Наблюдая за участниками шоу "Голос. Діти" (идет сейчас на "1+1"), кажется, их выносливости и напору нет предела. Мы поговорили с психологом проекта Мариной Гуменюк и расспросили ее, так ли это на самом деле и что может скрываться за детской улыбкой.
- Марина, на каком этапе психологи телешоу начинают работать с детьми? Хватает ли времени на каждого ребенка?
- С прихода ребенка на проект. Это индивидуальный процесс, одним детям нужно меньше внимания, другим - больше. Или, бывает, например, такое: ребенок проходит кастинги, попадает в проект, и тут вокруг него объединяются родители, которые развелись или не живут вместе, и начинают перетягивать внимание ребенка на себя, решая свои проблемы взаимопонимания. И на детском проекте приходится работать еще и со взрослыми.
- На этапе кастинга проводите тестирование на стрессоустойчивость?
- Конечно!
- И что делаете, когда видите у ребенка психологические проблемы?
- Я могу рекомендовать или не рекомендовать ребенку участие в шоу. Например, я не рекомендую детей, у которых была сильнейшая психическая травма. Учитывая их состояние, даже минимальные стрессы могут запустить болезненный процесс.
- Возможно ли морально подготовить ребенка к участию в телепроекте?
- Нужно адекватно оценивать проект и не приписывать ему нереальных возможностей. Для ребенка это сказка, выступление, утренник. Не конкурс. Именно таким образом нужно это преподносить детям. Ребенок должен получить удовольствие от присутствия, выступления независимо от результатов.
- Юрий Горбунов говорил, что прекрасно видно, когда ребенок сам идет на проект, а когда этого хотят больше родители. Что бы вы сказали родителям, которые заставляют свое чадо переживать сильный стресс?
- Любое новое дело, испытание всегда сопровождаются стрессом, и это нормально. Но когда действительно этого хотят больше родители, чем их дети, то ожидание и ответственность родителей переносятся на детей. И детям приходится удовлетворять потребности родителей. В таком случае ответственность возрастает, ребенок больше переживает и в результате часто болеет.
- С родителями работаете параллельно?
- Если вижу, что идет сильнейшее давление на ребенка, - да. Дети достаточно долго находятся в помещении, за целый день некоторые родители морально утомляют ребенка, постоянно дергая его, говоря о том, как он должен выступить, как петь, какие ноты тянуть. Дети иногда приходят и говорят: "А можно ли у вас прятаться? Посидеть, поиграть…"
|
- Говорят, дети лучше справляются с напряжением, чем взрослые участники. Правда?
- Совершенно верно. Для маленьких детей не важна социальная оценка. Они поют для бабушек, дедушек, для того, чтобы понравиться, чтобы их похвалили. Маленьких детей успокоить намного проще, подарив игрушку, пообещав куда-то пойти, они переключаются и забывают, что произошло.
Если мы говорим про более старших детей, то им важна оценка окружающих, что скажут в школе, что скажут преподаватели, родители. А вдруг они не оправдают их надежды? Могут понизить самооценку комментарии в соцсетях. Мы с детьми это обговариваем, я им стараюсь объяснить, что, к сожалению, так люди привыкли - хорошее они обычно не хвалят, а ругать умеют хорошо.
- Как помогаете детям избавиться от страха перед сценой?
- Страх имеет определенный объект. Например, я не рекомендую родителям говорить фразу "Не волнуйся". Ребенок точно понимает, чего он боится. И его необходимо расспросить. Как правило, боятся оценок зрителей, одноклассников, родителей. Обо всем этом нужно разговаривать. Когда дети сами начинают об этом говорить, то в результате общения сами начинают смеяться над тем, чего они боятся.
- А со слезами, истериками часто сталкиваетесь?
