7 фильмов про космос, которые убеждают, что в жизни всегда есть место подвигу

Кадр из фильма "Время первых".

12 апреля человечество отмечает Всемирный день авиации и космонавтики или если угодно Международный день полета человека в космос. "КП" в Украине" собрала интересные на наш взгляд картины на космическую тему, которые следует обязательно посмотреть, а если вы уже что-то видели, то пересмотреть обязательно. Мы намеренно не включали в подборку фантазийные научно-фантастические фильмы, а постарались собрать истории о реальных или почти реальных людях в космосе, каждый из которых по сути совершил подвиг во имя  человечества.

"Время первых", 2017

Режиссер Дмитрий Киселев

Жанр: исторический художественный фильм о первом выходе человека в открытый космос

18 марта 1965 года. Советский космонавт Алексей Леонов первым приветствует землян из открытого космического пространства, и, если верить официальной хронике, благополучно возвращается на "Восход-2". Но на самом деле этот выход для него был смертельно опасным, а короткие 5 метров возврата к шлюзу становятся самой мучительной прогулкой в его жизни. Так же как и экстренная посадка в ручном режиме, которая стала примером невероятной воли к жизни самого Леонова и его командира Павла Беляева.

В фильме много привлекательных для зрителя факторов. Начиная с того момента, что история первого выхода человека в космос с той правдой, которую старательно замалчивали в СССР интересна сама по себе. Спродюсировали фильм режиссер Тимур Бекмамбетов, который при этом снимать фильм не взялся, а также актер Евгений Миронов – он и сыграл Евгения Леонова. Компанию ему в космосе составил еще один блестящий актер Константин Хабенский (Павел Беляев).

"Скрытые фигуры", 2017

Режиссер: Тед Мелфи

Жанр: биографическая драма

В основу сценария легла одноименная документальная книга Марго Ли Шеттерли, работа над которой началась в 2010 году и продолжалась до 2016 года. В картине рассказывается о трех афроамериканских женщинах-математиках, сотрудницы NASA времен космической гонки.  Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон стояли за одной из самых величайших операций в американской истории – запуском на орбиту астронавта Джона Гленна. Гленн стал первым американцем, 20 февраля 1962 года, трижды облетевшим земной шар. Продолжительность полёта составила 4 часа 55 мин. Это позволило США вернуть доверие нации, а трио удивительных женщин, несмотря на расовые и гендерные предрассудки, сумело совершить прорыв и тем самым вдохновило целые поколения на великие мечты.

В главных ролях снялись Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Монэ, а также Кевин Костнер в роли руководителя NASA Эла Харрисона.

"Скрытые фигуры" были номинированы на Оскар в трех серьезных номинация, включая "Лучший фильм", а также на премию "Золотой глобус" и Грэмии за лучший саундтрек от Ханса Циммера, Фаррелла Уильямса и Бенджамин Уоллфиша.

"Аполлон-13", 1995

Режиссер: Рон Ховард

Жанр: исторический фильм

Фильм на основе книги "Потерянная Луна" ("Lost Moon") Джеймса Ловелла и Джеффри Клугера, повествует о неудачной лунной миссии космического корабля "Аполлон-13", стартовавшей 11 апреля 1970 года.  "Аполлон-13" должен был стать третьим космическим кораблем, доставившим астронавтов на Луну. Однако через 2 дня на подлёте к цели на корабле произошла авария, которая не только поставила крест на высадке, но и сделала невозможным нормальное возвращение на Землю. Эта экспедиция стала одной из наиболее драматических и героических страниц в истории мировой космонавтики.

Фильм режиссера Рона Ховарда заполучил две статуэтки Оскар за лучший монтаж и звук, при этом он претендовал на победу в девяти номинациях.  В эпизодической роли в фильме снялся сам командир "Аполлона-13" Джеймс Ловелл: в финале фильма он, в образе одного из офицеров на палубе УДК "Иводзима", жмет руку Тому Хэнксу, играющему его самого.

Салют 7, 2017

Жанр: научно-фантастический исторический фильм

Режиссер: Клим Шипенко

Фильм повествует о полете экспедиции к потерявшей управление орбитальной станции "Салют-7", который стартовал в СССР 6 июня 1985 года. Космический экипаж в составе Владимира Джанибекова (командир корабля) и Виктора Савиных (бортинженер) на космическом корабле "Союз Т-13", должен был догнать "мертвую" станцию и, не столкнувшись, провести в космическом пространстве сложнейшую ручную стыковку с движущимся неуправляемым космическим аппаратом (что до этого никто и никогда в истории мировой космонавтики не совершал); проверить состояние бортовых систем и оборудования станции; выявить причины неполадок и предотвратить катастрофу. В последствии этот полет стали считать самым сложным полетом в истории космонавтики.

