Загрузить еще

Колчак против «Чапаева»

Колчак против «Чапаева»
Фото: Умел Колчак назло врагам любить и Родину, и дам. (Это кадр из телеверсии «Адмирала». Колчак - Константин Хабенский, его жена - Анна Ковальчук.)

С тех пор как на экраны СНГ вышел новый художественный фильм

«Адмиралъ» об Александре Колчаке, его только в России уже посмотрели более 2,5 миллиона зрителей. Для российского исторического кино это рекорд. Возможно, он объясняется тем, что и фигура главного героя неоднозначна, и создатели фильма подошли к съемкам небанально...

Вокруг этого фильма в московской редакции «КП» разгорелась жаркая дискуссия. Колчака яро защищали лидер ЛДПР Владимир Жириновский и, разумеется, создатели «Адмирала» - известный режиссер Андрей Кравчук, продюсеры Анатолий Максимов и Джаник Файзиев. Противоположную позицию заняли маститый российский историк Юрий Жуков, научные сотрудники Института военной истории, специализирующиеся на изучении гражданской войны в России, Алексей Шишов и Денис Козлов. А в роли арбитра выступил один из ведущих российских кинокритиков, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Он воевал с иконой Распутина В. ЖИРИНОВСКИЙ:

- ...Заметили? В этом фильме есть великолепная сцена, когда Верховный правитель России Колчак приносит присягу. В первом ряду там солдат опускается на колени, все они стоят, как перед царем...

Ю. ЖУКОВ: 

- Царь - это рабство, рабство целого народа.

В. ЖИРИНОВСКИЙ:

- Нет, в данном случае они выражали преданность России. После выхода этого фильма вообще надо переписывать учебники истории...

Я был в городе Чапаеве, выступал. Знаете, говорю, что ваш город носит имя бандита? «Нет, нет, - отвечают, - вы что?!» До сих пор у них в голове Чапаев, Щорс, Буденный, Ворошилов. 

Большевики вырезали цвет русской нации. Начисто. Они обнаглели! 

Вот они, наши герои: Колчак, Врангель, Юденич, Деникин, Брусилов. Вот это генералы! Вот это была настоящая армия!

Для меня важно, что после этого фильма новая русская молодежь будет ненавидеть Октябрьскую революцию, Ленина, большевиков, Сталина, всех предателей и тех, кто до сих пор доказывает, что революция была неизбежна. И мы должны вернуться к полной реабилитации белого движения!


Владимир Жириновский: - Для меня дороже один Колчак, чем сто Лениных! Историк Юрий Жуков: - Но Колчак был британский шпион. Доказать могу.

Ю. ЖУКОВ:

- Если точно так же сделать биографию Гитлера, он окажется таким же белым героем на белом коне. Что сделали авторы фильма? Выкинули все отрицательное о Колчаке. Чинодрал, связан с Распутиным, отправлен из Сингапура британской военной разведкой, которая была недовольна, что Сибирь досталась японцам и американцам, а где англичане? 

А. КРАВЧУК:

- Откуда у вас такие данные? Есть ли документ, подтверждающий то, что вы говорите? 

Ю. ЖУКОВ:

- Да, не буду голословным. Начиная с 1923 года многократно публиковался допрос Колчака. Так вот, Колчак не отрицал, что сбежал летом 1917-го из России, потому что должен был предстать перед судом. Сбежал через Финляндию, Норвегию, Англию, Канаду в Штаты.

А. КРАВЧУК:

- Вы ошибаетесь. 

Ю. ЖУКОВ:

- Давайте я закончу, а? Так вот, Колчак собирался воевать в английской армии на месопотамском фронте. Добрался только до Сингапура. Там ему популярно объяснили, что бездарные моряки им не нужны, а лучше вот давай шуруй в Россию. И привезли его. И начал Колчак с госпереворота, между прочим. И расстреляна была куча народа. Через месяц восстали против диктатуры Колчака местные жители. Не большевики. И расстреливали поначалу не большевиков.  

Колчака на допросах не случайно спрашивали об отношениях с Распутиным. Икона у него была от Распутина, а не от Николая II, как в фильме. 

