Юлия Бекичева написала книгу "Неповторимая Вера Алентова" о непростой судьбе известной актрисы. С разрешения издательства "Алгоритм" публикуем фрагменты из нее.
"...Мы росли, как трава во дворе. Моя мама была актрисой (Барнаульского театра. - Ред.), но все свободное время подрабатывала в пошивочном цехе. Мой отец умер рано, когда мне было четыре года, и мама растила меня одна. Жили мы довольно скромно, если не сказать - нище, - вспоминает Вера Алентова. - Черный хлеб с подсолнечным маслом был моим любимым лакомством. Дважды я стащила у мамы деньги. Купила мороженое и, давясь, съела его в парке. На следующий день я снова взяла рубль и снова купила мороженое. В то время два рубля - сумма значительная. Мама заметила пропажу и устроила мне взбучку. После она горько плакала и долго переживала случившееся. Она все понимала...
Как чувствует себя маленький ребенок, когда остается в одиночестве? Мышей боялась. Мама учила меня: "Ты топни ножкой, мышка и убежит", но зверьки угрозы во мне не видели. Когда заболела малярией, должна была самостоятельно принимать горькое лекарство. Я следила за стрелочками, бегущими по циферблату, и исправно это лекарство принимала".
"Страшное детство у Веры, - заметил в одном из интервью Владимир Валентинович Меньшов. - Когда она мне все это рассказывала, я обещал: "Ничего. У нас все будет. Я тебя и в Париж отвезу, и виллу тебе куплю". Легкомысленно, безответственно я это обещал. Но я счастлив, что выполнил многое из обещанного и зрелые годы Вера встречает в достатке".
Когда будущей актрисе исполнилось 15 лет, ее мама вышла замуж за коллегу, артиста Барнаульского драматического театра. "Отчим был хорошим человеком. Именно он рассмотрел во мне актерские задатки. Мама же хотела, чтобы я стала врачом. Я серьезно интересовалась медициной, готовилась к практическим занятиям. На одном из таких занятий я стала свидетелем небольшой операции и упала в обморок. Этот случай дал мне понять, что в медицине я, скорее всего, не преуспею. Мама сказала: "Если ты считаешь себя талантливой, поезжай в Москву, попытайся поступить".
В 1961 году, представ перед приемной комиссией, Вера Алентова была зачислена в Школу-студию МХАТ. В ту прекрасную пору Вера Валентиновна встретила своего будущего мужа Владимира Меньшова.
"Я еще не была влюблена в Володю. Мы только начинали грызть гранит науки, репетировать, дружить, - рассказывает Вера Валентиновна, - но уже тогда я отметила, что в этом мальчике присутствуют и искренность, и стержень".
"Попал я в Школу-студию мальчиком... недовоспитанным, - вспоминал Меньшов. - Владимир Меньшов образца 1961 года и Владимир Меньшов сегодня - два абсолютно разных человека... Поступив, я жил в одной комнате с Андреем Мягковым. Мы с Андреем не ссорились, не ругались, просто были разной группы крови. Не выдержав изящных насмешек своих соседей, через год я вынужден был переселиться, поскольку ответить им не мог".
Как это важно, когда в мире, в котором, кажется, никто не верит в тебя, твой талант, находится человек, который поймет, поддержит, приободрит. В случае с Владимиром Валентиновичем этим человеком стала его однокурсница Вера Алентова.
"Вокруг намекали, как я нехорош собой: и ноги кривые, и фигура не та. И вдруг она выбрала меня - другом, приятелем. Вера была ослепительно красива, мы много разговаривали с ней. Она проявляла интерес. Это навело меня на мысль: не перейти ли на новый уровень отношений? Не попытаться ли поцеловать ее? Роман наш разворачивался зимой. В общежитии полным ходом шел ремонт, долго гулять в парке было холодно, но комнаты первых двух этажей были открыты. Можно было подняться наверх, пить чай, вести многочасовые беседы. Думаю, не случись этого ремонта, наши отношения развивались бы совсем иначе".
