27 ноября
Загрузить еще

Секс-символы нашего кино:от Утесова до Машкова

Секс-символы нашего кино:от Утесова до Машкова

«Комсомолка» собрала культовых актеров, которые покоряли сердца советских и украинских женщин

В «толстушке» от 25 мая мы проследили, как менялся образ самой любимой актрисы бывшего СССР от десятилетия к десятилетию. Как ни странно, но проделать такую «процедуру» с актерами оказалось гораздо сложнее. На каждое десятилетие советский кинематограф с готовностью выставлял сразу несколько достойнейших секс-символов. И потому, чтобы быть наиболее объективными, лучших из лучших мы вычисляли по лидирующим строчкам в рейтингах советского кинопроката (30 - 80-е гг.) и по опросам наших современниц.

30-е годы

ЛЕОНИД УТЕСОВ

Год рождения: 1895

Вы удивитесь, но даже с учетом документального фильма, телепостановки мюзикла и фронтового киносборника в «послужном списке» Леонида Утесова всего-навсего 7 (семь!) картин. И в их числе нет ничего даже близко стоящего к тем самым принесшим Утесову бессмертие «Веселым ребятам». Ни «Лейтенант Шмидт борец за свободу», ни «Карьера Спирьки Шпандыря» не оставили следа в истории. Зато стоило Утесову вывести перед камерами свой джаз-бэнд, и советский кинематограф получил новый жанр - музыкальную комедию и нового героя. Стране нужен был пастух, поющий и танцующий, как артист варьете, - и его преподнесли на блюдечке с голубой каемкой! С тех пор, стоило Утесову запеть «Легко на сердце от песни веселой», сами собой раскрывались любые двери, объятия и кошельки.

Главный фильм секс-символа:

«Веселые ребята», 1934 год.

Основные конкуренты:

Петр АЛЕЙНИКОВ (1914 г. р. «Трактористы», 1939, «Большая жизнь», 1939).

Сергей СТОЛЯРОВ (1911 г. р. «Цирк», 1936, «Василиса Прекрасная», 1939).

40-е годы

НИКОЛАЙ КРЮЧКОВ

Год рождения: 1911

Крючков на недостаток ролей пожаловаться не мог никогда. 105 кинофильмов за 60 лет карьеры! Звезда актера взошла на кинонебосклон за два года до Великой Отечественной, когда стране понадобилось делать танкистов из трактористов в рамках подготовки к войне. «Трактористы» с его Климом Ярко стали мегахитом даже среди сталинского агитпропа. В 1941-м ему сказали: «Снимаясь в кино, вы принесете стране гораздо больше пользы, чем сражаясь на фронте», и Крючков выпекал роль за ролью, как горячие пирожки. Сегодня каждый телеканал считает своим долгом показать на

9 Мая либо «Парень из нашего города», либо «Небесный тихоход». Без майора Булочкина и его «Пора в путь-дорогу» представить себе День Победы сейчас и правда невозможно. А что уж говорить про те времена, когда вся страна молилась на людей в форме! Как можно было не обожать такого парня?!

Главный фильм секс-символа:

«Небесный тихоход», 1945 год.

Основные конкуренты:

Марк БЕРНЕС (1911 г. р. «Истребители», 1939, «Два бойца», 1943).

Павел КАДОЧНИКОВ (1915 г. р. «Подвиг разведчика», 1947, «Повесть о настоящем человеке», 1948).

50-е

АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ

Год рождения: 1928

После выхода на экраны фильма «Летят журавли» Анна Ахматова пришла к Алексею Баталову и, стуча в дверь, заявила, что, как и миллионы советских женщин, желает лицезреть гениального актера. Даже если в словах великой поэтессы, дружившей и с самим артистом, и с его родителями, и была доля шутки, то весьма незначительная.

Уже в роли шофера в своем первом фильме «Дело Румянцева» Баталов смотрелся лордом Мальборо, случайно попавшим на сельский праздник. Таким он остался и дальше - вплоть до не верящей слезам Москвы. Думающий, страдающий, но действующий интеллигент - баталовский герой на все времена. Что ценили не только в СССР: «Золотая пальмовая ветвь» за «Летят журавли» и «Оскар» за «Москва слезам не верит» это подтверждают.