- Дети плачут все. И это тоже нормально. Ненормально, когда ребенок не плачет, когда ему, к примеру, запрещено в семье проявлять "плохие" эмоции. Ведь эмоции все-равно найдут выход, но позже и через соматику (тело). Поэтому эмоции детей часто проявляются потом через тошноту, боли в животе, головные боли, слабость…
Некоторые родители привыкли еще давать валерьянку. Вот зачем? Я, например, не разрешаю детей успокаивать таблетками перед выступлением. Дети становятся более вялыми, подавленными и пассивными. Со страхом валерьянка не справляется! Да, она снимет какой-то уровень тревоги, но ребенок при этом может выступить намного хуже, чем выступал на репетициях.
- Помните, была шумиха вокруг группы в соцсети "Синие киты", когда подростки кончали жизнь самоубийством? Что делать в такой ситуации?
- О суициде думают абсолютно все подростки. Я проводила неоднократные исследования среди студентов. В группе из 30 человек все поднимали руку, кто хоть раз думал о суициде. Это мысли о жизни и смерти, о том, что я здесь делаю и как сложно жить. Они появляются у всех. Темы на эти разговоры детей привлекают.
Поэтому эти разговоры стоит вести дома и не бояться слова "смерть". Объяснять, что такое суицид, как это в буквальном смысле происходит, что таких людей не отпевают в церкви, не принимает вера.
Ребенку важно доказать свою уникальную ценность: "Если я уйду из жизни, накажу вас". Да, накажешь на какое-то время, но жить с постоянной болью и чувством вины человеческое существо не может.
- Очень распространены случаи, когда ребенка травят в школе. Как правильно себя вести в такой ситуации?
- Выносить это на общее обсуждение. Обязательно! Нужно говорить с руководством школы, общаться с этими детьми в узком кругу, с родителями. Ни в коем случае не скрывать. Школе не всегда на руку выносить такие проблемы, но их нужно озвучивать.
Дети, которых травят, в этом не виноваты.
- Многие считают, что если ребенок учит приемы самообороны, то он сможет за себя постоять, и это выход…
- Любая сила спровоцирует такую же силу. Она порой может быть опасна. Дети очень жестоки. Лучше этого не допускать. Навыки самообороны способствуют уверенному поведению, но не гарантируют безопасности. Намного важнее иметь навыки общения в кругу подростков.
- Недавно 14-летний сын депутата попал в плохую компанию и пошел грабить магазин. Казалось бы, семья благополучная, все у него есть. Что толкает детей на подобные поступки?
- "Все есть" не заменит воспитания и любви. Если от ребенка откупаться материально, он не будет чувствовать любовь. А такой способ поведения - это привлечение к себе внимания взрослых или сверстников. Подсознательно это месть родителям за недостаток внимания. Часто таких детей ругают: мол, плохой сын, недостоин отца. И он начинает думать: "Раз я плохой, значит, буду таким". И целенаправленно начинает идти против репутации отца.
- Это следует делать с позволения ребенка. Если ребенок ничего не скрывает, не надо лезть в личную переписку, можно попросить показать, что у тебя на странице. Но, опять же, если вы готовы показать свою соцсеть и свою переписку, тогда вы можете об этом просить и ребенка. Только при взаимообмене. Потому что нечестно, когда родители скрывают от детей свою переписку, а от детей требуют ее показать.
- Подростки часто отстраняются от родителей, мол, папа с мамой ничего не понимают, что с них возьмешь. Как сохранить доверительные отношения?
- Объединится с подростком и подружиться "против" одного из родителей, в хорошем смысле. То есть, пусть у сына или дочери будет какой-то секрет от мамы или папы, и если вы расскажете какую-то свою тайну ребенку, он поделится в ответ. Очень важно, чтобы оба родители эту тайну не знали, а только один. И, главное, чтобы она где-то не всплыла.
Надо не забывать, что любовь родителей идет через любовь к детям этого же пола. Не может девочка себя любить, если папа обзывает маму. Не может быть сын лучшим мужчиной, когда остальные "козлы".
Еще есть хороший способ - написать сочинение друг другу, рассказать, какими вы были в подростковом возрасте, что хотели, с кем дружили, что пробовали, о чем жалеете. Потом обменяться сочинениями с вашим ребенком-подростком. Если родители на такое осмелятся, отношения с детьми станут лучше.