выступления на фестивале Jazz Koktebel, который отгремел в Черноморске с 16 по 19 августа. Певица представила свою новую авторскую программу SHINE, которую публика приняла очень тепло. А как иначе? Джаз и море – идеальный дуэт.
Мне хотелось поговорить с одной из самых талантливых украинских джазовых вокалисток о той ситуации, которая сложилась сегодня в отечественной музыке. Я даже и не рассчитывала на такую откровенность, тем более что обстановка, в которой мы общались, к этому не располагала. Мы стояли на улице возле палаток, в которых гримировались артисты, вокруг шум, на сцене уже поет Мартина Топли-Берд из MassiveAttack, и Лаура краем уха пытается ее слушать. Но тема, которую я затронула, задела певицу за живое.
- Лаура, вы впервые выступили на Jazz Koktebel в 2008 году – ровно десять лет назад. Помните свои эмоции тогда?
- Конечно, все помню, потому что это было мое первое выступление на open air (сцена на открытом воздухе. – Авт.), тогда еще в Крыму. Мне был 21 год. Я выступала с бразильской программой, трибьютом (альбомом, состоящим из кавер-версий. - Авт.) Тани Марии, это удивительная джазовая певица, пианистка, композитор, я тогда на ней "сидела", обожала ее, можно сказать, что мой творческий путь начался с ее песен. Я влюбилась в джаз благодаря этой исполнительнице. И мы сделали тогда программу с Натальей Лебедевой, на басу был Александр Новаков, на барабанах Алексей Фантаев, а на саксофоне Виктор Павелко.
Для меня это была серьезна ступенька. Выступать на закрытых площадках - это одно, но когда перед тобой море – это совсем другое. Это был такой момент в мой жизни, когда я стояла на сцене и едва не плакала. Не все тогда у меня получалось с профессиональной точки зрения, но там было много души, искренности, счастья. Я стояла и понимала, что я должна здесь быть, это мое. Всегда важно понять, кем ты являешься и что делает тебя счастливым. И когда 10 лет назад я стояла на сцене Jazz Koktebel, я понимала, что я счастлива и это мое место.
- Публика на open air и на закрытых площадках отличается?
- Люди везде одинаковые. Если ты с ними откровенен, если ты даешь им не просто музыку, но и отдаешь в этот момент всего себя, они платят тебе тем же - любовью, теплом, аплодисментами. Просто для тебя это другие ощущения. Концертный зал имеет границы, а на open air их нет. Я не вижу где заканчивается море, потому что оно безгранично. Когда ты поешь и тебя слышат звезды на небе, рыбы в море, люди в городе, которые просто проходят мимо или сидят в своих квартирах, это совсем другие ощущения и другая ответственность.
|
- Расскажите о вашей новой программе Shine.
- Это авторская англоязычная программа, очень свежая. Сейчас мы уже почти дописали альбом и готовимся к семи концертам один за другим – неделя Shine. Они будут проходить в театре на Подоле в Киеве. На этой программе лежит ответственность согреть людей в это нелегкое время, следствием которого является то, что сейчас Jazz Koktebel проходит в Черноморске, а не в Крыму. И моя песня "Пташина молитва" родилась как посвящение украинцам, чтобы они не сдавались и верили в светлое будущее. И эта программа - своеобразное продолжение этой темы.
Shine очень отличается от моих предыдущих программ. И в ней прежде всего важны тексты, каждый из которых адресован людям. Исключение – песня Hostage Of Your Life. Она обо мне и моей жизни. Я очень долго любила одного мужчину, у нас были отношения, но, как часто происходит в жизни, что-то не получилось. И в этой песне пою о том, как долго я была заложницей того света, ты остался моим другом, но я должна закрыть старые и открыть новые двери.
Дальше каждая песня - это обращение к людям, призыв не сдаваться, двигаться вперед. Песня People – об исцеляющей энергии любви, благодаря которой у нас вырастают крылья. Human with angels wings – напоминает о том, что куда бы ты не пришел на своем пути, нужно всегда оставаться человеком. To be happy – я пою в о том, как часто мы живем прошлым и не видим настоящего, и что быть счастливым это исключительно наше решение.
Расскажу вам историю. Я создала коллекцию одежды с брендом Ostel, и одно из платьев посвятила американской джазовой певице Ди Ди Бриджуотер. Мы специально поехали в Днепр, где она выступала на джазовом фестивале, чтобы подарить это платье. И вот что меня удивило. У нее до этого был такой проект, скажу как есть, неудачный. И я очень волновалась, как она выйдет на сцену после такого провала. Но она вышла и с первой секунды взорвала публику на мельчайшие атомы. Она вышла на сцену со своей историей, со своей энергетикой, со своим цирком, и просто гвоздями прибила к себе зал. И вот это важно. Что бы не случилось, нужно всегда делать праздник – и дома, и на сцене.
- Раз уж вы вспомнили о своей коллекции платьев, давайте поговорим о ней. Я правильно понимаю, что это такой оригинальный способ популяризации джаза через одежду?
- У меня было две задачи. Во-первых, я действительно очень хочу популяризировать джаз, чтобы он собирал стадионы. Во-вторых, это моя благодарность джазовым музыкантам, на которых я выросла. Поэтому каждое платье посвящено конкретному человеку. И это люди, которые сейчас выступают, которым я могу подарить это платье и сказать "Спасибо". Потому что я очень люблю Эллу Фицджеральд, например, но ее с нами нет.
