|
Вы когда-нибудь задумывались, насколько сложно создать нечто особенное, красивое и важное, да так, чтобы оно еще и впечатлило вас через экран?! Ответ на этот вопрос несомненно знают в Discovery. Поэтому, когда вице-президент, руководитель отдела коммерческого развития, дистрибуции, спорта и коммерческой деятельности Discovery болгарин Андрей Стойчев на несколько дней приехал в Украину, мы попросили его о встрече.
- Андрей, расскажите, что зрители предпочитают смотреть в Европе и Америке, а что любят украинцы? Чем наше телевидение отличается от западного?
- Есть некоторые предпочтения, основанные на культурных различиях, но в целом у каждого жанра есть своя аудитория, будь то Азия, Америка или Европа. Скажем, любопытство и жажда знаний - это черты, присущие как украинцам, так и японцам с бразильцами. Каждый хочет знать, как устроена Вселенная, как живут животные, насколько быстро можно проехаться на той или иной машине или с какой силой она врежется в стену на скорости 100 миль в час. Некоторые популярные в Европе шоу так же популярны и в Украине. Такие как "Золотая лихорадка", например. Если говорить о спорте, то одним из самых популярных его видов, в том числе и среди украинской аудитории канала, является снукер. Несмотря на то, что для Украины это не традиционный вид спорта и среди украинцев нет профессиональных снукеристов. Теннис и биатлон также пользуются популярностью благодаря успешным выступлениям украинских спортсменок - Элины Свитолиной, Виты и Валентины Семеренко.
- А в чем секрет популярности снукера?
- Это и правда удивительно. Здесь стоит отметить, что в этом вопросе очень важна личность. Многие смотрят снукер из-за харизматичного Ронни О’Салливана.
- У нас любят смотреть сериалы, а что предпочитают за границей?
- Мне кажется, это некая смесь предпочтений. Людям нравятся сериалы, шоу, спортивные передачи, новости. Популярны также развлекательные программы. Сравним, к примеру, США и ЕС. Самыми популярными жанрами в Америке являются комедия, экшен, приключения и детектив. Европейцы предпочитают детективы, комедии и научную фантастику.
- У Discovery есть передачи различной направленности - какие из них самые популярные и где?
- Дело в том, что когда мы делаем шоу, то рассчитываем на глобальную аудиторию, поскольку канал работает практически во всех странах мира, а именно - в 220-ти. Но, если нужно выбрать, могу отметить, что в Украине востребован жанр "турбо": популярно все, что касается машин и гонок. Популярны программы о науке. В принципе, во всех постсоветских странах программы, связанные с наукой, масштабным строительством и инженерией, пользуются невероятным спросом.
- Ваша аудитория скорее женская или мужская?
- У всех наших каналов аудитория разная. Discovery Channel - скорее мужской канал, хотя привлекает и женскую аудиторию, в процентном соотношении примерно 73 на 27. TLC - канал преимущественно для женщин, которые составляют 75-80 процентов аудитории. На ID Investigation Discovery много тематических программ, посвященных шокирующим криминальным историям, с интригами и секретами, поэтому там тоже доминирует женская аудитория. Animal Planet - канал для всей семьи. Discovery Science - для молодой мужской аудитории.
- Можете назвать ТОП-5 проектов Discovery, которые пользуются огромной популярностью в мире и Украине?
- Мы не составляем рейтинги, нам нравятся все наши шоу. Но мне кажется, наибольшую ценность представляют те проекты, которые на что-то влияют, способны что-то изменить - то есть поднимают глобальные проблемы, актуальные сейчас для всего мира. Например, шоу, которые рассказывают об экологической ситуации.
Мы постоянно отслеживаем, как меняются тенденции. А они меняются. Например, три года назад самыми популярными были шоу о выживании, магические фокусы иллюзиониста Динамо. Теперь все изменилось.