Колчак, опираясь на 60 тысяч чехов, на 75 тысяч японцев, 10 тысяч американцев, воевал с ними против кого? Против русских людей! Чехи, когда восстали, захватили золотой запас России. А когда Колчак вспомнил об этом золоте, он не спросил чехов: куда делась половина? Это его не волновало, потому что вторую половину он отправил в Японию. И после этого он - горячий патриот России? 

В фильме Колчак говорит: «Да поможет нам Бог». Я не верующий, но верующие поймут, что Богу такие люди не нужны, которые воюют с народом. 
После вашего фильма уже в голове ничего не останется у молодежи, вы ее окончательно запутаете своей фантастической версией истории. А ведь история простая. Красные выиграли - все! И не вам судить, что было бы, если бы да кабы... Уже все произошло. 

В. ЖИРИНОВСКИЙ:

- Нет, красные проиграли! Кончилось-то чем?

Ю. ЖУКОВ:

- Бюрократами и чиновниками, которые до сих пор у нас на шее.

О ляпах и ножницах

Д. КОЗЛОВ: 

- Я не буду перечислять все ляпы, допущенные в этом фильме, их много. Скажу лишь о самых существенных.  

Колчак никогда не командовал ни «Сибирским стрелком», ни «Славой». «Слава» - линейный корабль, а не крейсер. А «Сибирский стрелок» - не миноносец. И батальных сцен Первой мировой войны, которые столь красочно изображены в фильме, не было. Колчак участвовал в трех морских боях. В 1915-м он атаковал и потопил сторожевое германское судно. А в 1916-м участвовал в «набеге» на германский конвой. И в том же году (уже командующим Черноморским флотом) - в погоне за немецким крейсером «Бреслау». Причем в последних двух случаях задача решена не была. 

Колчак продемонстрировал, мягко говоря, несостоятельность в управлении силами в сложной обстановке.

Короче, выдающимся флотоводцем он себя не зарекомендовал. 

Досадны и военно-технические ляпы. Вот первая фраза, которая звучит в фильме, когда сбрасывают мину с борта корабля: «Упреждение мин - 7 метров!» У мин нет упреждения, у них есть углубление и минный интервал.  

А. КРАВЧУК:

- У нас был в консультантах минный офицер! Он и говорил, что именно так надо произносить! 

Д. КОЗЛОВ:  

- Если вы снимаете фильм об адмирале Колчаке, то нельзя и не показать того, что он имел очень своеобразный психотип. Он ведь был неврастеником. Например, в бытность молодым офицером он отличался необычайно жестоким отношением к нижним чинам. Был случай, когда не были подняты из воды немецкие моряки с потопленного Колчаком судна. Колчак бросил немцев в море и ушел! И даже среди кондовых белогвардейцев были люди, которые в своих мемуарах назвали этот случай «военным преступлением». Когда же Колчак командовал Черноморским флотом, то и Тимирева (гражданская жена адмирала. - Авт.) в письме просила мужа держать себя в руках и не давать волю нервам. Потому что уже ходили анекдоты о его эскападах.

Режиссер Андрей Кравчук (слева): - Мы снимали фильм о человеке, который полюбил жену своего боевого товарища. Кинокритик Даниил Дондурей: - В картине Колчак - любовник на фоне истории страны.

А чего стоило метание Колчаком ножниц в инженера, который доложил адмиралу, что один из миноносцев не прибыл вовремя из ремонта! 

В. ЖИРИНОВСКИЙ:

- «Неврастеник»… Вот если бы за этим столом сидел психолог, он бы сказал, что прав Жириновский… И я могу сто раз бросить все что угодно - бутылкой по голове вам всем дам. Так вот и когда Колчак швырял ножницами в мерзавца... Вы не можете понять, что есть люди, они гении, они хоть что-то могут делать. И есть быдло, серый чиновник, который ничего не сделает, он будет сидеть тихо, скромно… 

Когда гибнет твоя страна, нельзя сидеть тихо! Вот так и Колчак…
Фильм великолепный! Жаль, если на нем все кончится. Такой же фильм надо сделать про Врангеля, Юденича, всех героев белого движения. Красные не победили. Победили белые. Духом своим, честностью. Верностью России. Вот только они были патриотами. 

