Павел САДКОВ, Фото Ольги РЫЖЕЙ, Татьяны БРУХУНОВОЙ (10 октября 2008, 11:25)
Евгений ПЕТРОСЯН: «У меня все мысли о свадьбе!»

Евгений ПЕТРОСЯН: «У меня все мысли о свадьбе!»

Евгений Петросян - один из символов нашего юмора

Перед премьерой на ТВ нового телеспектакля «Кривого зеркала» «Свадьба-женитьба» главный юморист страны откровенно поговорил с «КП» о юморе...

- Евгений Ваганович, критики ваших телепередач, если разобраться, главной претензией выставляют консерватизм. Мол, это старый юмор...

- Обвинять у нас могут в чем угодно. Но «Кривое зеркало» не только не устарело, оно, если говорить с художественной точки зрения, самый прогрессивный театр миниатюр на сегодняшний день. Если бы даже оно сейчас прекратило свое существование, показывать его по ТВ и смотреть будут еще лет двадцать - тридцать. В нем есть юмор, как я говорю, объективно смешной. «Кривое» чрезмерно тиражировалось в эфире, потому что его любят и хотят видеть... Причем на всем постсоветском пространстве. Есть, правда, легенда, мол, нас показывают так часто, потому что Петросян хочет заработать больше денег. Так вот, это бред. Мы - единственная страна, где артисты не получают за тиражирование в эфире никаких денег... «Кривое» - это реализованная попытка возродить и сохранить старую форму Театра на эстраде, но на современном витке развития.

Правда, у нас очень большой недостаток по сравнению с некоторыми молодыми артистами: мы не ругаемся матом - это упущение. Но мы уж как-нибудь проживем без этого. К тому же мы не зацикливаемся только на сексе и прочих очень откровенных, интимных вещах. Еще какие претензии?

- Я бы это сформулировал как использование «бродячих» сюжетов и довольно старых анекдотов... И не сказал бы, что шутки про тещу свежее, чем про секс.

- Это я легко могу опровергнуть: в «Кривом зеркале» пишутся всегда оригинальные тексты, наши авторы не нуждаются в старых анекдотах. Что касается «бродячих» сюжетов, то нередко «бродячие» авторы, полупрофессионалы, снующие по юмористическому рынку, бывают у нас на концертах-съемках и, мягко говоря, заимствуют шутки, которые становятся «бродячими». О разнообразии тем могу сказать: нет современной темы, которую не обсуждало бы и не пародировало бы «Кривое зеркало». Это вопиющая неправда, что мы шутим только про тещу! А, между прочим, теща и зять - это комические персонажи, придуманные народом очень давно, как смех над коммунальной квартирой. Вот когда родители и дети будут окончательно жить отдельно, не в стесненных бытовых условиях, они не будут ругаться. И тогда такие шутки им уже будут непонятны и не нужны. Народ же не придумал персонажей «свекровь и невестка» - нехорошо, когда ругаются две женщины. Другое дело - о них шутить надо свежо, оригинально и не оскорбительно.

Политика - для газет

- Сейчас народу больше юмора хочется, чем сатиры?

- Время такое. В годы перестройки, например, я был одним из самых, наверное, острых артистов. Мы с моими авторами - Аркадием Хайтом, Михаил Задорновым, Сергеем Кондратьевым, Лионом Измайловым, Георгием Териковым, Леонидом Натаповым и другими - первыми открывали многие актуальные темы. Еще в конце восьмидесятых мы начали говорить с эстрады о генеральном секретаре, о компартии, о Ленине - о чем хотите. Помню, тесть тогда меня пугал, как в том фильме: «Тебе посодють». Но меня вдохновляли радостные глаза зрителей. Так продолжалось до 1991 года включительно. А когда в 92-м наступил шок от реформ, я понял, что мне надо просто веселить для того, чтобы успокоить людей, создать позитивное настроение. И я начал выпускать огромное количество смешных номеров. В 95-м шок прошел, и опять у меня в монологах и фельетонах зазвучали острые политические темы. А к концу 90-х годов мне показалось, что нам, юмористам, как это обстоит и во многих других странах, пришла пора разбираться в человеческих взаимоотношениях. А политику нужно предоставить в основном газетам. Кстати, 15 октября покажут документальный фильм «Угадать судьбу. Евгений Петросян». Там не только моя жизнь исследуется, но и все эти юмористические перемены.

- Юмор, конечно, серьезная штука?

- Юмористу, выступающему по ТВ на всю страну, необходимо понять, чьи интересы он провозглашает. С кем вы, господин артист? С большинством народа или с «прослойкой», тусовкой? Там у них совершенно другой юмор. Современное общество очень дифференцировано. Тусовка будет шутить совершенно над другими вещами. Например, над тем, что вы не можете отличить «Миссони» от «Ламборджини». А у простых людей - свой юмор, нередко не только бытовой, но и социальный. Чаплин стал великим артистом, потому что защищал интересы «маленького человека». А так бы это ограничилось киданием тортов в лицо и падением в канализацию.