Главный фильм секс-символа:

Таких как минимум два: «Летят журавли» (1957) сделал Баталова мировой звездой, «Москва слезам не верит» (1979) доказал, что этот статус - пожизненный.

Основные конкуренты:

Николай РЫБНИКОВ (1930 г. р. «Весна на Заречной улице», 1956, «Девушка без адреса», 1957, «Девчата», 1961).

Леонид ХАРИТОНОВ (1930 г. р. «Солдат Иван Бровкин», 1955, «Иван Бровкин на целине», 1958).

60-е

ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ

Год рождения: 1928

Ровно полвека назад Советский Союз узнал, что у него появился новый кумир - в прокат вышла незамысловатая деревенская мелодрама с примитивным названием «Дело было в Пенькове». Первая же главная роль принесла Вячеславу Тихонову статус «романтического героя», что являлось тогдашним синонимом нынешнего «секс-символа». Талант Тихонова оказался настолько велик, что актеру не понадобилось даже искать свой коронный образ. Тихонов одинаково великолепен в роли сельского механизатора, князя Болконского, школьного учителя, советского разведчика. «Семнадцать мгновений весны» вышли в начале 70-х, когда Тихонов уже был мегазвездой и казалось, что добавить к этой славе уже ничего нельзя…

И, хотя на протяжении 12 серий Штирлиц не бегает, не крадет секретные документы, не взрывает вражеские склады да и стреляет всего лишь однажды, пресловутый Джеймс Бонд смотрится на его фоне просто ребенком. Очевидно, вид думающего Штирлица - лучшее доказательство тезиса, что самое сексуальное место у мужчины - это его мозг.

Главный фильм секс-символа:

«Война и мир» (1965 год), «Семнадцать мгновений весны» (1973 год). Какие могут быть сомнения?!

Основные конкуренты:

Василий ЛАНОВОЙ (1934 г. р. «Алые паруса», 1961, «Офицеры», 1971).

Юрий ЯКОВЛЕВ (1928 г. р. «Идиот», 1958, «Гусарская баллада», 1962).

70-е годы

ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ

Год рождения: 1944

Плотность великолепных мужчин на метр отснятой в 70-х годах кинопленки была так высока, что киоски «Союзпечати» могли делать выручку на одних только открытках с изображениями звезд экрана. Еще в 1968-м ясный взгляд актера Саратовского драмтеатра Янковского в фильме «Служили два товарища» завораживал женщин в кинозалах. Не исчез этот взгляд, и когда актер перебрался в столицу. Наоборот, Марк Захаров нашел в «Обыкновенном чуде» и «Том самом Мюнхгаузене» этому взгляду такое волшебное применение, что до конца жизни Янковский мог вообще ничего больше не играть. А просто смотреть в душу зрителю, прищуриваться - и Клинт Иствуд на другой стороне земного шара терял сознание от зависти. В эпоху засилья официального искусства спрос на душевность был, как никогда, велик, и у Олега Ивановича пальму первенства было не отобрать.

Главный фильм секс-символа:

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979).

Основные конкуренты:

Олег ДАЛЬ (1941 г. р. «Земля Санникова», 1973, «Вариант «Омега», 1975).

Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ (1948 г. р. «Звезда пленительного счастья», 1975).

Вахтанг КИКАБИДЗЕ (1938 г. р. «Мимино», 1977).

Михаил БОЯРСКИЙ (1949 г. р. «Собака на сене», 1977, «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978).

80-е годы

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ

Год рождения: 1953

Советский кинематограф не предусматривал в своей структуре такого амплуа, как «герой-любовник», у него хватало других важных задач. Однако народ видел: у Александра Абдулова что ни роль, то герой и обязательно любовник. «Секс» у Абдулова был настолько крепко привязан к «символу», что даже в производственных комедиях вроде «Самая обаятельная и привлекательная» ему доставалось изображать недосягаемый идеал. А уж там, где он работал «по профилю», шансов устоять у женщин не было вообще. Медведь из «Обыкновенного чуда», Иван из «Чародеев», Ланцелот из «Убить дракона» - последний романтик неромантической эпохи. В 80-е это срабатывало безотказно.

