Как Санта Клаус удачно заблудился, а Евровидение стало для Алисы волшебной норой

Как Санта Клаус удачно заблудился, а Евровидение стало для Алисы волшебной норой

Комментарии: 2
Сальвадор Собрал выиграл "Евровидение 2017. Фото: Олег Терещенко

Много лет я писала об этом конкурсе, глядя его исключительно по телевизору. Таковы реалии: командировать себя на Евровидение в заграницах по карману далеко не каждому журналисту и редакции. И вот, благодаря Джамале, я получила Евровидение прямо у себя под боком,  в связи с чем смогла его буквально пощупать, понюхать и лизнуть.

До момента встречи с этой “фабрикой шоу” лицом к лицу я не понимала, почему у Евровидения столько фанов. В Европе людей, живущих от конкурса к конкурсу, тысячи. Они, словно маркитантки, кочуют за ним из страны в страну и годами служат своему идолу верой и правдой.  И теперь мне понятно почему: есть в Евровидении какая-то внутренняя магия, я не говорю о визуальном эффекте, который мы видим по телевизору и от которого, если верить Фейсбуку, всех тошнит. Нет это глубоко внутренние вещи.

Евровидение – гигантское предприятие по производству красивой картинки, и его кухня крута настолько, что захватывает дух. Коротая часы на репетициях в зале, увешанном тоннами аппаратуры, созерцая возможности магов всевозможных спецэффектов, ты чувствуешь себя Алисой в стране чудес. Я не преуменьшаю ни на йоту, это похоже на чудо. И этот гигантский, как четыре IMAX, экран сцены, на котором за мгновение вырастают новые миры, и этот многоликий свет, обрамляющий музыку и создающий праздник, и чудеса пиротехники и всякой другой техники, и вся деловитая рабочая обстановка, где балом правят супер-профессионалы.

На это можно реально подсесть. Три живые репетиции в зале пропитали меня многонациональной музыкой насквозь. Они все были хороши, эти 42 конкурсанта. Каждый по своему был крут в своем упорстве, целеустремленности и смелости. Да, выйти на сцену Евровидения далеко не каждому под силу, поэтому немного раздражает глухое сычание из Фейсбука: "Фу, попса, фу, поют фальшиво". Сделайте лучше, господа, пойдите и спойте на Евровидении без "фу". К чему дешевый снобизм?

А насчет нечистой интонации некоторых артистов, то местами да, бывает, прорывает, но это же живой звук, плюс волнение. В большинстве своем конкурсанты – отличные вокалисты. А то, что нам нравится или нет, и то, что каждая песня что-то кому-то напоминает, это все нюансы. Я же отныне обещаю, что буду максимально к участникам Евровидения терпелива.  Не хочу быть собакой, которая лает на идущий караван.

А еще я очень довольна результатами Евровидения. Нет, это не касается личного зачета Украины, - к третьему месту с конца у наших посланцев была масса предпосылок, но это тема другой колонки. Я говорю о триумфаторе конкурса – португальском чудике с ангельским голосом. Всю евровидийную неделю я пела повсюду: в метро, на работе и дома. Я была счастлива. Но если вы спросите, что я пела, отвечу – песню португальского конкурсанта Amar Pelos Dois. Может, и в ней секрет моего тихого счастья и счастья других, которые верили в его победу с самого начала?

Я, как и многие другие музыкальные критики, в победе Сальвадора Собрала сомневалась лишь потому, что настоящая музыка на подобных форумах побеждает редко. Для того, чтобы ее оценить по достоинству, от каждого телезрителя требовался некий багаж знаний, опыт тысяч прослушанных песен и наличие своей собственной музыки в сердце. Но ведь сработало! Думаю, в данном случае многие восприняли Amar Pelos Dois как рождественскую песню, наполненную благодатью и магией, люди просто почувствовали ее тихий свет, которого так не хватает издерганному миру. Так что можете воспринимать Сальвадора Собрала как Санта Клауса, который перепутал даты и явился людям в мае.

Кстати, мой друг по поводу Amar Pelos Dois вспомнил один секрет: чтобы песня, даже очень красивая, понравилась всем, нужно, чтобы она была похожа на песню, которую уже все знают. Композиция португальца действительно похожа на все на свете: на музыку золотого Голливуда 50-х, на благородные песни Фрэнка Синатры, на джазовые песенные эксперименты Пола Маккартни и, конечно же, на музыку бразильца Антонио Карлоса Жобима, отца родного босса-новы. Собрал стал некой реинкарнацией Жобима, и не мудрено, у португальской и бразильской музыки один корень, плюс пришептывающий в силу особенностей португальского языка вокал, который ни с чем не спутаешь. При этом, первооснова в песне не этническая, а благородная классическая. Не зря же автор песни - Луиза Собрал - училась в Беркли, одной из лучших музыкальных академий мира, она знает ноты! Отсюда и аранжировка песни-победителя: струнный квартет плюс фортепиано. Слыханное ли дело - со скрипочками ехать на Евровидение. Но португальцы верили в своего чудика и заставили поверить других.

А еще в три часа ночи мне пришло по вайберу сообщение от моей знакомой пианистки, которая верует лишь в Моцарта и Баха: "Музыка победила!". А ей я склонна верить даже больше, чем остальным.  

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях