29 апреля 49-летний Илья Лагутенко со товарищи отметили юбилей своего первого и, пожалуй, самого знаменитого альбома "Морская". Ровно 20 лет назад они записали "Владивосток 2000" и "Утекай" - хиты, которые затем стали визитной карточкой группы "Мумий Тролль".
- Илья, какие песни из вашего первого альбома для вас самые любимые?
- "Вдруг ушли поезда" - я считаю ее самой необычной песней альбома. И то, как она до сих пор "работает", для меня лично как для слушателя и исполнителя просто удивительно. И, конечно, "Владивосток 2000". Тогда, 20 лет назад, я не думал, что ее ждет такое "эпохальное" будущее.
Мне казалось, что "Девочка" и "Скорость" должны были стать первыми синглами, представляющими альбом. Но мы записали "Утекай", и стало понятно, что это самая "доходчивая" композиция в альбоме, сделали ставки на нее.
А вот "Владивосток 2000" я вообще не расценивал как потенциальный хит - для меня эта песня была фиксацией конкретных владивостокских реалий и эмоций 1990-х, и я не думал, что эта песня кому-то будет интересна кроме моих друзей и местных жителей. Но вышло иначе.
- Есть в альбоме "Морская" песня, с которой связана необычная история из вашей жизни? Может, романтическая?
- Скорее фантастическая, и это тоже "Владивосток 2000". Не часто, согласитесь, песни превращаются в купюры…
А вот "Забывы" были, пожалуй, самой личной песней. Я тогда жил в Лондоне, и кто-то из знакомых рассказал мне, что один из музыкантов, который записывал с нами альбом "Делай ЮЮ", в начале 90-х был убит шальной пулей во время перестрелки в ресторане, где он подрабатывал по вечерам. Это казалось обычным делом во Владивостоке 90-х. У меня вообще погибло много друзей и знакомых моей молодости при разных, иногда просто уму непостижимых обстоятельствах. Я поэтому по тем временам абсолютно не ностальгирую. Эта песня для всех них.
- В клипе на песню "Утекай" вы наголо бреете девушку. Долго пришлось ее уговаривать?
- Это была идея режиссера Михаила Хлебородова. Девушка была знакомой кого-то из съемочной группы. Она была моделью, и ей все равно надо было менять часто прически. Я до сих пор не понимаю, почему такой простой трюк вызвал столько реакции публики. Вообще не очень хорошо понимаю вкусы и потребности широкой публики. И когда 20 лет назад вышел альбом "Морская", журналисты и музыкальные критики наперебой называли нас "группой-однодневкой", прогнозируя скорое забвение нашему "неформату".
- Своим дочкам вы бы разрешили слушать современных исполнителей? В их песнях частенько мелькают нецензурные словечки.
- Они слушают разную музыку, которая звучит дома и которую они знают от своих друзей. Часто бывают на концертах. Им нравится общаться с моими коллегами-музыкантами. Девочки с малых лет знают о том, как все происходит за кулисами, и им нравится музицировать самим.
Я спокойно отношусь к разным словечкам, потому что отчасти профессиональный лингвист - мне интересно, как развиваются языки в современном мире, откуда берутся и как приживаются неологизмы. Сейчас очень интересно, как люди общаются в онлайне и живьем.
- Вы так много времени проводите в Лос-Анджелесе - почему?
- Там находятся все офисы крупнейших мировых агентств по международным гастролям и фестивалям. По роду деятельности мне приходится много общаться с представителями международных продюсерских компаний. К тому же я не настолько тщеславен, чтоб выжимать народную любовь до последней капли.
- Ваш стиль неоднократно отмечали модные журналы и дизайнеры. Стилем ваших детей занимаетесь вы или супруга? Кто ходит с ними по магазинам?
- Мы не ходим по магазинам. У нас такой нет статьи семейного времяпрепровождения. Мы люди скромные, за нарядами не гоняемся. Если что-то необходимо - все можно найти за пять секунд онлайн. Я так понимаю, что в нас есть ген "стильности" - видимо, по линии моей мамы.
|
- Все мечтают отправиться в кругосветное путешествие. Вы там побывали. С какими трудностями столкнулись и что вам больше всего понравилось в кругосветке? Каков был бюджет поездки?
- Кругосветное путешествие мы осуществили на барке "Седов". Они нас взяли на борт бесплатно. Кормили и дали каждому по койке. А мы играли в ключевых портах концерты, тоже бесплатно, к общей радости и хорошему настроению.
Это был ценный опыт для меня лично и для всех музыкантов группы. Когда ты в море, вдали от сиюминутных проблем и новостей, кажущихся такими важными, это дает возможность взглянуть по-новому, и прежде всего - на себя.
В путешествии мы сняли фильм "SOS Матросу", который уже вышел в прокат. Доделывали его почти пять лет, монтаж и был главной статьей расходов, соизмеримых с другими документальными фильмами. Для меня "SOS Матросу" - абсурдный и странный фильм, не похожий на фильм вообще. Решив выпустить его на экраны, я понял, что это, наверное, и есть настоящее "Мумий Тролль-кино".