Я уже два года сотрудничаю с украинскими дизайнерами, они мне шьют наряды для концертов. Поэтому и возникла такая идея - создать коллекцию, которая бы соединила в себе моду и джаз. Моя была только идея, все остальное сделала конструктор одежды Анна Стельмакова. Она придумывала наряды, а я рассказывала об артистах.
- Ваши платья может купить обычный человек или все раздарили?
- Платья выполнены в одном экземпляре, но их можно заказать. Это не будет масс-маркет. Платья будут шить по индивидуальным меркам, по желанию клиента можно заменить ткань или какие-то отдельные детали. Пошив занимает где-то две-три недели.
- А цены у вас какие?
- Цены у нас не маленькие. Это эксклюзивные наряды. Мы использовали лица таких известных людей, которые сделали огромный вклад в развитие музыки. Поэтому не могут эти платья стоить три копейки. Цена за один наряд примерно 300-350 долларов.
|
- Несмотря на название фестиваля Jazz Koktebel, джазовых исполнителей здесь немного. Существует ли у нас в стране джазовая культура, или украинский джаз находится в состоянии зародыша?
- Джаз в Украине очень молодой и яркого лица мы пока не имеем. Поэтому джаз, конечно же, находится в начале своего пути. Но такие проекты, как Трио Натальи Лебедевой, - это яркие представители украинского джаза, за который не то что не стыдно, а пропирает гордость и ты с высоко поднятой головой говоришь, что это украинский джазовый проект. У нас много хороших джазовых музыкантов, и благодаря им джаз растет и приобретает свою форму, свой цвет, свой вкус, свою ритмику, свою гармонию. Дайте нам еще лет 50.
- Вы считаете, что у джаза есть шанс стать таким же популярным, как поп-музыка, или хотя бы рок?
- Наверное со мной многие поспорят, но я верю, что джаз можно играть на огромных стадионах. Украинский джаз. Да, сегодняшний мой проект был англоязычным, но так я слышала эти песни, нельзя врать себе и людям. Если слышишь на английском, то нужно писать на английском. Если слышишь на португальском, то нужно писать на португальском. Но также я пишу тексты на украинском языке и часто сталкивают с тем, что иностранные музыканты хотят слышать украиноязычный джаз.
Я думаю, что джаз будет как минимум таким же популярным, как электронная музыка. Просто немного подождите.
|
- Вы наверняка отслеживаете музыкальные тенденции и знаете, что слушает наш народ. Люди, которые фанатеют от Потапа и Насти и Оли Поляковой, будут ли они ходить на джаз?
- При том, что я очень уважаю этих личностей, многих из них знаю, и как люди они замечательные, но они просто делают деньги. Продавать некачественную музыку быстро и просто, и денежный фидбек (от англ. feedback - отклик, - Авт.) ты получаешь гораздо быстрее. Поэтому здесь все дело в бизнесе. Продюсеры, такие как Потап и так далее, просто делают деньги, и пока у них в голове будет стоять make money (делать деньги. - Авт.), это как фастфуд, который ты запихиваешь, а потом человек идет и лечится у врача. И вот чем больше они начнут думать о своих детях, хотят ли они, чтобы их дети пели эти бестолковые, простите, слова, наполовину пошлые, наполовину просто ограниченные, до тех пор их дети будут все это слушать. Ими движут деньги, им важно продать-продать-продать! А когда они подумают о душах, о воспитании своих же детей, я надеюсь, что им станет совестно и жалко.
Я в течение шести лет работала преподавателем, и у меня уши в трубочку заворачивались, когда я учила джазу и хорошей поп-музыке, а тут приходят и поют такое… Даже не музыка меня убивает, а тексты. Это деградация. Это нельзя делать, остановитесь! Когда я дойду до того уровня, что меня будут слушать, я буду пытаться остановить это все, потому что так нельзя. Люди не такие дурные, такими их делают наши продюсеры, чтобы заработать деньги.
Вот мы записываем треки и снимаем клипы, вы думаете можно их засунуть на украинские радиостанции и телеканалы? Это война. Нужно дать нереальное количество бабла, но почему я должна платить за хорошую музыку, я и так потратилась, вложила в эти песни кучу времени, сил, денег, любви. Более того, ты может заплатить, но еще никто и не возьмет, потому что им нужны простые биты и тупые слова. Вот такая ситуация. Когда перестанут делать деньги и начнут взращивать души, тогда все будет двигаться по-другому, лучше и быстрее. Прекратите делать деньги!
- То есть в этом случае предложение порождает спрос, а не наоборот?
- Да, люди не такие глупые. Я кучу концертов отыграла и вижу, как они реагируют. Мне часто говорят: "О, а я оказывается люблю джаз". Когда людям все время дают отвратительный фастфуд, это как сделка с дьяволом - у них начинается раздвоение личности, мозг плывет и они идут лечиться. Хватит нам калечить мозг своими тупыми текстами! Пускайте красивую, качественную музыку, иначе будет вам плохо.
КСТАТИ
В этом году на фестивале Jazz Koktebel все активности подобрались ближе к главной сцене Nu Jazz. Молодежный телеканал НЛО TV разместил на пляже фестиваля свою забавную фотозону.
- На нашей фотозоне людям не приходится делать что-то сверхъестественное, чтобы получить хорошее настроение и призы. Мы привезли в Черноморск оранжевую зону, где каждый смог проявить свой креатив, насмеяться от души и получить очень крутые подарки, которые будут радовать не один год, - говорит команда НЛО TV.
И днем, и ночью гости делали здесь необычные фотографии и получали за них подарки от НЛО TV.