- У нас была задача сделать современное кино. Мы все прекрасно осознавали, что были фильмы про космос до нас. Поэтому мы хотели сделать картину на уровне, но в то же время добавить человечности, чтобы были эмоции, чтобы за ребят было страшно, чтобы их любили и верили в них, - рассказал журналистам режиссер Клим Шипенко.

Создатели фильма отказались от использования реальных имен космонавтов. Командира Владимира Федорова сыграл Владимир Вдовиченко, а бортинжинера Виктора Алехина – Павел Деревянко, который оказался очень похож на Виктора Савиных.

"Первые на Луне", 2004

Режиссер: Алексей Федорченко

Жанр: мокьюментари (псевдодокументальный фильм или кинофальсификация) СССР, 1938 год. Советские ученые в обстановке исключительной секретности готовятся к запуску космического летательного аппарата с человеком на борту для полета на Луну. Все это активно снимают спецслужбы скрытыми камерами. Производится отбор и тренировка будущих "космолетчиков". Среди них капитан Иван Сергеевич Харламов.

После пуска происходит авария и связь с ракетой пропадает. Конструктор спасается бегством за границу. Через некоторое время в Чили падает странный метеорит.

В конце XX века группа энтузиастов пытается изучить историю тех событий, собирает когда-то секретные киноматериалы, находит очевидцев или тех, кто их знал. Кое-что удается выяснить, но далеко не все.

Фильм "Первые на Луне" стал режиссерским дебютом в игровом кино очень колоритного и талантливого уральского режиссера с украинскими корнями Алексея Федорченко. Картина тогда еще никому не известного режиссера с ходу получила премию за лучший документальный фильм на Венецианском кинофестивале, а затем еще ворох призов, включая Приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале "Кинотавр" в 2005 году.

Алексей Федорченко рассказывал журналистам, что в этом своем смелом киноэкспериментн ценой в 1 миллион долларов он имитировал сразу два документальных стиля: ретро-хронику 30-х - 40-х и современное документальное кино-расследование. Из 75 минут фильма архивные кинокадры составили 7% экранного времени, остальное – очень мастерская стилизация.

"Гравитация", 2013

Режиссер: Режиссер: Альфонсо Куарон

Жанр: научно-фантастическая драма об одиночестве Доктор Райан Стоун, блестящий специалист в области медицинского инжиниринга, отправляется в свою первую космическую миссию под командованием ветерана астронавтики Мэтта Ковальски, для которого этот полет — последний перед отставкой. Но во время, казалось бы, рутинной работы за бортом случается катастрофа.

Многие считают, что фильм режиссера Альфонсо Куарона "Гравитация", одна из самых удачных попыток в кинематографии показать космос таким, какой он есть. Куарон с детства относился к космосу с почтением, говорят, что в его детской над кроватью висели портреты Гагарина и Леонова. И что именно воспоминания Алексея Леонова – первого землянина, совершившего выход в открытый космос, вдохновили его на создание "Гравитации".

Большая часть фильма – это медитативно-завораживающие виды космоса, которые, по мнению специалистов, очень реалистичны. Реальна, впрочем, и мысль, что для человеческих существ космос уже больше 50 лет представляет смертельную опасность из которой далеко не всем удается отделаться.

"Марсианин", 2015

Режиссер: Ридли Скотт

Жанр: научно-фантастический экшн

Сюжет, который разворачивается в недалеком будущем, рассказывает историю астронавта Марка Уотни, члена исследовательской экспедиции на Марс. Случайно оставленный на планете, Уотни, проявив смекалку и волю, выживает в экстремальных условиях и оказывается наконец спасен вернувшимся за ним экипажем.

Эта 145 минутная картина стала самой успешной в коммерческом плане работой в фильмографии Ридли Скотта, - признанного мастера жанра научной фантастики, последние годы разочаровывавшего зрителей, - принеся свыше 600 млн долларов сборов.

Критики слегка пожурили "Марсианина" за нагруженность сценария научными деталями и за во многом недостоверные придумки. Но в целом все остались довольны. А особенно нахваливали актерскую игру Мэтта Деймона, который практически вынес этот фильм на себе, но Оскар так и не получил, хотя был номинирован.