А вопросов было много. И ответы были такие честные и интересные, что мы с трудом упаковали наш разговор в газетный разворот. Поэтому - читайте! А еще лучше - посмотрите видео онлайн-конференции с Валерием Жидковым.
- Валерий, 27 апреля на "1+1" состоится премьера вашего нового юмористического проекта "#Гуднайтшоу". Что это будет? Кому смотреть, а кому - лучше не надо?
- Тут пусть каждый сам решает. Это такой взрослый стендап, экспериментальный. У нас такого не было на украинском телевидении. Посмотрим, насколько это зацепит. Полчаса я стою, разговариваю, люди в зале сидят и местами радуются, а местами думают.
Атмосфера на съемках была очень теплой. Надеюсь, она передастся через телевизионный экран. Мы сняли 4 программы, которые выйдут в ближайшие пятницы на "1+1". Мне, кстати, странное время поставили в эфире - 22.22. Вижу в этом какой-то магический подтекст (улыбается).
- А какова судьба шоу после этих четырех программ?
- Конечно, мы надеемся на то, что проект понравится зрителям. Тогда уже будем смотреть - возможно, будет продолжение.
Понимаете, я все пишу сам. А полчаса осмысленного текста - это достаточно большой объем работы, который нужно проделать, чтобы все дошло до логического завершения..
- Стендап уже давно популярен за рубежом…
- Да, англоязычный мир давно дал этому жанру свободу. Это целое движение, включающее разные направления. Есть стендаперы дворовые, молодежные, есть взрослые, затрагивающие социальные и политические темы.
У них это развито, а у нас только начинается - такая себе тень подражания. В ночных клубах ребята пытаются пробовать. Я же решил задрать планку сразу до взрослого стендапа и создать программу, в которой буду шутить о том, что сегодня наше общество объединяет и разделяет.
- Ваш топ лучших авторов-стендаперов Запада, которых бы вы посоветовали посмотреть-послушать?
- Я назову двоих, которые действительно меня поразили и подтолкнули. Это американец Билл Мар и ирландец Дилан Моран (их выступления можно найти в интернете с хорошим переводом). Весь стендап, который я смотрел до этого, был для меня слишком низкий в плане целей. Это было просто ради повеселить. А здесь люди выходят и говорят посредством юмора о вещах, о которых хочется задуматься и размышлять.
|
- В "#Гуднайтшоу" командуете вы?
- Мне некем особо командовать, я сам себе солдат. Мне помогают иногда ребята - не писать, а оценить то, что я написал. Это важно, потому что очень легко закопаться и зайти в тупики. Ведь посмеяться даже не с кем, когда ты один пишешь. А взгляд со стороны, адекватный и профессиональный, всегда нужен. Поэтому спасибо ребятам, которые выслушивают мое творчество.
- И кого вы используете для этого?
- У меня есть авторская группа, в которой я работаю долгие годы, - это Саня Пикалов и Ленка Зеленская. У нас такой треугольник авторский. Ленка, правда, иногда отвлекается на какие-то роды и прочие необходимые для женщины вещи.
А еще один цензор, очень надежный и проверенный, - моя жена, которая с другой стороны может посмотреть и сказать: здесь некорректно, здесь ты сам себя обижаешь, здесь ты обижаешь таких-то людей… У нее свое информационное поле, с другого ракурса взгляд, а это важно.
- Вам бы хотелось выступить в основном составе "Вечернего Квартала" как актеру?
- Меня абсолютно устраивает моя позиция в "Вечернем Квартале" и то, что она у меня появилась, - это результат моих попыток искать новые направления.
Когда мы "Квартал" только начинали, в нем участвовали все - нас ведь было не так много. По сути, продолжался такой большой КВН и не было разделений на актеров и авторов. Я какие-то роли там играл, даже главные, но мне гораздо интереснее было выходить самому, самостоятельно преодолевать весь путь. И в этом случае мне не нужно аплодисментами ни с кем делиться - я могу в одиночку купаться в лучах славы (улыбается).
- Если бы в "Квартале" раздавали звания, как в армии, то кем бы вы были? Ну, если, например, принять идею, что Владимир Зеленский - маршал?
- На самом деле у нас есть определенное направление работ и есть определенный список людей, которым эти работы доверяются. Чем сложнее работа, тем уже становится список тех, кому ты мог бы это доверить. Я считаю себя одним из тех, кому могут доверить целиком проект от начала до конца. Поэтому если Зеленый - маршал, то тогда я - генерал, так и быть (улыбается).
