26 апреля мир вспоминает трагедию, случившуюся на Чернобыльской АЭС с момента, которой прошло уже 28 лет, но до сих пор эхо трагедии дает о себе знать. Представители искусства в этот день стараются своим творчеством привлечь людей к этой теме, чтобы память о трагедии и ее героях жила в назидание поколениям.
Мужской хор AgiaDimitra, который уже два года существует в Киеве при Свято-Введенском храме и постоянно удивляет мир уникальными голосами, представит свою концепцию восприятия Трагедии. В годовщину Чернобыльской катастрофы артисты хора AgiaDimitra предлагают своим слушателям пережить настоящий катарсис: от скорби до жажды жизни - сквозь веру, надежду и любовь! Коллектив готовит программу Sapiens, которую представит в стенах Музея им. Т.Г. Шевченко 26 апреля в 19.00
Накануне концерта в гостях у "КП в Украине" побывали дирижер хора Agia Demetra Любовь Онищенко и солист Андрей Гонюков. Мы попросили их рассказать о концепции уникальной концертной программы и об истории появлении коллектива, который уже заставляет о себе говорить, как о явлении в украинской хоровой музыке.
Любовь Онищенко (ЛО): Сделать концерт, посвященный Чернобылю, предложил солист нашего хора Андрей Гонюков. Мы долго думали, как с хором обыграть эту тему и взяли саму идею трагедии. Существует пять ступеней того, как человек переживает трагедию – отрицание, гнев, торг, депрессия и в результате принятие. Возможно ли найти в каждой из этих тяжелых ступеней нечто Высшее? Наша идея исходит из того, что на каждой ступени всегда возникает молитва, вера во что-то. Первое произведение – "Реквием о всех в Бозе почивших" на мои слова и музыку Леонида Правдина. Это общее посвящение всем умершим. Второй номер - фрагмент из Чернобыльской литургии Архиепископа Ионафана, в котором будет солировать Андрей Гонюков. Это будет сугубо молитва, богослужебный текст. Концерт начнется в мрачных тонах, а потом постепенно мы будем идти к свету. В финале концерта прозвучат Пасхальные песнопения в исполнении солистов Виктории Заболотской и Андрея Гонюкова.
- Будут ли на концерте премьеры?
- ЛО: 26 апреля будет премьера произведения на слова Леси Украинки. Мы хотим сделать отдельный проект музыки на слова поэтов. А еще мы в каждый свой концептуальный концерте вставляем одно или два произведения, как анонс нашего следующего концерта. На концерте в Музее Шевченко прозвучит одно произведение на слова покойного Митрополита Владимира. Также мы представим публике очень талантливого парня, он поет контртенором и это очень интересно.
- Чем для вас является Чернобыльская трагедия? И что вы хотите вложить в эту программу?
Любовь Онищенко: Когда случаются такие трагедии, то ответственность за них несет каждый человек. Эта память, важна. Наша ведущая готовит текстовые подводки о героизме человека. Мы сегодня живем так, что страшно даже соседям помочь, а в трагедии человек меняется, становится другим. В такие тяжелые моменты появляются настоящие герои.
Андрей Гонюков (АГ): Я бы, наверное, не согласился с ответственностью, которую несет каждый человек. Но каждый человек несет на себе печать этой катастрофы. Радиационный фон увеличен и взрывная волна пошла по всей земле. И мало осталось чисты мест, которые бы не затронула радиация, как результат этой техногенной катастрофой. Чернобыль - это трагедия людей. До сих пор живы ликвидаторы Чернобыльской аварии и многих в моей семье и в семьях моих друзей это касается.
- Где можно приобрести билеты на концерт?
ЛО: - Можно связаться с нами в ФБ или прийти на сам концерт в музей им. Т. Г. Шевченко и при входе купить билеты.
- Расскажите историю создания вашего коллектива? Что означает ваше название Agia Demetra?
ЛО: Это вроде обычная и необычная история. Я уже 8 лет работаю в Свято-Введенском монастыре. Мы поем службы и прихожанам нравится. Они все время как нам подходили и просили организовывать концерты и вне службы, поскольку там мы можем спеть только ограниченное число произведений. Чтобы больше людей могло послушать. Мы думали, как сделать, какой формат и в один прекрасный день, 2 марта 2016 года собрались и приняли решение, что нужно делать программу. Начать решили с произведений композитор Леонид Правдин. Он пишет музыкальные полотна, как Рахманинов, рассчитанные на огромное количество людей.
А что касается названия, то Agia Demetra в переводе с греческого "Святая Димитра". Преподобная Димитра была основательницей Киевской Свято-Введенской обители - 22 марта день ее памяти. Она является безусловным покровителем нашего хора. И то, что мы существуем в таких сложных для культуры условиях, и то, что за первый год нашего существования мы записали три альбома ("Богородицю в піснях величаємо", "Коляда" і "Да воскресне Бог" – прим. Авт.) – это настоящее чудо.
