"Золотому теленку" везло с экранизациями куда меньше, чем "12 стульям". И ничего удивительного в этом нет: второй роман дилогии получился более печальным и серьезным, и Остап Бендер в нем - совсем другой персонаж. Литературовед Юрий Щеглов, автор эпического комментария к романам Ильфа и Петрова, заметил, что погибший в "12 стульях" Бендер вышел из мира мертвых совершенно иным человеком: не веселым авантюристом и жуликом, а скорее романтическим, демоническим героем с медальным профилем. Нового Остапа уже невозможно представить водящим шашни с мадам Грицацуевой или рисующим фигуру сеятеля на плакате.
Кинематографу куда интереснее было иметь дело с первым, радостным Бендером и простым, детским сюжетом о поисках сокровищ. "12 стульев" были экранизированы не только в СССР, а еще и в Голливуде (дважды), Англии, Польше, Бразилии, Италии, Швеции, на Кубе и даже в нацистской Германии! А киноверсии "Золотого теленка" можно сосчитать по пальцам одной руки. И самая известная, конечно, - фильм Михаила Швейцера, премьера которого состоялась в июле 1968 года.
Михаил Швейцер всю жизнь снимал экранизации. "Кортик" по Анатолию Рыбакову, "Воскресение" и "Крейцерова соната" по Толстому, "Карусель" и "Смешные люди!" по Чехову, "Маленькие трагедии", "Мертвые души"… К романам Ильфа и Петрова он подбирался долго - с начала 60-х пытался пробить постановку "Золотого теленка".
Естественно, главное в этой картине - Остап Бендер, и прежде всего надо было найти исполнителя этой роли. Пробовались Владимир Высоцкий, Александр Пороховщиков, Владимир Басов, Николай Губенко. Приглашали на пробы грузина Арчила Гомиашвили (который потом сыграет Бендера у Гайдая)… В итоге Швейцер убедил худсовет, что идеальный Бендер - это Сергей Юрский; ему говорили, что в актере-де не хватает породы, необходимой для воплощения характера демонического Остапа, но режиссер настоял на своем. Ну а Шурой Балагановым стал Леонид Куравлев.
Работа над "Золотым теленком" продолжалась около двух лет. В одном только старинном городке Юрьеве-Польском съемки шли больше полутора месяцев - а ведь в городе Арбатове, который он изображал, всего лишь завязывается действие. У Сергея Юрского город оставил самое безрадостное впечатление. Казалось, что с
20-х годов там ничего не изменилось, разве что обветшало. "Церкви без крестов, облупившийся, ничем не торгующий гостиный двор, покосившиеся домишки, дырявые заборы, пыль, а после дождя непроходимые лужи… Гостиница была ужасна". Актерам пришлось жить в домах у местных жителей, где царила бедность. В местном краеведческом музее Юрскому и Куравлеву запомнилась главная драгоценность: потемневшая картина, под которой висела табличка: "Неизвестный художник. Портрет неизвестного. XIX век".
А вот Черноморск, естественно, снимался в Одессе - городе, который, собственно, и выведен в романе под этим псевдонимом. Как вспоминал Юрский, огромное количество одесситов пытались дать ему указания, как следует играть Остапа Бендера. Вообще на съемках все встречные и поперечные почему-то считали, что лучше Юрского знают, каким должен быть великий комбинатор, и актеру пришлось выдерживать серьезное сопротивление.
Ну а сцена неудавшегося побега Бендера за границу и встречи с румынами снималась зимой в Москве на Тушинском аэродроме - гигантском и пустынном. Юрский, которому пришлось много времени провести в настоящем снегу, потом заболел воспалением легких.
|
Роль Корейко хотел сыграть Евгений Леонов, но Швейцер и худсовет предпочли Евгения Евстигнеева. На роль Паниковского рассматривался Георгий Вицин, и все же главным кандидатом был Ролан Быков, который необыкновенно интересно смотрелся на фото- и кинопробах. Швейцеру очень многое в игре Быкова нравилось, но… При первом же появлении Паниковского в романе соавторы пишут, что он - "немолодой уже гражданин". И, конечно, все помнят его фразу "Я старый. Меня девушки не любят". А Быкову на момент подготовки к съемкам было 37 лет. И это вызвало у худсовета очень большие сомнения.
Швейцер давно был дружен с Зиновием Гердтом. На тот момент он был известен прежде всего как артист Театра кукол имени Образцова: это его голосом, например, говорил конферансье Апломбов в знаменитом спектакле "Необыкновенный концерт". В кинематографе его судьба не очень-то складывалась: он появлялся только в нескольких фильмах и только в эпизодических ролях (лишь в 1967-м, за год до премьеры "Теленка", выйдет "Фокусник" Петра Тодоровского, где роль у него главная).
Швейцер показал Гердту пробы Быкова и спросил, что он о них думает. Гердту все очень понравилось, но, увлекшись, он начал как бы дополнять образ, показывать Швейцеру, как его можно развить. "Ну-ка, давай мы и твою пробу сделаем", - сказал Швейцер. И в результате Гердта утвердили.
Конечно, он в роли Паниковского был идеален. У своих партнеров по фильму Гердт вызывал нечто вроде преклонения ("Я смотрел на него с восторгом и почтением", - скажет потом в интервью Юрский). Сам же Гердт говорил: "Паниковский у Ильфа и Петрова смешон и гадок. Мне же хотелось показать его иным - смешным и трогательным. Потому что это страшно не приспособленный к миру, одинокий человек. Его ранит буквально все, даже прикосновение воздуха. А хитрости его настолько наивны и очевидны, что не могут никому принести серьезного вреда".
А еще однажды Гердт сказал: "Роль Паниковского навсегда испортила мне актерскую судьбу. Я не комик!" Он действительно мечтал о серьезных ролях и мог их играть (недаром Григорий Козинцев пригласил его озвучивать короля Лира - у исполнителя этой роли Юри Ярвета был прибалтийский акцент, и Гердт блистательно произнес за него все шекспировские реплики).
Когда фильм вышел на экраны, то собрал 30 миллионов зрителей в первый год проката. Дочь Ильи Ильфа Александра Ильинична в интервью "КП" вспоминала, как ее пригласили на премьеру "Золотого теленка" и подарили букет цветов: "Было адски приятно!" И она всегда потом предпочитала Юрского двум другим знаменитым Бендерам - Андрею Миронову и Арчилу Гомиашвили.
|