Ю. ЖУКОВ:

- Когда гибла Россия, Колчак уезжает в Америку. И плевать ему…

В. ЖИРИНОВСКИЙ: 

- Ничего он не уезжает! Рухнула империя, все, 17-й год, развал, ничего нет… Адмирал Колчак был великая личность. Образец. Пример! 

Ю. ЖУКОВ:

- Пример чего?

В. ЖИРИНОВСКИЙ:

- Защиты своей страны. Везде разведки действуют… 

Ю. ЖУКОВ: 

- Но Колчак-то симпатизировал британской!

Александр Колчак в 1916 году.

В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Британия была во главе Антанты. Франция, Британия, Россия. У них было тройственное согласие. Это был первый Евросоюз и первое НАТО. Если бы мы вместе оккупировали Германию в 18-м году - все, сегодня не было бы того НАТО, которое против нас. 
Д. КОЗЛОВ:
- И если уж мы говорим о воспитательной роли, то надо воспитывать правдой. Колчак настолько выдающийся типаж, что просто правдивая история его жизни была бы интереснее любого блокбастера…
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Не согласен однозначно! Тогда надо показывать 10-часовой фильм!  
Ю. ЖУКОВ:
- Но тогда уже столько будет развесистой клюквы… 
В. ЖИРИНОВСКИЙ: 
- Вы не хотите понять! Если полностью показывать во всех нюансах, всем будет противно! Детали им подавай!.. Да всегда были придурки при дворе!
А. ШИШОВ: 
- Если фильм удался, о нем спорят. А сегодня мы спорим. Нам интересна личность Колчака. А разве не характеризует его вот такой эпизод? Когда барон Маннергейм предложил адмиралу пойти походом на Петроград в обмен на признание Колчаком независимости Финляндии, адмирал наотрез отказался. Он сказал, что Россия должна быть единой и неделимой. И Финляндия тогда в войну против большевиков не вступила. Вот таким был Колчак. Он был в когорте тех людей, которые хотели вернуть старую Россию, любили ее, но не могли понять то, что старой России уже нет после Октября. И они воевали за то, чего быть не могло!  
В гражданской войне Колчак воевал против собственной Родины, потому что большая часть русских людей была по ту сторону фронта. Но отказать ему в чести и порядочности мы не можем.
Ю. ЖУКОВ: 
- Еще как можем! Он был связан с британской разведкой. Доказать могу. 
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- И я доказать могу, что советская власть - это уголовка!  
Ю. ЖУКОВ:
- Советская власть - это Сталин…
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Ваш Сталин еще страшнее… Он сам был уголовником со стажем. А вы его защищаете...  
Психическая атака 
глазами белых
Д. ДОНДУРЕЙ:
- В кинотеатры, как известно, люди старше 30 лет практически не ходят. А молодые ничего вообще не знают про историю. Потому, что в последние 20 лет им представляют сотни версий истории. И в сознании людей абсолютная куча-мала. 
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Так и есть. Это все ваш «Чапаев»... А я его ненавижу!
Д. ДОНДУРЕЙ:
- Понятно, что в картине Колчак - любовник на фоне истории страны, но никакой истории, в сущности, нет, кроме каких-то эпизодов. Поэтому я бы рекомендовал авторам в сериальной версии все-таки показать неоднозначность Колчака. Это сняло бы все вопросы историков. Ведь ответить на 70 лет фальшака в нашем кинематографе одним фильмом, столь же фальшивым, будет неверно. 
Что касается сюжета, то уверяю вас, девочке в 14 лет не важно, как правильно называть погружение мины. А вот любовные истории очень важны для нее. И хорошо, что главной фигурой выбран Колчак. Если бы это был работник офиса, которого сыграл бы Хабенский, этого было бы маловато. Есть еще и актриса, которая так удачно собрала 50 миллионов долларов в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». Лиза Боярская. К сожалению, кинематограф идет сейчас в направлении спецэффектов. С этой точки зрения, мне кажется, это очень качественная продукция, не претендующая на шедевр. Но она все равно выполнит свою задачу - показать, что красные были не только героями. И что гражданская война - очень сложное время. Таких фильмов должно быть 20 - 30 в год, а у нас не наберется и дюжины таких фильмов, как «Адмиралъ»… 
