Загрузить еще

Тарас Петриненко: "У нас воинственных хватает, вот талантливых маловато"

Тарас Петриненко:
Фото: Тарас Петриненко сегодня дает концерты редко, но для его поклонников это всегда праздник музыки. Фото: пресс-служба НД "Украина"

Его называют "живой легендой" украинской музыки, и не зря. Ну а как еще назвать автора песен тончайшей красоты, в которых и мелодия, и поэзия - это настоящие жемчужины? Его хиты "Зорепадом летять роки", "Боже, Україну збережи", "Весна і ти", "Ми не закінчили розмову" навсегда вошли в золотой фонд украинской музыки. А песня "Україна", наполненная  достоинством и внутренней свободой, вообще народом признана неофициальным гимном нашей страны.

Сегодня Тарас Петриненко редкий гость на отечественной сцене, по поводу чего у него есть свое объяснение. Тем ценнее концерт, который состоится 17 ноября во Дворце "Украина". На нем артист представит новую концертную программу "Сад нерозкручених пісень" в сопровождении симфонического оркестра.

В преддверии концерта мэтр, несмотря на то, что очень избирательно дает интервью, все же пообщался с "КП" в Украине".

"Я в какой-то мере считаю себя идеалистом и романтиком"

- Тарас Гаринальдович, очень радует, что вы устраиваете сольный концерт на главной сцене страны. Расскажите, что вы готовите для публики?

- Будут песни разных лет - от древних до свежих, будут очень известные и почти никому не известные, и я буду выступать в сопровождении симфонического оркестра. Но прошу заметить, это мой концерт, на котором не будут петь по очереди триста моих друзей, нет. Я буду представлять свое творчество для людей, которые знают, на что они идут.

- Давно не слышали от вас премьер. Как вам сейчас пишется, много новых песен?

- Сейчас пишется гораздо реже, чем раньше. Я даже некоторым образом ограничиваю себя в этом. Скажем так, написать-то песню можно, но что дальше с ней делать? Потому что пробиться с ней в эфир, к людям сейчас очень сложно, поскольку существует такое понятие как "ротация". Для меня, предположим, оно отсутствует, а для других - повод крутить по ТВ и радио то, что там никак не должно быть. По три-четыре раза в день на радио я могу слышать одну и ту же очень хорошую - в кавычках - песню. Вопрос лишь в том, как она туда попала, кто решил, что она очень и очень хорошая?

- Таковы реалии нынешнего шоу-бизнеса, в котором слово бизнес на первом месте...

- Я в какой-то мере считаю себя идеалистом и романтиком и не хочу от этих позиций отступать, потому что тогда это буду не я, тем более я уже не юный: когда тебе 20 лет – это одно, а когда… не буду говорить сколько, меняться уже не хочется, да и не нужно.

- Но ведь ваши песни – ваши дети, да и ваша публика их ждет. Нужно быть более воинственным в деле их продвижения!

- У нас воинственных хватает, вот талантливых маловато. Локтями работают очень хорошо.

- Я вам скажу, что меня раздражает в нашем шоу-бизнесе. Он похож на некий междусобойчик небольшой компашки. И строй настолько плотный – не прорвешься.

- Да, я постоянно вижу одни и те же персоналии в разных вариантах. Тут очень прямые аналогии с политикой. В политике новых не дождешься, хотя они могут быть дороже тех, что есть на сегодня. Точно так и в музыке.

- А что насчет альтернативной музыки? Последние годы эта ниша очень активна, появляются новые имена, интересная музыка.

- Я иногда попадаю на хорошие произведения неплохих исполнителей, и это меня радует. Есть среди молодняка личности, которые торят свой путь и не идут дорогой, которой шли музыканты перед ними. Мне вот очень по душе Тарас Тополя (группа "Антитела"), я с ним не знаком, но он обращает на себя внимание.

Меня интересуют не столько модные аранжировки, сколько слово - что говорится и как. И в этом смысле есть интересные молодые артисты. Даже в отборе на "Евровидение" была пара классных команд, которые гораздо больше заслуживали победы. Но не буду, потому что я давно взял себе за правило никого не критиковать, ибо в конце концов все имеют право на существование.

