Вот уже неделю этот фильм идет в украинском кинопрокате. И хоть ажиотаж очень далек от "Аватара" и всяких "Бондиан", но это кино особенное. Во-первых, оно украинское и не похожее ни на одно другое. Во-вторых, его режиссер снял картину за свои личные деньги, потратив $10 тысяч, и был выдвинут от Украины на "Оскар". Как же это произошло?
- Валентин, признайтесь, хотелось бы вам, чтобы вся эта история с "Оскаром" случилась с каким-то другим режиссером?
- Честно - да. Эта история полностью поменяла ритм моей жизни, потому что я достаточно камерный человек. Я старательно расчищаю себе пространство, чтобы писать сценарий или снимать кино, а здесь "все пропало" в один день. Теперь я должен заниматься тем, чтобы искать деньги на промокампанию ради того, чтобы фильм попал в шорт-лист в конце года (пока "Уровень черного" находится в "длинном списке" номинантов. - Ред.). Шорт-лист - это уже результат. Есть пять тысяч американских киноакадемиков, и наша задача - показать им фильм и добиться, чтобы они его запомнили. А дальше они за него либо проголосуют, либо нет.
- Вы прошли испытание славой благодаря фильму "Племя" как оператор-постановщик этой картины. Вам рукоплескали на многих международных фестивалях. Слава мешает творчеству?
- Я спокойно отношусь к славе. Она меня отвлекает от работы. Не люблю ездить по фестивалям. Мне кажется, что это потеря времени. Хотя Канны - это понятно: если твой фильм выиграл - ты на олимпе.
Что касается сегодняшнего "Оскара", то здесь у меня нет амбиций - я понимаю, что шансов у "Уровня черного" никаких и этот "Оскар" призрачный, потому что в шорт-лист попадают картины, до этого ставшие призерами фестивалей класса А.
- А вот у фильма "Племя" в 2015 году были все шансы получить "Оскар" для Украины, но его не выдвинули.
- Да. Тогда был большой скандал, и я считаю, что мы реально потеряли шанс попасть в шорт-лист. "Племя" на 99% попало бы туда. Но выдвинули другой фильм ("Поводырь". - Авт.).
- Вы не скрываете, что потратили на съемки "Уровня черного" личные 10 тысяч долларов, которые, по сути, изъяли из семейного бюджета. Как отнеслась к этому ваша жена?
- У меня замечательная жена, которая является продюсером и этой ленты, и предыдущих фильмов - мы в паре работаем. Она всегда идет навстречу моим идеям, все понимает и больна той же болезнью, что и я, которая называется "кино".
Я пытался минимизировать расходы, все придумывал так, чтобы не тратить лишние деньги.
- Правда, что вы весь фильм сняли фотоаппаратом?
- Ну да. Нацепил на него маленький микрофончик, позвонил Косте (Мохнач - известный столичный фотограф. - Авт.), сыгравшему главного героя. Говорю: "Костя, подъезжай, будем снимать кино, сам не знаю какое, но главное - начать снимать". Вот мы и поехали.
- Откуда у вас появилась идея этого "тихого" фильма, где актеры не говорят?
- Честно, у меня не было в голове никакого сценария, зато было свободное время, а когда оно у тебя есть, то в голову лезут дурацкие мысли. Мол, что ты сидишь и не снимаешь? Вот я и взял камеру и поехал по городу, имея при этом приятеля с машиной и зная, что он достаточно органично смотрится в кадре. И Костя согласился сразу.
Первая остановка была на Подоле в автомобильном тоннеле на Почтовой площади. Был снег, мокрый асфальт блестел, машины мчались - картинка нарисовалась красивая, органичная, и сразу пошла энергия из кадра. Я поставил Костю в центр и попросил его изобразить, что он кого-то ждет. Сняли и поехали домой.