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Если послушать всех, кроме меня, то вообще ничего нельзя снимать…  
Вопрос от «КП»: 
- Вспоминается фильм «Мы из Кронштадта», в котором белые офицеры топят матросов. И мы ненавидим белых. А в «Адмирале», наоборот, матросы убивают офицеров. И мы в ужасе от матросов. Все это заставляет посмотреть на ту трагедию с другой стороны. Есть еще фильм «Чапаев» с легендарным эпизодом - психической атакой каппелевцев, когда они идут все в парадных мундирах. В «Адмирале» тоже каппелевская атака, только глазами не красных, а белых.
А. КРАВЧУК:
- Честно скажу, мы даже не думали, что будем спорить с «Чапаевым» или с «Мы из Кронштадта». Просто тот бой - психическая атака армии Каппеля - меня поразил, еще когда я читал о нем в исторических документах. Мы в этом увидели собирательный образ всей гражданской войны как таковой. 
А. МАКСИМОВ:
- Мы не делали фильм из серии «Жизнь замечательных людей». Но даже документальное кино не находит консенсуса среди специалистов, оно все равно фиксирует события с определенной точки зрения, идеологической позиции.
У нас кино про любовь. К человеку, к стране, к дару жизни в целом. Это его содержание, история - только форма, обстоятельства, в которых разворачивается действие.
А. КРАВЧУК: 
- Мы снимали кино про сложную нравственную проблему, в которую человек попал, будучи женатым и полюбив молодую девушку - жену своего боевого товарища. Мы понимали, что, делая такой фильм, будем получать нарекания на историческую правду. Но расстрел офицеров в Кронштадте, который мы показываем, мы снимали именно на том самом месте, где убивали офицеров весной 17-го года. То, что офицеров топили в Черном море, - это тоже исторический факт.  
Вопрос от «КП»: 
- То есть Щорс, Котовский и Чапаев вас уже не интересуют?
Д. ФАЙЗИЕВ:
- Я помню, как в советское время у нас в качестве демонстрации того, какой ужас творится в американском образовании, рассказывали, что школьники там не знают, как выглядит Чарли Чаплин. Прошло 20 лет, и, если мы спросим российского школьника, кто такой Чаплин, он тоже разведет руками. Моду на Щорса, Котовского или Добрыню Никитича определяем не мы, а информационное поле страны. И начинает формироваться оно еще в школе. Я уверен, господа историки, что вы вряд ли захотите своих детей отправить в кинотеатр изучать историю.
Д. КОЗЛОВ: 
- Никогда!
Д. ФАЙЗИЕВ: 
- Начиная учить жизни, кино слишком много на себя берет. Так же вот и журнал «Наука и жизнь» не может являться учебником по физике. И должен вам сказать, что тональность обсуждения после фильма мне лично напомнила атмосферу недавних спортивных событий. Наши выиграли у голландцев, но это не про футбол. Это было такое чувство подъема! Так же и кино, и литература сначала воспринимаются сердцем, а потом сознанием. Делая фильм, мы рассчитывали, что станет чаще биться сердце и оно начнет беспокоить ум. 
Антихолестериновая 
диета
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Трагедия России - женское начало. Вы это не трогаете. Потому что вы все подкаблучники. Как были, так и остаетесь. Трагедия Колчака и всех наших правителей - то, что в русском обществе женщина играет главенствующую роль. Женское начало нам мешает принимать правильные решения. И еще интеллигенция. 
Ю. ЖУКОВ:
- Согласен, согласен.
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Вот стол перед нами накрыт. Все, что здесь лежит, мне вредно есть по здоровью. У меня диета антихолестериновая. По-моему, здесь отвратительный стол, а вам он понравился. И мы так никогда не договоримся. Мне не нравится не потому, что это плохой виноград, рыба, колбаса. Мне это вредно. Можете это понять? 
Ю. ЖУКОВ:
- Могу.
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- А мне говорят: нет, я должен сказать, что это хороший стол.
(Жириновский начинает есть виноград, рыбу и колбасу.)
Ю. ЖУКОВ:
- Вежливый человек поблагодарит, но ничего не съест.
В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Я вежливо говорю: для меня дороже один Колчак, чем сто Лениных!
Ю. ЖУКОВ:
- А зря.