В конце второго курса молодые люди, к удивлению своих однокашников, объявили о намерении расписаться. Инициатором этого решения в большей степени являлся жених. Невеста же отнеслась к предложению руки и сердца без особого энтузиазма: "Володя был очень славный и в хорошем смысле наивный человек. Он не понимал, как такое может быть: тебе предлагают выйти замуж, поставить штамп в паспорте, ты любишь этого человека, он любит тебя. Как это "нет"? Так как я росла без отца, мне было непонятно, зачем вообще нужен мужчина. Мама говорила, что нужно всегда рассчитывать только на себя: получить образование и найти работу, которая позволила бы уверенно чувствовать себя и вырастить своих детей. И только когда комендант студенческого общежития сказала мне, что, если мы с Володей распишемся, нам дадут комнату, я согласилась".
"Друзья и коллеги всячески отговаривали меня от работы над картиной, - вспоминает Владимир Меньшов. - Мне говорили: не надо, Володя, не снимай ты это. Очередная бытовая мелодрама, каких много. Даже жена, Вера, прочитав сценарий, сказала: "Ну и мура!"... Единственное, что привлекло меня в сценарии, - замечательный ход, когда главная героиня Катерина заводит будильник, засыпает в слезах, а просыпается, уже будучи успешной женщиной, будит взрослую дочь. Я даже сначала подумал, что пропустил несколько страниц, но потом меня осенило: это же так похоже на нашу с Верой жизнь. Позже, снимая фильм, я вложил в него весь свой опыт, приобретенный за годы жизни в Москве".
Эта работа стала для Алентовой тяжелым испытанием. "Я срывался на ней по каждому поводу, - вспоминает Владимир Валентинович. - Не хотел, чтобы думали, что Вера получила главную роль по блату. Тем более что это было не так, и Вера победила в честном конкурсе. Мне казалось, что она все делает плохо. Выяснения отношений продолжались и в машине - по дороге домой, и в квартире".
"На площадке даже образовалась группа поддержки, - говорит Вера Алентова. - Обычно Володя очень любит своих актеров. Я в эту категорию не попадала. Когда Володя начинал кричать, меня уводили со съемочной площадки и говорили: "Посиди тут, пока он кричит". Прятали. Будь это не мой муж, я бы никому не позволила так с собой обращаться. Просто в тот период он волновался за меня, за происходящее на съемочной площадке, я, в свою очередь, волновалась за Володю".
В 1981 году Вера Алентова была признана лучшей актрисой года в СССР. В том же году картина "Москва слезам не верит" была номинирована на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
"Сколько я маму помню, - рассказывает Юлия Меньшова, - столько она периодически сидит на диетах. Как-то мы поехали с ней в дом отдыха, и мама решила взять надо мной шефство: "Следуй за мной, я тебя всему научу". Приходим мы на завтрак, выпиваем кофе. Дальше обед: "Попробуй воздержаться, ничего не ешь. Разве только яблочко. Как я, так и ты. Вместе сидеть на диете легче. Мы в одной связке". И, конечно, когда мне хотелось съесть что-то лишнее, я оглядывалась на маму и думала: ну нет, как я могу, когда рядом со мной такой пример. Раз в неделю мы ездили с мамой на рынок за фруктами. И вот в очередной раз я оглядываюсь - мамы нет. Ринулась к Главпочтамту, еще куда-то. И вдруг, о ужас! Я вижу маму, стоящую между двумя колоннами, которая, держа перед собой французский батон, торопливо его поедает.
- Мама! - изумленно восклицаю я. - Что это значит? Мы же с тобой в одной связке! Яблочко на обед!
Глядя на меня виноватыми глазами, мама сказала:
- Ты понимаешь, хлеб - это единственное, против чего я не могу устоять. Услышала этот аромат, ну и... чтобы тебя не смущать".
|