28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Сергей Полунин: "Я ушел из Королевского балета, потому что меня обманули"

Сергей Полунин:
Фото: Сергей Полунин. Фото: Кадр из фильма

А еще мы поговорили с самым известным украинским танцором балета о его жизни и работе в Лондоне и о его скандальном уходе с одной из лучших балетных сцен мира.

Полунин, родившийся в Херсоне (20 ноября ему исполнится 28), как всегда был откровенен.

Фильм "Убийство в Восточном экспрессе" только вышел на украинские экраны, а киноманы только о нем и говорят. А как иначе? Хрестоматийное произведение Агаты Кристи, блестящий актерский состав (Джуди Денч, Джонни Депп, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер), анфан террибль мирового балета Сергей Полунин… Съемка не на цифру, а на пленку, и от этого все в кадре становится очень красивым. Но в восторге далеко не все.

В день премьеры мы побеседовали с Сергеем Полуниным, который покинул Лондонский Королевский балет и покоряет кинематограф. В этом фильме он снялся в роли графа Андрени, артиста балета, путешествующего на "Восточном экспрессе" с женой (Люси Бойнтон).

Полунин сыграл в новом фильме танцора, которому чаще приходилось делать па кулаками, чем ногами. Фото: Кадр из фильма

"Драка - это тот же танец"

- Я читала интервью режиссера фильма Кеннета Брана. Он сказал, что было большой удачей и честью заполучить вас в свой фильм. А вы чувствуете удовлетворение после съемок?

- Сложно очень на себя смотреть - я вообще это не люблю. Думаю, что много можно было сделать иначе.

- Вы не имели большой актерской подготовки и, как я читала, не умели даже правильно вилку держать в кадре. Хотя ваша "жена" в исполнении Люси Бойнтон говорит, что никогда бы не подумала, что это ваш первый опыт в большом кино.

- Ты должен вести себя натурально, но при этом никто не говорит, что именно делать. Не знаешь: трогать еду или не трогать, будет ли видно это в кадре? Например, если ты отрезал кусочек от стейка, то это потом будут переснимать или доснимать. Много что нужно иметь в виду.

- А что с драками? Вы так эффектно расправляетесь с людьми. Это был дублер?

- Мне предлагали дуб­лера, но я решил, что справлюсь сам. Драка - это тот же танец, только в другой форме. Прекрасные каскадеры были рядом и отлетали от моих кулаков. И я чувствовал себя очень сильным - только до них дотронешься, они уже в нокауте. Во время съемки этих сцен я как раз чувствовал себя "дома", будто на сцене.

Игра в мафию объединяет

- У вас были потрясающие коллеги по площадке. Как строилось ваше общение?

- В первый день на съемке я сидел напротив Уиллема Дефо (номинант на "Оскар") и запоминал - что он делает, как себя ведет. Сбоку были Джуди Денч и Дерек Джейкоби, которые так же дали мне возможность поучиться у них. Еще я подсматривал за Джонни Деппом. Потому что это опыт, который нигде больше не получишь.

Им же было интересно про танец. И вообще про мои дела. Меня это удивляло, но было приятно. Мы очень сплотились - играли вместе в игры. Например, в "Оборотень и люди" - это такой вариант нашей "Мафии" - ты должен вычислить по разговору, кто плохой, а кто хороший. Отличная игра для сближения и тренировки актерского мастерства. Вообще за всеми громкими именами оказались хорошие люди.

- Кто-то из них видел вас на сцене? Было ли такое, чтобы и вы их чему-то научили?

- Да, Джуди Денч видела. И Пенелопа Крус с Дереком Джейкоби. Они как-то попросили меня для них станцевать в минуты отдыха, но я не поддался.

"В индустрии нет уважения к танцовщикам"

- Вот уже три недели в украинском прокате идет документальный фильм "Танцовщик" о вас. По вашему мнению, балет - это высокооплачиваемый бизнес? 

- Я тут подсчитал, что ни один танцовщик не заработает даже на квартиру за карьеру. У оперных певцов, к примеру (я знаю некоторых), - по тринадцать домов. А лучшие танцовщики могут по 30 лет выплачивать деньги за одну квартиру.

К примеру, в Лондонском Королевском балете оперный певец получает за выход больше, чем 30 танцовщиков за месяц. Хотя я бы не сказал, что опера ценится зрителями выше. Но это более влиятельный "бизнес". В любом театре музыка и опера забирают львиную часть гонораров. А балет живет на то, что осталось.