- «Прослойка» «прослойкой». Но молодежи наверняка Comedy Club ближе, чем «Кривое зеркало»?

- Я бы так - по юмористическим пристрастиям - не противопоставлял молодежь. Приходите на наши концерты - на 80 процентов зал заполняет молодежь. Возможно, по финансовым причинам старшее поколение не может позволить себе купить билеты... Но молодежь-то идет! Я всегда хотел, чтобы наш театр был интересным всем. И, мне кажется, так и получается. Что касается моих сольных выступлений, то в зрительном зале присутствуют представители всех национальностей, профессий и возрастов.

Пусть зритель сам себе выбирает артистов. Вспоминаю такой случай: лет десять назад я стоял с цветами на Ваганьковском кладбище. (Мы с однокашниками собирались пойти к могиле одного из моих учителей.) В этом печальном месте я случайно повстречался с Евгением Федоровичем Светлановым, вечная ему память, и его супругой. Увидев меня, они остановились и стали мне говорить разные приятные слова о том, как они меня - артиста Евгения Петросяна - любят. Вдруг их оттолкнул какой-то бомж, улыбнулся во весь беззубый рот и произнес: «Я вас знаю!» - и начал говорить своими словами то, что говорил Светланов. Тогда мне стало неудобно перед великим музыкантом, а потом я подумал, что такое совпадение что-то означает.

- А лично вам отчего становится смешно?

- В жизни я - смешливый: меня могут рассмешить разные вещи. Но шутку я ценю, когда она остроумна.

- А свои шутки вы на ком-то проверяете? Как вы понимаете, что это смешно зрителю?

- Будет ли смеяться зал или нет, заранее ни один профессионал сказать не может. Это можно предвидеть, как погоду. Некоторые коллеги говорят, что у меня очень высокий процент такого предвидения. Но тем не менее зрительный зал умнее любого профессионала. Это сумма интеллекта, сумма чувства юмора. И именно он, этот зал, смеясь, выносит объективную оценку, смешно это сегодня нашему обществу или нет. Одна и та же шутка может в одном случае не зацепить - когда мы сидим вдвоем, и вы же будете смеяться над ней вместе с залом - в другом случае. А может произойти совсем наоборот.

- В вашем цехе «дедовщина» существует? Молодежь зажимают?

- Появления каждого молодого талантливого артиста эстрады я жду с нетерпением. В «Кривое зеркало» пришли артисты Алексей Буховцов и Михаил Белов. И если еще появятся какие-то яркие дарования, рад буду безмерно, помогу всем: научу многим вещам, которые будут необходимы в творческом процессе, особенно на первых порах.

Когда я впервые увидел юного Максима Галкина на сцене, по-моему, это было в 97-м году, я сразу попросил его прийти ко мне в гримерку. Мне достаточно было трех минут его выступления, чтобы понять, что у нас в юмористическом жанре - пополнение. Когда в 99-м году все газеты вторили одному уходящему из жанра артисту, что жанр юмора умер, мы с Евгением Шебагутдиновым предложили в Комитете по культуре провести конкурс юмористов и разобраться - жанр все-таки умер или не умер, да здравствует жанр! Провели... И конкурс стал событийным. Можно сказать, мы открыли тогда имена нынешнего юмористического поколения. Лауреатами стали Максим Галкин, Сергей Дроботенко, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Сергей Чванов, Игорь Касилов - сейчас это «Новые русские бабки», Виктор Разумовский и Александр Морозов и другие, составлявшие клоунский ансамбль «Братья по разуму», Святослав Ещенко, Андрей Данилко - тогда еще юморист, братья Александр и Валерий Пономаренко, клоунские ансамбли «Лицедеи-Лицей» и «Унисон».

- Может быть, пришло время еще один конкурс провести?

- Нет, не пришло. Хотя будут проводить... (Смеется.)

В новом спектакле самые веселые супруги России Елена Степаненко и Евгений Петросян предстанут в новых образах.

В новом спектакле самые веселые супруги России Елена Степаненко и Евгений Петросян предстанут в новых образах

Денежный дождь

- Судя по некоторым публикациям солидных журналов, юмористы гребут деньги лопатой...