- Композитор Леонид Правдин пишет только для вашего хора?
- Да. И благодаря этому репертуар хора AgiaDimitrа является уникальным. Правдин пишет потрясающие вещи и очень сложные. На репетициях попеть Правдина – это как 4 часа вокалом позаниматься на уроке.
- В вашем хоре поют суперпрофессионалы – солисты маститых коллективов и театров, это изначально было так задумано?
ЛО: -Сказать, что у меня изначально была такая концепция набрать лучших, так нет. Мы, когда набирали коллектив, обзвонили всех коллег - кто хочет, приходите! Сегодня у нас хор собран из оперных голосов: есть два солиста хора им. Веревки, солист ансамбля им. Лятошинского, солисты Национальной оперы. И да, лучшие голоса собраны.
- Андрей, а вы почему пришли в хор AgiaDimitrа?
Андрей Гонюков: -Я сам напросился, потому что люблю мужские хоры и для меня мужской хор максимально богат по краскам, тембрам, по эмоциям. Однажды услышав AgiaDimitrа я позвонил его руководителю и спросил: Любаша, почему я не с тобой? Я хочу солировать с вами. Так и сошлись. У меня творческая карьера начиналась с хора Национальной оперы под управлением Льва Николаевича Венедиктова. Для меня хор - это часть души, часть крови, часть меня. У Любы Онищенко получается камерный оперный хор, потому что работают в нем не просто музыканты, а именно оперные люди. За счет этого и объем, и сила, и краски, и тембры. Один солист, это один солист, а хор оперных певцов становится монолитным.
ЛО: - У нас еще одна уникальность хора, я очень люблю басов, а в хоре 4 партии: первые тенора, вторые, баритоны и басы. И у нас басовая партия занимает ровно 50%. В чернобыльском концерте будет 9 басов и по 3 остальных. Знаете, в чем уникальность, когда ты выходишь на сцену, когда уже все собраны, сосредоточенны, все на максимум, я, как дирижер, прямо чувствую физически, как вибрирует воздух, как их голоса превращаются в материю. Это не просто красивая музыка, красивые звуки, а реально колебания воздуха через тебя проходят. И эффект мурашек всегда присутствует.
ЛО: –Ну, и наша музыка, она очень, для исполнителей и для слушателей. Она находит отклик в каждом человеке, будь вы совсем молодой человек или взрослый человек, выросший на песнях Аллы Пугачевой.
АГ: – Я бы назвал творчество коллектива Agia Demetra таким медицинским термином – тоны сердца. Вот что-то наша музыка в сердце затрагивает постоянно.
- Люба, расскажите о себе, как вы стали регентом?
ЛО: – Мой первый опыт регентства произошел в 8 лет. Я из Житомира, пела там в кафедральном соборе и вот однажды наша регент не смогла прийти на репетицию и никто не мог провести службу. А я с детства при храме,- стала перед хором и провела. И как-то с тех пор бог меня направлял. Закончила житомирское музыкальное училище, киевскую консерваторию и аспирантуру при ней. Опыт с 8 лет свое дает колоссально, потому я, наверное, не могу просто ответить на вопрос - как я управляю мужчинами? - оно где-то там в детстве заложено. Наверное, у меня эти задатки были с пеленок, всех собрать и организовать.
- Андрей, скажите, а Любовь Онищенко - суровый руководитель?
АГ: – Лично меня, как солиста, еще не били ни разу (смеется). А в отношении хора? Возможно, когда коллектив не профессиональный, а аматорский, его сложно собрать и как-то воедино дисциплину выстроить. Но поскольку у Любаши все профессионалы, все по хорам, то здесь важна интересная программа. Понятно, что есть человеческий авторитет, есть стержень Любови Онищенко, на которой держится весь хор. Но если певцам не интересно работать в коллективе, никакой, даже самый гениальный дирижер не сможет это собрать. А тут, поскольку есть хорошая программа, хорошая музыка, есть просто интерес петь что-то новое и за счет этого интереса держится весь коллектив.
- Как можно попасть в коллектив хора? Может вы хотите увеличить количество солистов?
ЛО: – Увеличить хотим. У меня лично план, на то количество музыки, которое в будущем мы хотим спеть, хор необходимо расширить до 40 участников. Конечно это колоссальное ресурсы нужны. Но если кто-то мечтает попасть в хор, просто свяжитесь со мной.
- Есть какие определенные требования к солистам?
ЛО: – Я всегда прошу какую-то запись. Требований как таких нет. Главное - это любовь и понимание того, чем мы занимаемся и куда идем.
|