Главный фильм секс-символа:

«Обыкновенное чудо» (1978) вывело Абдулова на большую романтическую орбиту. «Чародеи» (1982) разогнали его корабль до космической скорости.

Основные конкуренты:

Андрей МИРОНОВ (1941 г. р. «Двенадцать стульев», 1977, «Будьте моим мужем», 1981, «Блондинка за углом», 1984).

Николай ЕРЕМЕНКО-мл. (1949 г. р. «Пираты XX века», 1980).

90-е годы

ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ

Год рождения: 1960

С триумфальных «Покровских ворот» прошло десять лет, пока Меньшиков, отодвинув плечом конкурентов, бабахнул крупными зарядами главных ролей больших картин. «Утомленные солнцем», «Кавказский пленник», «Сибирский цирюльник» - к концу 90-х Меньшиков уже не просто один из лучших, он первый среди немногих избранных. Но те, кто мог с ним поспорить за звание секс-символа десятилетия, жили преимущественно прошлыми заслугами, а он и сегодня одинаково великолепно поет, пляшет, играет и источает море обаяния, когда это ему нужно. Если бы не нелюбовь к журналистам и не замкнутость образа жизни, Меньшиков и поныне стоял бы на вершине пьедестала. Но даже то, что актер предпочел приватность популярности, ничуть не унизило его в глазах публики. Спросите у соседки в метро, что она думает про Меньшикова, и у вас развеются последние сомнения.

Главный фильм секс-символа:

«Утомленные солнцем» (1994 год), «Сибирский цирюльник» (1999 год).

Основные конкуренты:

Дмитрий ПЕВЦОВ (1963 г. р. «По прозвищу Зверь», 1991, «Королева Марго», 1997, «Бандитский Петербург», 1999).

Сергей БОДРОВ (1971 г. р. «Кавказский пленник», 1996, «Брат», 1997).2000-е

ВЛАДИМИР МАШКОВ

Год рождения: 1963

«Спроса нет давно на хороших парней! Если нужен успех, веди себя подрянней!» - цитата, в полной мере характеризующая путь Владимира Машкова к успеху и обожанию. Играя от раза к разу то преступников, то просто порочных людей, главный мачо современного российского кино сделал отличную карьеру. Вор, Емельян Пугачев, олигарх Платон Маковский, Парфен Рогожин, налетчик Козырь - вот и говорите после этого, что зло не имеет притягательной силы. Но это еще только была разминка: теперь Машков берется изображать на экране мужей силы, как, например, в «Охоте на Пиранью», а значит, все еще впереди.

Главный фильм секс-символа:

«Охота на пиранью» (2006).

Основные конкуренты:

Константин ХАБЕНСКИЙ (1972 г. р. «Ночной дозор», 2005, «Статский советник», 2005).

Гоша КУЦЕНКО (1967 г. р. «Антикиллер», 2002, «Параграф 78», 2007).

Александр ДОМОГАРОВ (1963 г. р. «Марш Турецкого», 2000, «Бандитский Петербург. Журналист», 2003).

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Актеру нужно попасть в аудиторию

- Женский взгляд на мужчину менее строг, чем мужской на женщину, - считает психолог Екатерина КРАМНИК. - Актрисе, чтобы стать кумиром поколения, требуется соответствовать гораздо большему количеству требований, чем актеру. И тем не менее отнюдь ни внешняя красота, ни талант, ни крупные роли не являются для мужчины определяющим фактором. Ему нужно попасть в «волну» зрительского ожидания.

У разных поколений - разный спрос. Одним нужен герой, другим - любовник, третьим - мечущийся романтик. И, когда экранный образ совпадает с этим «соцзаказом», актер попадает, что называется, в аудиторию. Даже самым выдающимся представителям актерской профессии без этого стать культовым персонажем невозможно.