- Подчиненных у вас больше, чем начальников?
- У нас подчиненных как таковых нет. У нас есть подчиненность на конкретные проекты. Когда назначают главного редактора на проект, ему выделяется авторский ресурс, актерский, административный - и тогда ты этим всем руководишь, а остальные тебе обязаны помогать. Как только проект заканчивается, снова друг другу никто не подчиняется. На следующий проект иерархия выстраивается своя.
|
- Кстати, почему в "Квартале 95" так мало женщин? Сексизмом попахивает… Неужели юмор - это чисто мужское ремесло?
- Я бы не сказал, что Лена Кравец - это мало женщин. Она настолько яркая и правильная, что может заменить нескольких девушек!
Вообще у нас очень много девчонок работает. У нас много пиара, бухгалтерия у нас женская. Такие профессии, где женщины в силу своей дотошности и организованности справляются намного лучше, чем мужчины.
А чтобы развеять все ваши сексистские намеки, проболтаюсь: в мае мы будем снимать пробный вариант женского "Квартала". Мы готовим новый проект - сценическое шоу, красивое, веселое и музыкальное. И Лена Кравец туда входит. Больше я пока не буду ничего рассказывать. Мы специально оставляем место для фантазии.
- А вы участвуете в проекте?
- Я являюсь главным редактором этого проекта. Меня судьба постоянно окружает женщинами - и дома, и на работе.
- "Женский" юмор будет отличаться от всего привычного?
- Это специально будет писаться и уже пишется под девчонок. У них глаза горят, нам тоже все нравится.
- Политика в женском "Квартале" тоже будет?
- Нет! Мы не хотим, чтобы они шутили о политике. Женщинам не надо пачкать руки лишний раз - этими руками им потом детей воспитывать.
- Как вам сегодняшние новости без "Чисто News"?
- Они стали еще более жесткими. А ведь многие происходящие вещи не имеют обратного эффекта. Будут дуть в этот шар, пока он не лопнет. У нас по-другому не умеют. Ради интереса можно скачать в интернете популярные новостные ролики - вчерашний, годичной давности, пятилетней давности - с каждым годом будет видна эволюция зла.
- Но люди все равно новости смотрят. Дуреют, но смотрят. Поэтому им это и показывают…
- Об этом обо всем я как раз и поговорю в пятницу в "#Гуднайтшоу".
- Как вы думаете, почему зритель не устает от этого?
- Устает. Но смотрит. Я тоже устаю от этого. Знаете, за полтора года без "Чисто News" я начал себя лучше чувствовать, потому что у меня нет необходимости ежедневно копаться в новостях и пропускать через себя весь негатив. О хорошем в новостях перестали говорить уже давно. У нас хорошее - это когда плохо соседям. Я категорически против того, что вообще звучит в новостях.
- Вы давно были на родине в Тамбове? Когда виделись с родственниками?
- Больше года не был. Катастрофически не получается, тем более с нынешней ситуацией намного сложнее стало перемещаться. Если раньше перелеты занимали несколько часов, то сейчас это целый квест со всякими пересадками.
Поддерживаем, конечно, связь по скайпу и телефону, но хотелось бы чаще видеться наяву.
- Мама к вам приезжала, внучек видела?
- Мать была один раз. Больше не получается. И возраст, и информационные потоки, которые звучат, - они отпугивают людей.
- Родные боятся приезжать?
- Конечно. Если с утра до ночи смотреть по телевизору на все то, что показывают. Если верить этому, то из дома лучше не выходить даже в своей стране и в своем подъезде.
- Друзья там остались настоящие?
- Остались, конечно. Поддерживаем отношения.
- Как вам удалось сохранить нормальные человеческие отношения, несмотря на все это?
- Я считаю, что на все ситуации следует смотреть с точки зрения человека, а не с позиции "с кем бы поссориться, пользуясь случаем". Если бы у кого-то не было конкретных целей заработать на конфликте, возможно, его бы и не было. А так кто-то просто зарабатывает деньги, кто-то свое самолюбие тешит, разные есть цели.
- Причем все это происходит с обеих сторон…
- Естественно. Если любить можно безответно, то ненависть - это обоюдное чувство всегда. Здесь все "молодцы".
- У вас есть самоцензура?