- Слухи о невероятных гонорарах, эта публикация известного журнала, которую все газеты перепечатали, - вранье! Передайте им, что они - лгуны. Легенды о больших гонорарах артистов, мягко говоря, сильно преувеличены. На так называемых корпоративах, наверное, артисты действительно получают много. У меня в жизни была пара таких случаев. Но это же не моя постоянная работа. Ее опасно делать постоянной, потому что это отражается на сценическом существовании - артист меняется в сторону искусства массовика-затейника. А в нашем деле зарабатывать стало сложно: аренда зала, реклама, гонорар кассиров, авторов, транспортные расходы, гостиницы - все это часто при неполных сборах с концерта приводит к минусу.

- Пресса часто бывает не права?

- Бывает часто... Например, не так давно разводили нас с Еленой Григорьевной. Спасибо вашей газете - заступились и попытались объяснить читателям, что в этих утках не было ни одного же слова правды. Эти аферисты поместили фотографию моего редактора - Кати, назвав ее Таней и сказав, что я к ней ухожу от Елены Григорьевны. Что это? А Степаненко, мол, живет отдельно на даче в Люберцах. У нас в Люберцах нет дачи.

- По сегодняшним временам все, наверное, подумали, что вы сами это и придумали. Для раскрутки...

- Ну вот! Еще я и придумал. Простите, для какой раскрутки? Что мне надо раскручивать? Или вот такая жуткая история в Интернете - сайт, который открыло какое-то пиар-агентство по заказу одного человека. Называется сайт «Церковь Евгения Петросяна», где вместо ликов святых на иконах изображены лица юмористов. Я - глубоко верующий человек. Для меня это необычайное кощунство, глумление как над религией, так и над моим многострадальным жанром. А есть, например, сайт, где от моего имени говорят глупости специально, чтобы дискредитировать меня. И когда я пошел в бюро технических мероприятий при МВД РФ с просьбой запретить этот сайт, там сказали: «Не можем, потому что интернет-ресурс размещается в США».

- Но такие вещи стоят денег. Кому надо платить, чтобы вас так чернить?

- А кому надо было в день моего юбилея устроить демонстрацию против Петросяна? Платили, говорят, по 300 рублей, всего 15 человек наняли. Потом мне режиссер «Голубого огонька» Сергей Широков сказал: «Так это же в основном моя мосфильмовская массовка!» А кому надо было делать фильм, который дискредитировал жанр? Кому-то надо. Я хочу сказать этому «кому-то», что хожу в церковь и ставлю свечки за него. И все это никак не может повлиять на мои взаимоотношения со зрителем, моим зрителем. У нас - взаимная любовь. Вот так нескромно я скажу. У меня есть масса доказательств этому: мешки писем с благодарностями и рассказами об отношении к жанру.

- Критика вам помогает?

- На новогоднем «Огоньке» я играл сценку, в которой превращался в ребеночка и в конце поцеловал Оксану Федорову, игравшую роль мамочки, в ее очаровательную шейку. Через несколько дней в одной газете написали: «Петросян поцеловал Оксану Федорову в грудь. Доколе мы будем терпеть пошлость на экране?» И это в то самое время, когда по каналу НТВ шла неприкрытая, откровенная, абсолютно беспредельная порнуха. Но говорили о Петросяне! Видимо, мне ничего не прощается. И такой «объективной» критике я должен быть благодарен? Видимо, да. Эти люди в конечном счете делают меня сильнее.

- А вам программа «Прожекторперисхилтон» нравится?

- Мне нравится. Что-то в этом есть. Жанр импровизации когда-то был на нашей эстраде. Но в советское время исчез по понятной причине. Но остроумные люди и тогда были, и сейчас, что эта передача и подтверждает. У этих ведущих многое получается. Но меня всегда учили: лучшая импровизация - это подготовленная импровизация. Я бы в их системе подготовки нащупал что-то большее. Если бы не антагонизм каналов, может быть, я бы что-то им дельное и посоветовал. А они делают все очень лихо, молодцы, ребята.

Новая «Свадьба-женитьба»

- Ваш новый спектакль тоже лихим получится?

- Да, у меня сейчас все мысли о свадьбе. Вернее, о «Свадьбе-женитьбе». Это очередная премьера театра «Кривое зеркало». Спектакль по пьесе Алексея Щеглова - сюжетный. Все наши актеры сыграли в нем очень ярко. Тут есть глобальная мысль, которая стара как мир: любовь побеждает. Эту мысль мы утверждаем спектаклем-клоунадой. С одной стороны, буффонная штука, с другой - театральная комедия.

Действие происходит в деревне. Мы попытались «пойти в народ», чтобы вся Россия посмотрела, что наша деревня, несмотря ни на что, живет и способна радоваться всем людским радостям. Но при этом шутки про что хотите, в том числе и на городские темы. И про телевидение в том числе.

Мы считаем, что это наиболее яркая работа «Кривого зеркала». За шесть лет существования мы выпустили 62 спектакля. Это довольно много для жизни театра. Но раньше в нашем жанре таких сюжетных спектаклей не было. Я бы сказал - это большое внутрижанровое событие. И это результат труда всех наших артистов и авторов. А также замечательной постановочной группы, продюсеров, художников, редакторов и многих других.

