Стать писательницей Джоан Роулинг хотела с детства, первый рассказ сочинила в шесть лет. Идея написать "Гарри Поттера" пришла ей в голову внезапно, в июне 1990 года, когда она ехала из Манчестера в Лондон на поезде. В голове вдруг возник образ "щуплого маленького черноволосого мальчика в очках", причем мальчик этот был волшебником. Образ сложился мгновенно, целиком и сразу; в тот же вечер Роулинг начала писать книгу.
В декабре 1990-го умерла мать Джоан, десять лет боровшаяся с рассеянным склерозом. Роулинг как раз работала над книгой - и сделала Гарри Поттера сиротой, вложив в роман боль от собственной потери. Позже она говорила, что именно смерть матери оказала самое сильное влияние на "Гарри Поттера": "Книги такие, какие есть, потому что она умерла. Потому что я любила ее, а она умерла".
Работа над первой книгой, "Гарри Поттер и философский камень", заняла у Роулинг шесть лет: только в 1995-м она перепечатала окончательный вариант книги на пишущей машинке. Впрочем, за эти шесть лет она успела продумать сюжеты всех последовавших романов: заканчивая первый, она уже знала, чем закончится седьмой. "Почему именно семь книг?" - спросили ее в 1999-м. "Потому что я семь лет училась в средней школе, это стандарт в Англии. И рассказ о Гарри - рассказ о семи годах из его жизни. И еще семь - это магическое число!"
Значительная часть первой книги была написана в городе Порту, где Роулинг преподавала португальцам английский язык. По словам Роулинг, в Порту она преподавала по вечерам, а днем писала, слушая концерт для скрипки с оркестром Чайковского.
Первую книгу наотрез отказались печатать восемь издательств. Многие сочли, что она слишком объемная для детской сказки. Девятое издательство, Bloomsbury, согласилось, заплатив Роулинг 2500 фунтов аванса. По легенде, решающую роль сыграла восьмилетняя дочь одного из руководителей Bloomsbury, которая прочла первую главу "Гарри Поттера" в рукописи и заявила, что это "гораздо лучше, чем все остальные книжки". При этом редактор Барри Каннингэм, изначально рекомендовавший книгу к публикации, посоветовал Роулинг найти какую-нибудь работу, чтобы не остаться без средств к существованию: он считал, что на детских книгах заработать нормальные деньги почти невозможно.
Первый тираж "Философского камня" составил всего 500 экземпляров, причем 300 из них были сразу направлены в библиотеки. Сегодня стоимость этого издания у букинистов - от 7500 до 13 500 долларов. Кстати, у последнего романа из цикла, "Гарри Поттер и дары Смерти", был самый большой первый тираж в истории - 12 миллионов экземпляров.
Писательница признавалась, что любит коллекционировать необычные имена и слова, а еще любит их выдумывать. Слово "квиддич" она придумывала два дня, которые показались ей вечностью. "У меня сохранилась записная книжка, куда я записывала разные варианты, и на последней странице - слово "квиддич", подчеркнутое раз 50! Когда я на него наткнулась, поняла, что оно-то и есть правильное".
Роулинг рассказала актеру Робби Колтрейну, игравшему в фильмах Хагрида, что этот персонаж был вдохновлен байкером, которого она встретила в каком-то баре. "Когда он зашел, люди разбегались от него, как муравьи. Он взял кружку пива, сел и сказал: "Петунии в этом году не уродились". Он был садовником, но кулаки у него были, как два молота. И у него было мягкое сердце".
Образ профессора Снейпа был отчасти срисован Роулинг с учителя, которого она знала в средней школе.
А вот Гермиона Грейнджер, по словам Роулинг, это она сама, какой была в 11 лет: погруженная в учебу отличница. "Хотя это громко сказано: я не была такой умной. Гермиона-то временами почти гений!"
Дементоры же - это воплощение жестокой депрессии, которую Роулинг пережила, когда ей было двадцать с небольшим лет.
Уже в 1999 году книга была бестселлером; студия Warner Bros. приобрела права на экранизацию за 1 миллион фунтов стерлингов. Роулинг настояла, чтобы все роли играли британские, в крайнем случае ирландские актеры. Дэниел Рэдклифф появился в фильме благодаря режиссеру Крису Коламбусу, который был очень впечатлен его работой в телефильме "Дэвид Копперфилд" по Диккенсу. Правда, пришлось уговаривать родителей, понимавших, что к мальчику будет приковано внимание журналистов со всего света, и опасавшихся этого. Роулинг одобрила кандидатуру Рэдклиффа сразу, как только увидела кинопробы. Рэдклифф получил гонорар в 1 миллион фунтов (а за шестой фильм, "Гарри Поттер и Принц-полукровка", - уже 15 миллионов).
Родители тревожились не зря: во время съемок последних фильмов о Гарри Поттере Дэниел Рэдклифф чуть не спился. Как раз во время съемок "Принца-полукровки" - ему тогда было 18 - Рэдклифф пил ежедневно, а точнее, еженощно. Поскольку за ним везде следовали папарацци, пить обычно приходилось дома и в одиночестве. "Я могу показать пальцем на множество сцен, в которых я просто никакой, почти в отключке". Рэдклифф принял решение завязать с алкоголем только в августе 2010 года, когда все фильмы о Гарри Поттере уже были сняты (но последние два еще не вышли).