Есть несколько выдающихся шоу, которые отлично показали себя в разных странах: "Золотая лихорадка", "Махинаторы", "Металлоломщики", "Женаты и с секретами". А программа "Принцесса Диана: трагедия или заговор" стала самой популярной программой 2017 года на TLC как в Южной Африке, так и в Великобритании.
1. "Звездное выживание с Беаром Гриллсом"
2. "Реальные дальнобойщики"
3. "Видеопатруль"
4. "Железная дорога Австралии"
5. "Крутой вираж Аарона Кауфмана"
6. "Быстрые и громкие"
7. "Братья Дизель"
8. "Вирусы"
- Что - действительно интерес к шоу о выживании падает?
- Я бы так не сказал. Скорее, возрастает интерес к другим жанрам. Люди смотрят телевизор все больше и больше.
- Стоп! А как же тогда смерть телевидения, которую предсказывают? Телевидение не умирает?
- Об этом говорят уже лет 15 (улыбается).
- Ну, тогда скажите - телевидение будет жить?
- Все зависит от того, что мы подразумеваем под телевидением. Телевидение в своей современной форме не умирает, оно только расширяется, люди все больше смотрят ТВ на разных экранах. Несмотря на это, онлайн-телевидение продолжает оккупировать эфирное время. Данные за последние 6 лет показывают, что пользователи тратят все больше времени на потребление ТВ-контента.
- Наш контент зачастую ругают за дешевизну и низкое качество. Сколько стоит, к примеру, снять проект "Как устроена Вселенная"?
- Могу только сказать, что общий объем наших годовых инвестиций составляет 3,5 миллиарда долларов. Это очень затратно. В процесс вовлечена масса людей. Сейчас вообще очень дорого создавать любой качественный контент.
- На сколько каналов рассчитан такой бюджет?
- Сейчас у нас 20 каналов.
- А сколько в среднем вы работаете над проектами такого масштаба?
- Иногда - годы. Особенно если мы говорим о больших и действительно значимых проектах. Например, один эпизод программы "Как устроена Вселенная" мы снимали в среднем около полугода. Но у нас есть программа, которая снималась 12 лет! "Деревья жизни в Африке" рассказывает три истории о выживании самых значимых символов истории африканской природы: Колбасного дерева в национальном парке Луангва в Замбии, Верблюжьей акации в южноафриканской пустыне Калахари и дерева Марулы в Маньялетти, неподалеку от национального парка Крюгера. Кроме того, осенью на канале стартует еще одна масштабная и дорогая премьера: в рамках празднования 60-летия НАСА и высадки на Луну Discovery предложит зрителям взглянуть на исследование космоса под новым углом в спецпроекте NASA: Above and Beyond.
- Если сравнивать телевидение сегодняшнее с тем, что было 10 лет назад, что прежде всего поменялось?
- 10 лет назад еще не было интернет-телевидения. Facebook и другие социальные сети не были столь популярны, как сейчас. Думаю, изменилось и общество в целом. Не помню, когда появился первый айфон и другие смартфоны, но это тоже было около 10 лет назад. Все это привело к глобальным изменениям в обществе: сегодня люди хотят получать все быстро, в нужном формате и в подходящее время. В этом и заключается разница.
Таким образом, ТВ не только не умирает - оно укрепляет свои позиции, становится многоформатным, с онлайн- доступом к каналам и видео по запросу. Популярность онлайн-телевидения среди пользователей интернета продолжает расти с 2012 года - с 45 минут в день до нынешней отметки в час с небольшим. О взаимодополняющем характере сосуществования двух форм телевидения свидетельствуют данные о росте вовлеченности аудитории ежегодно.
При этом ключом к пониманию отличий между стандартными и онлайн-форматами (с доступом через интернет) является возрастной фактор. Онлайн-ТВ чаще смотрят молодые люди: пользователи в возрасте от 25 до 34 лет отводят на это около 1,15 часа ежедневно, в то время как старшее поколение - от 55 до 64 лет - около получаса. Однако даже среди молодежи обычный телевизор смотрят больше, если сравнивать эти две категории. Старшие пользователи проводят большую часть времени за просмотром эфирного ТВ, в среднем - до 2 часов 45 минут.
