Загрузить еще

Баталов - секс-символ, каких больше не делают

Баталов - секс-символ, каких больше не делают
Фото: Кадр из кинофильма "Девять дней одного года"

Состарившийся секс-символ советского кино умер тихо во сне. О такой смерти говорят, что ее нужно заслужить. Видимо заслужил. Да и жил-то долго: 88 лет для трепещущего разными жизнями актерского сердца - большой срок.

Он был по-настоящему большим актером. Жаль только, что поколения, рожденные в 80-х и позже, помнят его роли смутно. Но если не видеть и не знать того, что действительно можно назвать высоким вкусом в актерстве, тогда с чем сравнивать? У Голливуда, на который мы сегодня все молимся, своя кухня. А я вот задумалась, был ли в Голливуде актер, подобный Баталову, чтобы вот такая интеллигентейшая красота лилась с экрана и такие глаза с глубинной мудростью успокаивающей. И не вспомнила аналога. Потому что сегодня если актер красивый, то почти всегда пустой.

А тут… Когда в 1958-м фильм "Летят журавли" получил на фестивале в Каннах "Золотую пальмовую ветвь", в Советском Союзе среди женского населения началось настоящее сумасшествие. Баталов, сыгравший в фильме роль молодого парня Бориса, которого на войне сражает безжалостная пуля, сразу стал секс-символом огромной страны. По этому поводу Алексей Владимирович все время морщился: "Секс-символ? Так же человека нельзя называть - сразу же на ум какой-то бык-производитель приходит".

Но, бык не бык, а с женщинами Баталов творил чудеса. А еще этот голос - такой мужской бархатный глубокий баритон. Ох! Да даже в "Трех толстяках", где актер сыграл канатоходца Тибула, Баталов так хорош, что забываешь, что он сказочный герой.

Так что истерия вокруг самого красивого слесаря СССР Гоши-Гоги-Жоры, которая случилась после выхода фильма "Москва слезам не верит", это лишь продолжение темы. Баталову на тот момент было уже 50, но он был очень хорош. Фильм Владимира Меньшова получил "Оскар". А Баталов снова оказался в списке актеров-триумфаторов мирового уровня. Везение? Талант и профессионализм.

Если быть совсем точными, первую свою международную награду Баталов получил в 1955 году, когда фильм "Большая семья" неожиданно взял (опять-таки в Каннах) приз за "лучший актерский ансамбль". В этом фильме интеллигент до мозга костей и любимец Анны Ахматовой (поэтесса доверила ему написать едва ли не последний пожизненный свой портрет) сыграл роль рабочего парня. С помощью Баталова режиссер Иосиф Хейфиц пытался сломать стереотип представления о советском пролетариате.

Увы, "Москва слезам не верит" стала последней большой и успешной работой Баталова в кино. После этого за 37 лет жизни актер снялся лишь в восьми картинах. Как он сам говорил: "играл так, по мелочам". Объяснял он это тем, что очень избалован хорошим кино, а кинематограф конца ХХ и начала ХХI века считал беспомощным: "кинематографисты разучились рассказывать о внутренних переживаниях человека языком кино", так чего тратить время.

Вот потому-то представители поколения "до 30" сейчас недоуменно вертят головой, не понимая "Кто же это в Москве такой умер, что за Баталов, в каком сериале он играл? И почему мамы-папы-бабушки-дедушки" так расстроились. И лишь упоминание фильма "Москва слезам не верит" вносит некую ясность.

Жаль, конечно, что Баталов предпочел вовремя уйти из кино. Хотелось бы видеть его на большом экране еще и еще, но, правда, советское кино в 1980-х начало как-то лихо сдавать, а в 1990-х вовсе сдулось. А Баталов продолжал служить искусству, преподавая актерское мастерство во ВГИКе и выпустив уйму талантов.  

"Надо обязательно дожить до старости, чтобы понять, как все тонко взаимосвязано вокруг, - говорил Баталов в своих воспоминаниях. - Порой нужно так мало, чтобы свершилось невероятное. Самое главное совершается всегда на уровне человеческом, а не глобально-государственно-космическом".

Мир оставил мудрый человек. О подобных людях говорят: "Таких больше не делают".

Фото
Фото
15 Июня 201710:31

Новости по теме: Алексей Баталов Утраты