- Как мне говорят мои коллеги, она даже жестче, чем стоило бы. Я перестраховываюсь. Мой некий внутренний редактор как-то изначально очень капризный. И дело не в том, что мы, например, не будем это говорить, а то приедет политическая сила и начнет нам что-то высказывать. Я просто говорю: в этой шутке мы высмеиваем не работу данного человека, а его физиологию, семью или что-то еще - и так делать не надо. Хотя иногда получается, что мы обидели человека, но он такой, что его в принципе и не жалко.
- У журналистов есть такое выражение "ради красного словца не пожалею и отца". У вас такого нет?
- Нет. Могу сказать, что конкретно по "#Гуднайтшоу" я очень много шуток хороших и смешных убирал. Потому что они противоречили моей точке зрения в данном контексте. Ради того, чтобы красиво пошутить, я не стал искажать правду, ту, которую хотел донести. У меня, например, там есть истории про армию. Все, что там сказано, я, может, где-то и приукрасил, но все эти события действительно происходили, и я не стал туда добавлять чего-то вымышленного, чтоб было посмешнее. Не хочу я обманывать людей.
Когда ты со сцены начинаешь говорить правду и когда ты сам с собой честен, только тогда ты имеешь право на такую же реакцию из зала. Тем более жанр такой - если я задаю его, то все мысли должны быть моими.
Если ты хочешь выразиться как-то иначе, от другого лица, можно выйти в образе повара и в монологе этого самого повара нести что угодно. Но если выходишь как Валера Жидков на сцену, ты должен нести ответственность за то, что ты говоришь как этот самый Валера Жидков. Я так это вижу: либо переодевайся в повара, либо все по-честному.
- Что делать, если шутка не "заходит" публике?
- Делать выводы.
- То есть вы убираете эту шутку?
- Есть варианты. Когда она писалась, она казалась по какой-то причине смешной, а на выходе в зал не получилась. Переформулировал, попробовал усилить, чуть добавил гротеска. Снова не "зашла". Может, она слишком очевидная, может, надо какие-то вещи спрятать? Пробуешь разные варианты, но если все они не срабатывают, шутка уходит и освобождает место чему-то более понятному.
Хотя есть артисты, которые делают вывод: раз не смеются - значит, зал тупой…
- Опять же, надо понимать, перед кем ты шутишь.
- Это точно. Однажды в киевском ночном клубе я читал монолог про автомобиль "Таврия" - и все заходились от хохота. Но когда мы приехали с концертом на День какого-то поселка и я вышел опять с этим монологом, на третьей шутке понял - это очень плохо здесь звучит. При том уровне жизни, который сегодня в селе, даже такой автомобиль, как "Таврия", это очень хорошо, потому для этих селян все мои вопли в адрес качества этой машины были непонятны и вызывали больше раздражение, чем смех.
Все мы по-разному живем, нас всех интересуют разные вещи. У нас нет институтов по воспитанию юмористов, и не только у нас, а вообще в мире. Это тот жанр, который не поддается, видимо, никакой формулировке, форматизации. Нельзя воспитать из человека юмориста, если он сам не решил им стать. Да и не надо столько юмористов, чтобы прям учить. Пусть сами учатся, набивают шишки. Чем больше у них шишек, тем они смешнее.
*Стендап (от англ. stand-up - стоять, встать) - жанр комедийного искусства, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно стоя и говоря напрямую зрителям.
- Вам недавно исполнилось 43. Кризис среднего возраста уже пережили?
- Я не знаю, что это такое. Есть шутка хорошая, не знаю чья она, немного, может, пошловато, но забавно. Кризис среднего возраста для мужчины - это когда геморрой и простатит уже есть, а "Лексуса" еще нет. У меня, слава богу, пока нет двух первых, а машина есть. Не "Лексус", конечно, но она меня устраивает.
Наверное, кризис наступает тогда, когда ты недоволен собой. Я собой сегодня доволен - я развиваюсь, расту, и мне мой возраст нравится. Мне нравится, что я запускаю проекты, нравится, что постоянно приходят новые идеи и есть возможности их реализовывать. В творческом плане я счастлив, дома у меня (тьфу-тьфу!) все хорошо, поэтому вот так!
- Внешне вы такой спокойный, флегматичный. Что может вывести вас из себя?
- Я сам по себе не сильно эмоциональный: даже когда меня выводят из себя, я себя веду спокойнее, чем некоторые, когда они спокойны. А больше всего не люблю, когда меня пытаются обмануть. Причем есть такие люди, которые понимают, что у них не получается, но они все равно продолжают это делать.
- Как понять, что вы психуете?
- Если замолчал - значит, что-то не так (улыбается). У меня один способ высказывания своего недовольства - молчание.