Просмотр спортивных трансляций также является фактором выбора онлайн-просмотра. Наши последние исследования показывают, что половина пользователей ежемесячно смотрят спорт в режиме онлайн, как правило, с помощью мобильных устройств.
После Олимпиады мы получили впечатляющую статистику по Европе. Телевизор - все еще "король": 328 млн европейцев смотрели игры именно по ТВ. Цифровой формат - "королева": 262 млн зрителей следили за Олимпиадой в Сети.
Eurosport стал основным каналом, транслирующим Олимпийские игры в Европе, охватив 63% зрителей (352 млн уникальных зрителей). Eurosport Player тоже показал отличный результат: количество подписчиков сервиса возросло на 163 %.
Что касается тенденций потребления контента последних лет, ключевое слово здесь -"масштаб". В этом году будет наблюдаться рост количества оригинальных программ и невиданные ранее бюджеты. Мы делаем ставку на качественный, выделяющийся из общей массы контент, с потенциалом высоких рейтингов и вызывающий интерес у зрителя.
- С помощью каких устройств предпочитают смотреть ТВ в Европе? Телевизор, компьютер, телефон?
- В основном это телевизоры в их стандартном виде. На втором месте компьютеры и лишь потом - мобильные устройства.
- И сколько времени люди проводят у телевизора?
- Во всех странах разные цифры. Но практически в каждой - более 3,5 часа в день.
- А если мы сейчас попытаемся спрогнозировать, каким будет ТВ через 10 лет?
- Если я скажу, что знаю, что будет через 10 лет, считайте меня сумасшедшим (смеется). Но если предположить… Телевизор останется основным экраном потребления контента. Я не говорю о телевизорах в их классическом виде, возможно, их вытеснят смарт-ТВ. В любом случае просмотр программ на большом экране - лучше и удобнее. Люди смогут смотреть, что хотят и когда хотят, самостоятельно выбирая формат - индустрия развивается именно в этом направлении.
- Будет ли Discovery Channel когда-либо транслировать программы на украинском языке?
- Мы уже запустили украинскую версию нашего официального сайта, ведем страницу в Facebook на украинском языке. Ситуация с трансляцией немного сложнее: полная локализация приведет к значительному подорожанию пакетных услуг.
- Когда вы выбираете ведущих для своих больших проектов, на что обращаете внимание? Пол, возраст, внешность - что наиболее важно?
- Для нас главное правило - хорошо рассказывать истории. В этом наша особенность. Поэтому все ведущие, которых мы выбираем для шоу, должны уметь рассказать историю. Они должны быть экспертами в своей области, потому что мы работаем в сфере развлечений, основанных на событиях из реальной жизни. Ведущие должны быть экспертами в том, о чем рассказывают.
Все зависит от контента канала и его аудитории, а не от страны. Мы уделяем большое внимание уровню знаний. Например, путешественник Беар Гриллс и шеф-повар Бадди Валастро - не только харизматичные люди, но и потрясающие профессионалы. Или Эд Стаффорд из "Выжившего" - первый человек, который прошел пешком вдоль всей реки Амазонки. Эд - эксперт в своем деле.
В некоторых странах мы проводим конкурсы для тех, кто желает стать новым докладчиком или комментатором - новости об этом и список вакансий можно найти на глобальном сайте Discovery. Поэтому не упустите свой шанс.
- Вы сказали, что ведущий должен быть профессионалом. Что имеете в виду? Если, скажем, человек ведет передачу о медицине, должен ли он иметь медицинское образование?
- Не совсем. Если это шоу о выживании, то это будет кто-нибудь из военных, тот, кто знает, как, собственно, выживать в трудных условиях. Тот же Эд Стаффорд, бывший капитан британской армии, работал в миссии ООН в Афганистане.
Или, например, парни из "Быстрых и громких" отлично разбираются в машинах, могут донести до зрителя историю, так как знают, о чем говорят.