Я сел думать: а что дальше, кого же он ждет? Да девушку же ждет. Позвонил актрисе Кате Молчановой в Одессу и говорю: приезжай в кино сниматься. Она спрашивает - в каком, а я говорю, что не знаю. Катя приехала - она легкая на подъем. Мы опять забрались в тоннель и сняли сцену свидания. Они стояли разговаривали, но там такой уровень интершума, что ничего не слышно. Я подумал, что хорошо, когда ничего не слышно, потому что не нужно выдумывать диалоги, следить, чтобы актеры хорошо их сыграли. А они орут, они заняты тем, чтобы друг друга просто услышать, и это очень хорошо, потому что когда актеры должны в кадре что-то преодолеть, опять-таки появляется энергия. А дальше я задумался - куда могут пойти мужчина и женщина? Конечно же, заниматься сексом. Так родилась сцена в гараже.
- Вы что, весь фильм сняли вот так - наугад?
- Ну да, мы шли и пробовали из ничего что-то сделать. Когда мы сняли полтора десятка сцен (в фильме всего их 35), я их менял в компьютере местами, и они выстроились в часть фильма, которая была снята в одном стиле. И жена мне сказала, мол, похоже, что я снимаю фильм об одиночестве. С этого и началось.
А потом я наблюдал, как Костя снимает фотосессию (Мохнач реальный фотограф, как и герой фильма. - Авт.). Затем подглядывал, как он празднует свое реальное 50-летие, как показывает слайды, где он молодой и счастливый ходил в горы. Потом увидел, как Костя танцует, он очень экспрессивно танцует, неправильно, но при этом это очень классно смотрится. Я понял, что обязательно все эти ситуации нужно использовать в фильме.
- Многие считают, что фильм "Уровень черного" - пересказ реальной истории вашего друга Кости Мохнача.
- Нет, это фильм не о нем. Хотя он уже спрашивал меня не единожды: "Валик, я же не такой?" А я говорю: "Нет, ты совсем другой, мы ведь снимали кино обо мне, о тебе, о мире вокруг нас. Мы исследовали жизнь, а ты просто был инструментом этого исследования".
|
- В фильме "Племя" вы были оператором, в "Уровне черного" - режиссером. В каком амплуа вам все же комфортнее работать? И почему вас кидает из одной ипостаси в другую?
- Не кидает, все органично. Это все из-за желания делать кино. Я начинал как оператор и сейчас иногда снимаю. Вот недавно ездил в Польшу приятелю кино снимать, мы вместе учились в школе Анджея Вайды, он также был соавтором сценария моего первого фильма "Обычное дело". Вот ему 50 исполнилось, и он позвал меня снимать своей дебютный фильм. Я давно заметил, что 50 - это такой век дебютантов, это возраст, когда люди дозревают, чтобы чем-то с миром делиться.
- Как вы считаете, поколение, которое родилось в СССР, но формировалось в бурные 90-е, это счастливое поколение?
- Я себя чувствую счастливым человеком, потому что имею возможность снимать кино. Иногда появляется паранойя: а если кино закончится, что я буду делать? Случается жесткая паника, но сегодня у меня все ОК.
- Валентин, вы как-то очень долго учились в театральном.
- Десять лет. До 1995-го учился на операторском, а потом на режиссуре. Там была такая чудесная атмосфера, что не хотелось уходить.
- Многие говорят, что в театральном так плохо все с техникой.
- Ну да, плохо, но сегодня все проще: есть у тебя фотоаппарат - бери его и иди снимай кино. Раньше ведь была только камера "Конвас" и 35-миллиметровая пленка, а сейчас вообще проблем нет - если есть желание, ты будешь снимать.
Валентин Васянович родился 21 июля 1971 года в Житомире, окончил местное музыкальное училище по классу фортепиано, а затем Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого по специальности "оператор и режиссер документального кино". Как режиссер снял 5 документальных фильмов, получивших множество наград на международных конкурсах, и три полнометражки: "Обычное дело", "Креденс" и "Уровень черного".