Например, в Мюнхене (Сергей - приглашенный солист Баварского балета. - Авт.) в год проходит девять премьер опер и одна премьера балета. Музыка - это диски, звукозаписывающие компании, это огромная индустрия. А для балетных нет пока платформы, на которой творчество можно было бы увековечивать, ну и продавать.

- Да, в iTunes балет не "засунешь"...

- Есть еще одна проблема. Танцовщики все юные, и век их на сцене не долог. Поэтому их сложно "продавать".

Например, в Украине в Национальной опере был поднят вопрос, почему у оперных в четыре раза выше зарплаты? На что генеральный директор ответил, что у них семьи и их надо кормить.

Я не хочу ничего забирать у оперы, я хочу, чтобы появилось уважение к танцовщикам. У хореографов есть и менеджеры, и агенты, и свобода. Они - миллионеры. А премьеры балета что в Лондоне, что в Киеве, что в Москве живут в весьма стесненных условиях. И сложно что-то изменить, потому что театров немного. И если кто-то недоволен, то позиция театра простая: "Не хочешь? Следующий!"

- Вас приглашают сниматься в кино, но не все балетные так смогут. И куда деваться? Идти в хореографы? Но их столько не надо.

- Да, дороги дальше нет. В Англии, я знаю, дают четверть годовой зарплаты, чтобы артисты балета могли получить другую профессию. Я знаю знаменитых людей, которые начали просто жить на лодках. Ну не на что жить - деньги-то быстро заканчиваются. Один премьер сейчас практически бомжует. Никто об этом не говорит.

Я когда разговариваю на тему будущего и денег, мне многие отвечают, что пришли-то они в профессию не ради денег, а потому что им это очень нравится. Это правда, нужно быть фанатом. На вас же кто-то ездит! 

Не теле Сергея - больше десяти наколок. Фото: Instagram Сергея Полунина/Johan Persson

Фанат тату: российский герб содрал, украинский набил

Сергей Полунин любит татуировки - они у него по всему телу. Например, на тыльной стороне правой руки у него когда-то был российский двуглавый орел, но накануне аннексии Крыма Полунин его выморал - по его словам, "как будто предчувствовал". А на левой вскоре набил тату украинского трезубца. Там же - красуется имя "Наташа" в честь балерины Натальи Осиповой, с которой он встречается. 

Очень личное

"Я же не просто так психанул"

- Все театры в Америке и Европе сотрудничают, - говорит Полунин. - Я знаю случаи, когда танцовщик уходил из Королевского Гранд-Опера, а директор обзванивал другие театры: "Не берите его". Моего знакомого так не взяли в театр Сан-Франциско. И выходит, что он уже и тут не хочет работать, и там не может. Этот контроль выгоден театрам.

Я же не просто так психанул и ушел из Королевского балета в Лондоне. Я был обманут: ходил к менеджеру, ходил к другим людям и говорил - хочу поехать в Новосибирск, куда меня звали. А меня успокаивали - мол, через полгода мы эту же партию дадим тебе здесь, не надо тебе никуда ехать...

- А какую партию вы хотели танцевать?

- Зигфрида в "Лебедином озере". В итоге я никуда не поехал. А в своем театре мне так и не дали его танцевать.

Также я говорил, что хочу сниматься в рекламе, участвовать в ток-шоу на телевидении. Мне обещали помочь, но все закончилось лишь разговорами. А ты же никого не знаешь сам! Ты там со школы учишься, доверяешь учителям и директору. Приходишь в театр и думаешь, что директор - это твой бог.

- Но как вы решились на такой шаг - бросить одну из лучших мировых балетных сцен?

- Я никогда не видел, чтобы так много работали, как кордебалет в балете. По 11 часов в день шесть дней в неделю и месяц - отпуск. Это ужасно, тяжко. В год обычно выходит один спектакль, и не факт, что ты там будешь занят.

Я пытался понять, задавал вопросы - зачем тогда быть в театре? Мне отвечали - ну, если ты травмируешься, то мы присмотрим за тобой. Сейчас я вспоминаю, что все мы платили за страховку - 400 фунтов (почти 15 000 гривен) в месяц. То есть "мы за тобой присмотрим" - за твои же деньги. Один раз ты можешь травмироваться, но за 10 лет ты уже столько выплатил...