Может, вы заметили, что я не так часто мелькаю в структуре спектаклей «Кривого зеркала»?

- По моему мнению, даже недостаточно.

- Вот и хорошо. Пусть у вас будет такое ощущение, лишь бы не наоборот. Я специально даю дорогу артистам. Мне хочется, чтобы они проявлялись каждый раз по-разному и талантливо, чтобы они составляли слаженный ансамбль. А это и есть старый принцип театра миниатюр - не один яркий артист, вокруг которого собрались второстепенные артисты, а яркие все! Приглашаем вас на премьеру к экрану.

Политика

Юлия Тимошенко: Стабильная гривна, минимальная инфляция, дешевые кредиты - это монетарная стратегия Нового курса
Юлия Тимошенко: Стабильная гривна, минимальная инфляция, дешевые кредиты - это монетарная стратегия Нового курса 129 2

Переход к инновационному развитию экономики и построение финансово сильного государства невозможны без новой монетарной политики и реформирования рынка банковских услуг.

Скандалы и провалы обернулись для НАБУ утратой доверия украинцев, - активисты 98 1

Конфликт в Азовском море рассмотрят на Генассамблее ООН
Конфликт в Азовском море рассмотрят на Генассамблее ООН 233 2

По мнению МИД, для нашей страны это вопрос безопасности и обороны.

Происшествия

Взрыв магазина в Донецке оказался семейной разборкой
Взрыв магазина в Донецке оказался семейной разборкой [фото] 55

Скорее всего, взорвалась не граната, а взрывной пакет тратила.

Бабуля из Техаса застрелила аллигатора, который сожрал ее пони
Бабуля из Техаса застрелила аллигатора, который сожрал ее пони [видео] 368 1

Голову рептилии пожилая женщина собирается повесить в своей комнате.

ДТП с украинцами в России: один из пострадавших погиб, трое остаются в больнице
ДТП с украинцами в России: один из пострадавших погиб, трое остаются в больнице 195

Состояние еще одного из пассажиров оценивается как тяжелое.

Экономика

Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов
Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов 43

Больше регион торгует только с Германией и Польшей.

МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог
МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог 108 2

В фонде считают, что некоторые службы могли бы функционировать более эффективно, если бы не находились в государственной собственности.

Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов
Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов 350 3

Изменения вступят в силу с 2019 года и сразу же отразятся на стоимости табачных изделий.

Общество

ЮНЕСКО: количество украиноязычных школ в Крыму сократилось на 87 процентов
ЮНЕСКО: количество украиноязычных школ в Крыму сократилось на 87 процентов 68 1

Система общего образования на полуострове полностью перешла на русский язык.

Специалист рассказала об особенностях диеты и спорта после 30-ти
Специалист рассказала об особенностях диеты и спорта после 30-ти 275

"Правила красивого тела становятся жестче".

Жизнь-борьба: главные борцы за права людей и народов
Жизнь-борьба: главные борцы за права людей и народов 79

“КП в Украине” рассказывает о пяти личностях, чья деятельность оказала огромное влияние на защиту прав человека.

Светская хроника и ТВ

Певица Рианна стала послом Барбадоса в США
Певица Рианна стала послом Барбадоса в США 42

Артистка является уроженкой карибского острова и теперь будет заниматься официальной дипломатией.

49-летняя Эвелина Бледанс ответила тем, кто не верит в ее беременность
49-летняя Эвелина Бледанс ответила тем, кто не верит в ее беременность [фото] 299

"Живот становится видно на третий месяц", - объяснила звезда.

Алексей Панин снялся в женских чулках:  Радуюсь жизни, живу полной грудью
Алексей Панин снялся в женских чулках: "Радуюсь жизни, живу полной грудью" [фото] 606

41-летний актер "радует" подписчиков новыми снимками.

Спорт

Александр Хацкевич:  Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно
Александр Хацкевич: "Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно" 522

Главный тренер киевского "Динамо" прокомментировал ничью в первом матче группового этапа Лиги Европы против "Астаны"

Будет ли отставка?  Динамо  упустило победу над  Астаной
Будет ли отставка? "Динамо" упустило победу над "Астаной" 568

Киевляне не смогли выиграть стартовый матч в Лиге Европы, серия без побед продолжилась

17-летняя украинка стала самой молодой чемпионкой мира по дзюдо
17-летняя украинка стала самой молодой чемпионкой мира по дзюдо 457

Дарья Белодед выиграла золотую медаль на чемпионате мира по дзюдо в Баку. В финале чемпионата Белодед победила действующую чемпионку мира японку Фуну Танаки.