Съемки фильма "Матильда" Алексея Учителя завершены, картина монтируется и должна выйти в прокат через полгода. История любви будущего императора Николая II и польской балерины Матильды Кшесинской вызвала шквал протестов в России.
О происходящем мы решили поговорить с самим Алексеем Учителем.
|
- Ваш фильм впервые вызывает такую острую реакцию?
- Такую - да. Притом что фильм целиком не видел даже я сам. Я всегда готов к спорам, но только после того, как люди посмотрят картину и им будет что обсуждать. Пока же, конечно, это вызывает лишь удивление. Многие мои коллеги говорят: "Вы молодцы, хорошо продумали пиар-кампанию", но это не так. Меня больше всего удивляет, почему этот шум не начался раньше. Во время съемок я рассказывал о "Матильде" на всех телеканалах. И вот когда фильм снят и все идет к финишу, начинается какая-то странная реакция. У меня много вопросов: например, к количеству писем против "Матильды". Общественный совет получил их ровно 20 000. Меня просто не хватает на все, в том числе чтобы загружать прокуратуру проверкой этих писем. Но я уверен, что 90 процентов окажутся фальшивками...
- Вам не хотелось позвонить Наталье Поклонской, поговорить с ней?
- А почему я должен оправдываться? Я не считаю, что я что-то сделал неправильно. Если она так считает, ну что ж... Моя мечта, чтобы на премьере она сидела рядом с Ларсом Эйдингером, которого она назвала порноактером. Хотя, конечно, никакой он не порноактер. Он прекрасный театральный и киноактер мирового уровня. Существует отрывок, в котором он на экране голый, но это фрагмент фильма Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания". Да и голое тело как таковое в кино у нас не под запретом... Но и то, что он немец, тоже почему-то оказалось плохо!
- Вам понятно, откуда пошла инициатива травить ваш фильм?
- Об этом и надо задуматься. Дело не в фигуре Николая II и не в Матильде Кшесинской. Речь о степени агрессии в людях, умноженной на спекуляции на православии и христианстве... Малообразованные люди начинают брать палки в руки и рвутся вперед - только бы запретить! Мы же видели, как такие же люди с криками врывались на разные выставки, которые их не устраивали... Но не надо говорить про то, чего в фильме нет и не будет. Ты можешь сомневаться, насколько образ Николая II в фильме будет соответствовать реальному императору, это нормально. Но посмотри - и тогда уже говори! Заявления же идут из разряда "я и смотреть не буду".
Говорить о том, что это я сам придумал историю о романе наследника престола Николая и Кшесинской, глупо и наивно. Есть воспоминания самой балерины, изданные во всех странах мира. Хорошо, предположим, она все наврала. Но есть дневники и письма Николая - вряд ли это подделка! Вопрос, можно ли рассказывать об этом с экрана, для меня даже не стоит. Это не пошлость, не скабрезная история мелкой интрижки, а история большого чувства, рассказ о человеке, который был молод и мог влюбиться. И даже был на пороге того, чтобы отказаться от престола ради этой любви. Выбирал между чувством и долгом - собственно, картина об этом, о том, как будущий император пытается понять, что с ним происходит, и выбрать правильный путь...
- Вы скрупулезно относитесь к материалу. Как-то, говорят, вы сделали 53 дубля одной сцены. А какая сцена в "Матильде" заняла больше всего времени?
- 53 дубля было в фильме "Космос как предчувствие". В "Матильде" такого не было. Самой сложной, наверное, была сцена коронации Николая II. Мы ее делали масштабно, с костюмами, с массовкой в 500 человек. Люди не выдерживали, падали в обморок - их гримировали с восьми утра до двух часов дня. Я не считал, какое количество дублей мы сняли.
- Кшесинская в первую очередь была балериной. Вас консультировали специалисты по балету?
- Да, с нами работал Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер замечательного Пермского театра оперы и балета. Кстати, снималась вся труппа этого театра - они приезжали на съемки. У актрис, сыгравших Матильду Кшесинскую и ее соперницу итальянскую балерину Леньяни, были дублерши из этого театра... В картине будут две балетные сцены. Первая - из коронационного балета, а вторая - из "Жизели", поставленной в Перми. Но это сюжетные балетные сцены. У нас и элементы триллера будут: целая линия, которую ведет Данила Козловский, его герой - влюбленный в Кшесинскую офицер, у которого была невеста, повесившаяся из-за того, что он ее бросил... Очень драматическая история, и очень необычная для Данилы роль.
|