Просто у нас часто все сводится к чему-то общему, которое именуется модным и актуальным, и оно все настолько одинаковое, что слушать это не хочется. Хотя, я повторюсь, самородки есть.

- Я, устав от этого однообразия, давно склонилась к джазу. В нем есть каноны и правила игры.

- Правила не правила, а сама джазовая музыка предполагает некую свободу и незакостенелость. Поэтому слава Роману Недзельскому и Игорю Закусу, благодаря которым украинский джаз появляется на главной концертной площадке страны и вообще в эфирах.

"Люди сегодня борются не за те вещи, за которые стоило бы бороться"

- Вы часто ходите в Киеве на концерты?

- Не-е-т. Я живу за городом, мне сложно вот так взять и приехать. Стараюсь бывать в Киеве как можно меньше, и больше на природе.

- Люди вас разочаровали?

- Есть такая мысль: "На Земле населения все больше, а людей все меньше". Мне кажется, что люди сегодня борются не за те вещи, за которые стоило бы бороться. В большинстве своем. Каждый борется за свое место под солнцем, но на выходе оказывается, что не за свое место, а за чье-то. Раньше в этом смысле было комфортнее, потому что человеческая ценность была выше.

- И чем вы занимаетесь вдали от людей?

- Слушаю собственные мысли. Но что значит вдали от людей? Я же езжу с гастролями и по Украине, и за рубеж. Концертов не так много, как раньше, но они есть. Хотя я помню времена, когда было по 40-50 концертов в месяц.

Есть что вспомнить. В 90-х стадионы набивались. И вообще - это было время, когда страна просыпалась и музыка рождалась, потому что были надежды на хорошее, а не то, что мы имеем на сегодня. Но что поделаешь, Украина из двух частей состоит: одним она нужна очень, а другим все равно, для них Украина – как место жительства.

- Вот интересно, как себя чувствует артист, который когда-то собирал стадионы? Нет обиды на то, что сегодня эти стадионы собирают другие?

- А почему должно обижать? Это же смена поколений, тут уж ничего не поделаешь. Я не первый, кто идет этой дорогой. Досадно, что приход новой генерации в музыке обязательно предусматривает вытеснение из этого пространства тех, кто шел перед ними. А в этом смысле можно вспомнить, например, Фрэнка Синатру и Джо Коккера, которые до последнего дыхания были значимы на сцене. Тот же Стинг до сих пор стадионы собирает. Для них возраст ничего не значит, потому что они несут ту музыку, которую ты ни от кого больше не услышишь.

У нас это как-то по-другому: если тебе больше определенного возраста, значит ты уже выпадаешь из обоймы. Тут все виноваты по чуть-чуть. Например, редакторы радио, которые выбирают артистов в соответствии со своей собственной возрастной категорией, то есть выбирают под себя. Но они же в этом мире не все.

- Но мне кажется, что ваши песни, в которых главенствуют прекрасные мелодии, они никогда не стареют.

- Это так и есть, беда в том, что эти песни нельзя нигде услышать. Для того, чтобы их слышали, нужно делать определенные реверансы, а я их делать не хочу. Если у радийщиков есть мотивация пихать в головы людям всякий музыкальный мусор, то что я могу сделать?

Я считаю, что плохая песня не должна звучать, и раньше так и было, потому что подкупить музыкальных редакторов на украинском радио было практически невозможно. Они отгоняли от эфира тех, для кого музыка была просто способом самоутверждения. Олег Горский, Николай Амосов, Вероника Маковий – это легенды музыкальной радиожурналистики, они все прекрасно разбирались в музыке и реально следили за качеством.

- Извините, но не могу не спросить, на что вы живете?

- Я пою, даю концерты, и это мой единственный источник доходов.

- А авторские права? Говорят, что сегодня организация УАСП очень хорошо решает в пользу музыкантов все вопросы по авторским правам.

- Ну, с авторскими правами немного лучше, чем это было раньше. Потому что раньше это было сплошное преступление.

Мне когда-то в Америке говорили знакомые, что если бы я для США написал такую песню, как для Украины, то мог бы уже никогда не работать. Да, эта песня звучит повсюду, ее исполняют какие-то рокеры и джазмены, какие-то хоры, на Михайловском Златоверхом ее отбивают колокола, она звучит по праздникам на Крещатике. И что?

Я когда-то состоял в ВААП (Всеукраинское агентство авторских прав. - авт.), но ушел оттуда, потому что они мне говорили: "Вам полагается много денег, но мы вам столько не дадим". Но это все в прошлом. Я вообще об этом думать не желаю, потому что хочу думать о вечном.

"Я сегодня живу во внутренней эмиграции"

- В начале 80-х, когда вы начинали, ваши песни не принимали в родной Украине, из-за чего вы надолго уехали работать в Россию. Что это была за история?

- Был период, когда на концертах нельзя было исполнять песни авторов, которые не являлись членами Союза композиторов. А я не был никаким членом и вообще не собирался туда.

- Это почему же?

- Ну, в лучшем случае это были "щiчки-смерiчки" или "стежинка-хатинка", а в худшем – "Ленин-партия-комсомол". Сегодня молодые люди и не знают, что в советское время не все можно было исполнять и не по-всякому можно было выглядеть.

Это были реальные запреты: или ты делаешь так, или ты - нигде, никто и никак. Но в России времен СССР музыкантам позволялось больше, чем в Украине, которая была ее вассалом. Если из Москвы приходило какое-то распоряжение, то Киев еще и от себя добавлял запретов. А в России можно было петь что-то свое, это меня и подвигло поехать. Запрещать - это последнее дело. Но опыт показывает, что вседозволенность тоже приводит к вещам достаточно позорным.

- Видите, а у нас сейчас другие времена. У нас сейчас запрещают приезжать многим артистам из соседней страны. Что вы скажете по этому поводу?

- Если война, то она война. Тут нарекать особо не стоит. Тем более, что запрещают не всем артистам, а лишь тем, кто в недостойном ключе говорит об Украине и поддерживает аннексию Крыма. Есть вещи, по поводу которых не стоит распространяться. Население у нас неоднородное в Украине. Кто-то хочет, чтобы мы стали частью России, я лично категорически против и буду делать все, чтобы этого не случилось.

Не можем мы и дальше от единения с Россией биться в экстазе, потому что Россия – это все-таки Азия, а Украина – все же Европа. И кто виноват, что Россия постоянно хочет подгрести под себя что-то чужое, включая историю? Я лично против всего того, что Россия засылает нам в качестве пропаганды в те времена, которые мы здесь сейчас переживаем.

- В свое время вам предлагали карьеру политика, но вы отказались. Как вы считаете, сегодняшняя политика идет нашей стране на пользу?

- К большому сожалению, когда на сцене Майдана декларируется одно, а потом все прошлое, с которым народ боролся, возвращается, но в еще худшем варианте, это неправильно. Можно отдать должное нашему президенту, что он подтянул к ситуации в Украине внимание целого мира, но то, что происходит внутри страны - вспомним Гонтареву и других персонажей, которые продолжают грабить Украину, - с этим уже примириться нельзя. Людям сегодня живется очень трудно.

- Вы не думали, что вам, уважаемому всеми музыканту, стоит стать более социально активным? Ваше слово много весит.

- Я сегодня живу во внутренней эмиграции. Как реально влиять на вещи, я не знаю, присоединяться к каким-то партиям тоже нет смысла. Есть отдельные люди, которые могли бы реально помочь Украине в том же экономическом плане, в социальных моментах, но их никто и близко не подпускает к рычагам руководства страной.

Пока не изменится закон про выборы, чтобы этот стеклянный потолок не давил на головы, Украине придется туго. Будут тусоваться одни и те же из одной колоды - и ничего хорошего. Мы, в смысле народ, научились свергать неугодных людей при власти, однако, к сожалению, не научились выбирать правильных людей во власть. Не научились распознавать хороших честных патриотичных людей, которые могли бы реально помочь стране. И в этом есть наша беда.