Том Круз, похоже, нашел своего режиссера. Громко звучит, учитывая, что актеру уже 55 и он работал с такими титанами, как Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Ридли и Тони Скотты, Брайан Де Пальма, Оливер Стоун… И тем не менее именно Даг Лайман, создатель превосходных развлекательных фильмов "Мистер и миссис Смит" и "Идентификация Борна", несколько лет назад буквально подарил Крузу второе дыхание, сняв его в фантастическом боевике "Грань будущего". А сейчас выходит еще один фильм авторства Лаймана с Крузом в главной роли, и многие критики считают, что это одна из лучших ролей за всю его долгую карьеру.
Круз, которого иногда называют "последней настоящей голливудской звездой", играет легендарного пилота и авантюриста Барри Сила. Тот работал на Медельинский кокаиновый картель: перевозил наркотики из Колумбии в США, получая иногда за один рейс гонорар в полмиллиона долларов. Большинство операций проходили через аэропорт городка Мена в штате Арканзас. Сила в конце концов поймали и осудили, но он выразил готовность сотрудничать с американскими властями и стал информатором. Картель, впрочем, быстро обо всем догадался. Жизнь у Барри Сила оказалась недолгой, но чрезвычайно яркой и насыщенной.
Мы пообщались с обоими "главными героями" фильма - актером и режиссером.
- Почему вы вообще решили снять "Барри Сила…"?
Круз: - Да потому, что это была по-своему уникальная авантюра! По сюжету это приключенческий фильм эпических масштабов, и вместе с тем все проблемы в нем - совершенно человеческие. Эта картина для меня - как воплощение желаний. И этот антигерой, Барри Сил, был воплощением моих желаний как актера. Хотя на то, чем он занимался, нельзя смотреть сквозь пальцы.
Лайман: - Барри сопротивляется системе, и это то, что есть в каждом человеке, верно?
Круз: - Это есть в каждом, и все этого хотят. Барри жил в мире без границ, его вообще ничто не связывало. Это было особенное время в истории авиации, такого никогда уже не повторится. А в те времена он мог проворачивать все это и выходить сухим из воды. Он даже не раздвигал границы - просто обходил их.
Лайман: - Проходил сквозь них.
Круз: - Барри Сил прошел вообще через всю эту эпоху, историческую и грандиозную, даже не соображая, насколько исторической и грандиозной она была! Он несся навстречу солнцу на оглушительной скорости. Все это было временами наивно, временами очень весело, а временами - просто душераздирающе.
Лайман: - И это не фильм про наркобизнес, вот что мне нравится! Барри функционировал как служба курьерской доставки: ему было плевать, что он перевозит, его беспокоил только вес отправления. Если ЦРУ перевозило оружие в багажном отделении - отлично, если наркокартель перевозил кокаин, тоже "ноу проблем".
Круз: - И мы перенесли в фильм то чувство авантюры, которое сами испытывали на съемках. Мы же отправились в Колумбию. У нас все полеты, какие видишь на экране, - настоящие. Мы с Дагом буквально отправились в джунгли и жили там на съемках в палатках. Было здорово!
Лайман: - И мы работали с людьми, которые лично знали Барри Сила. Один пилот сказал, что Барри Сил украл у него самолет. Он его просто пустил в кабину, Барри сказал, что хочет немножко полетать, чтобы посмотреть машину в работе, взлетел и не вернулся!
Круз: - Да, он улетел на нем в Америку.
Лайман: - Это же такая классика жанра. Каждый раз, когда он видел возможность, он ею пользовался! Ну, вот вы идете по улице и видите банкноту в сто долларов - вы что, ее не подберете?
Круз: - И люди его любили. Даже тот парень, у которого Барри украл самолет, до сих пор его любит!
Лайман: - На Сила можно было положиться. Он делал то, что обещал. Если ЦРУ нужно было перевезти оружие или сделать что-нибудь в этом роде - они знали, что нужно обращаться к Барри. На каком-то уровне его можно за это уважать.
Это немножко скользкая ситуация, потому что Барри вообще в каком-то смысле для меня ролевая модель: он жил на полную катушку, хватался за любые шансы, не думал о безопасности. Я хочу, чтобы такой была и моя карьера в кино.
В этом фильме была одна сцена, которую мы дико хотели снять и не могли понять, как это сделать: в реале это было невозможно, а делать кадр со спецэффектами мы не хотели. Жена Барри показала нам фотографию, где он сидит в вертолете, набитом местными детьми из города Мена. Он повез их есть мороженое!
Круз: - И в итоге посадил вертолет в чистом поле. Но все равно - он взял этих детей и повез за мороженым! Он мог вынуть пачку денег и раздать окружающим, он деньгами разбрасывался, давал их всем, кому они были нужны. Он не пропускал в своей жизни возможностей, но и возможности сами находили его.
- А вы правда вместе жили, когда снимали этот фильм, чуть ли не в одной комнате?
Круз: - Ну, мы искали жилье, когда работали в Атланте, обходили разные квартиры, наткнулись на один большой дом. И сказали друг другу: "Слушайте, а почему бы нам тут и не поселиться всем втроем?" - в смысле мне, Дагу и сценаристу Гэри Спинелли. Ну и поселились. Составили график уборки помещений, потому что уборщицы у нас не было.
Лайман: - Причем я немножко люблю беспорядок, а у тебя обсессивно-компульсивное расстройство в легкой форме. (Одним из проявлений этого невроза может стать маниакальное стремление к чистоте и порядку. - Ред.)
Круз: - Да ни фига! (Смеется.) Ты не немножко любишь беспорядок, ты ОЧЕНЬ его любишь. А я просто более организованный. А Гэри, помню, не хотел мыть посуду, потому что считал, что ест гораздо меньше, чем мы с тобой. И он все время отбрыкивался: то говорил, что ему надо писать очередную сцену, то находил какой-то другой предлог. И все время приходилось повторять: "Вот смотри, Даг ставит фильм, а я в нем играю, это называется работать в команде, и мыть посуду - тоже часть этой работы!"
"Том бесстрашно висит на небоскребах и взлетающих самолетах"
- Даг, каково вам работается с Томом Крузом?
Лайман: - Режиссерам с ним работать как-то безопасно, мы чувствуем себя уверенно. Я уже говорил в других интервью о том, какой он бесстрашный, с какой легкостью висит на небоскребах или взлетающих самолетах. Это просто поразительно, что он позволяет режиссерам делать с собой и как хорошо выполняет эти трюки! И сейчас Том просто создал Барри Сила. Вот что он делает со своими персонажами - он в них вселяется, становится их владельцем.
Круз: - А я про фильмы Дага могу сказать, что ни один из них не похож на другой. Это заметит всякий, кто ознакомится с его фильмографией. Он не идет легкими путями. Вот почему я хочу с ним работать, вот почему я так это люблю - он вкладывает в работу страсть.