За долгие годы журналистской работы в Лондоне автор этих строк трижды встречался с принцессой Дианой.
В первый раз в 1994 году на летнем приеме в саду Букингемского дворца. Тогда все гости, особенно мужского пола, нетерпеливо ждали, даже не королеву, а прежде всего ее. Диана ступила на лужайку в черно-белом обтягивающем костюме. Тогда мне удалось перекинуться с леди Ди парой фраз.
Через год мы долго разговаривали в посольстве на коктейле.
Это встречи среди толп народа. Но третья компенсировала все. И она, как ни удивительно, произошла случайно.
Кенсингтон Пэлас Гарденс - одна из самых красивых улиц Лондона. В зелени утопают шикарные белоснежные особняки. Среди них - Кенсингтонский дворец, где вначале жили принц Чарльз и Диана, а потом, после их развода, - принцесса в гордом одиночестве. Когда в конце августа 1997 года я подходил к дворцу, то подумал о ней.
И точно: мысли материализуются! Буквально в метре от себя увидел Диану. "Велосипедные" темные шорты, спортивный свитер, белые кроссовки. Никакого макияжа.
Она по обыкновению бегала в Гайд-парке и теперь, запыхавшись, возвращалась домой. Вокруг ни одного телохранителя. Принцесса всегда предпочитала быть свободной от оков королевской особы.
Окликнув ее, с удивлением услышал: "Добрый день".
Однако ее следующие фразы совсем не обрадовали. На вопрос, как она отдохнула в Сан-Тропе, Диана махнула рукой:
- Сколько нервов это стоило! Но я не могу строить жизнь по чьему-либо приказу. И не буду.
Она с сыновьями Уильямом и Гарри прокатилась на Лазурный Берег на яхте миллиардера аль-Файеда. Этот "французский маневр" совсем не понравился королевскому семейству. В его глазах выходец из Египта аль-Файед был очень уж сомнительной фигурой.
Диана выглядела потухшей, блеск в глазах пропал. Почувствовав, что она слишком разоткровенничалась, принцесса улыбнулась и добавила:
- Не обращайте внимания на мой взрыв эмоций. В следующий раз я буду спокойней. Или меня скоро успокоят...
Через несколько дней она успокоилась навсегда. Или... ее успокоили?
Ее фразы я записал в дневник, хотя порой не передашь словами выражение лица, тон, которым говорят. Конечно, в ту пору Диана была вся на нервах: бесконечное преследование репортеров, открытая неприязнь бывших венценосных родственников. Кроме того, она стала очень подозрительной, не скрывала страха за свою жизнь. Но, может быть, не без оснований?
Об этом я сразу подумал, узнав, что "мерседес", в котором она ехала с бойфрендом Доди (сыном аль-Файеда), сплющился в лепешку в парижском тоннеле у моста Альма.
А как долго потом не было соболезнования королевы и даты объявления похорон! Елизавета II лишь произнесла: "Должно быть, кто-то намеренно смазал тормоза". Значит, даже в этот момент она не могла преодолеть своего недовольства экс-невесткой, которая не хотела "жить по чьему-либо приказу"?
В документальном фильме "Диана, 7 дней", который вышел на Би-би-си 27 августа, зрители узнали о том, что ее величество медлила с отъездом на похороны в Лондон из шотландской резиденции Балморал. Медлила, несмотря на возмущение британцев и даже обвинения в причастности к гибели 36-летней великолепной женщины, которая скончалась в расцвете сил.
Принцы Уильям и Гарри подробно рассказывают в картине, как их держали в резиденции. Правда, по их мнению, бабушка хотела уберечь своих внуков и сына Чарльза от страшной психической травмы. "Идти за гробом матери - тяжелейшее из всего, что мне приходилось в этой жизни", - признается принц Гарри. Но ведь Елизавете II все равно надо было участвовать в похоронах. Огромное горе объединило тогда весь Альбион. Люди рыдали, пели гимн Соединенного Королевства, над всей страной стоял похоронный звон.
А что принц Чарльз? В трех новых документальных фильмах, посвященных 20-й годовщине со дня смерти его бывшей благоверной, он подан по-разному. В "Диане по ее собственным словам" о нем - ни слова. Хотя в "Диане, 7 дней" есть вполне доброжелательные кадры, посвященные принцу. Не стоит ворошить не очень-то чистое белье супругов, но пару фактов приведу. Чарльз ни разу не навестил могилу жены. И даже в эти дни нигде не упоминает о ней.
Понятно, что Диана вызывала на себя огонь наследника престола. Например, обозвав любовь всей его жизни Камиллу Паркер-Боулз "ротвейлером". Или заклеймив Виндзоров как "сволочную семейку".
Чем отвечал принц? Дворецкий Пол Баррелл, который служил у Дианы в Кенсингтонском дворце 10 с лишним лет, открыто обвинил Чарльза в организации убийства. В письме, которое дворецкий получил от хозяйки, принцесса предупреждает о готовящемся на нее покушении. Леди Ди, как и Елизавета II, упоминает тормоза, которые "скорее всего, откажут". Удивительное совпадение...
Некоторые здешние историки, биографы, экс-сотрудники спецслужб неутомимо отстаивают теорию заговора против Дианы. Я не сторонник конспирологии, но не могу не упомянуть доводы, которые от них слышу. Причем эта версия постоянно обновляется, и в связи с 20-летием гибели принцессы о ней не судачит разве что ленивый.
Якобы в парижском тоннеле поработали британские Джеймсы Бонды, которые с давних пор лезли в замочную скважину спальни Дианы и Чарльза. Сколько было шума, когда выяснилось, что контрразведка МИ5 записывала разговоры молодой пары в Кенсингтонском дворце! Хотя в окружении ее величества до сих пор уверяют: ничего подобного не могло произойти. Мол, соответствующие службы охраняют членов династии Виндзоров, но в их личную жизнь не имеют права вмешиваться.
Отец погибшего бойфренда Дианы - Мохаммед аль-Файед приводит все новые "свидетельства убийства", ссылаясь то на бывших телохранителей принцессы, то на ее адвокатов. И повторяет: в тоннеле у моста Альма все сделано очень профессионально и так, чтобы возложить вину только на папарацци, которые преследовали Диану повсюду. Для сокрушительных обвинений, конечно, нужны сокрушительные доказательства. Однако их нет. И к ним не причислишь откровения леди Ди возле Кенсингтонского дворца, которые услышал автор этих строк...
|
Среди лестных эпитетов в адрес Дианы есть и такой - "путеводная звезда Кейт". Мол, принц Уильям женился на Кейт в немалой степени благодаря своей матери.
Действительно, эти женщины внешне довольно похожи (например, у них совершенно одинаковый рост - 176 сантиметров), обе - свежая кровь для монархии, которая нуждается в обновлении. Правда, многие британцы считают, что супруге Уильяма "еще расти и расти" до народной "принцессы сердец".