"ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ! Я ХОЧУ БЫТЬ, КАК СТАНИСЛАВСКИЙ…"
В 15 лет Моргунов работал на Сокольническом вагоноремонтном заводе, вытачивал болванки и в свободное время написал письмо товарищу Сталину: "Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство!" Моргунов напирал, что участвовал в самодеятельности, и хочет быть "как Станиславский и Немирович-Данченко", но директор завода ему мешает. Удивительно, но вскоре из Кремля пришел ответ: руководству завода предлагалось немедленно направить юного болванщика в театр имени Таирова (ныне - Московский театр имени Пушкина). Там он и стал "актером вспомогательного состава", принимая участие в массовках. А позже поступил на актерский факультет ВГИКа.
Курсом руководил режиссер Сергей Герасимов, он же дал Моргунову первую серьезную роль - предателя Стаховича в "Молодой гвардии". Моргунов на время стал объектом ненависти зрителей, уверенных, что, если актер играет подлеца, значит, и сам подлец. Но в конце 50-х благодаря журналисту "Комсомолки" Киму Костенко выяснилось, что комсомолец Виктор Третьякевич, чьи черты угадывались в персонаже романа Александра Фадеева, был не предателем, а, наоборот, - одним из руководителей "Молодой гвардии". Эти факты были подтверждены документально. Тогда Сергей Герасимов просто перемонтировал и переозвучил картину, подогнав сценарий под реальность. А заодно выбросив многие сцены с участием Моргунова, сведя всю роль к минимуму…
Дальше Моргунов мелькал в проходных фильмах, пока не наступил звездный час - роль в комедии Леонида Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс".
СЛИШКОМ БЫВАЛЫЙ
Говорят, что кандидатуру Моргунова на роль Бывалого Гайдаю предложил глава "Мосфильма" Иван Пырьев, он знал его давно. В кино актеры обычно смотрят на режиссера снизу вверх. Моргунов, похоже, пытался смотреть на Гайдая сверху вниз. Он раскритиковал сценарий "Самогонщиков", заявив: "В этом я сниматься не буду!" (потребовалось вмешательство того же Пырьева, чтобы его уговорить).
Ходит легенда, что он однажды явился на съемки подшофе и с поклонницами в обнимку, доведя Гайдая до состояния белого каления. И почти все цитируют фразу Моргунова: "Гайдай, что-то ты совсем мышей не ловишь!", которую актер обронил, просматривая отснятый материал "Кавказской пленницы". Гайдай не мог простить ему этой фразы четверть века. Никулин и Вицин снимались у него еще несколько раз, а о Моргунове он не хотел и слышать.
"ПОХОРОНИТЕ НАС ТРОИХ РЯДОМ!"
"Кавказская пленница" - последняя звездная роль Моргунова. После перестройки он колесил по провинции с выступлениями: надо было зарабатывать. Ко всему прочему, у Моргунова еще и обострились болезни.
Он с юности страдал от диабета. Рассказывали, что во время войны он, как и многие подростки, голодал, и, когда мать раздобыла сливочного масла, сразу съел всю пачку; якобы с этого момента и начались беды со здоровьем. Режим питания, предписанный при диабете, он нарушал, вовремя ввести себе инсулин забывал. Начали страдать ноги: врачи настаивали на ампутации, но Моргунов от нее отказывался.
Болезнь сильно повлияла и на характер. Вдова, Наталья Николаевна, вспоминала: "Последние три года мне даже казалось, что я живу с другим человеком, настолько сильно он изменился - стал более грубым, озлобленным. Иногда и журналистам говорил то, чего не следовало. Причем намеренно, и только я знала: на самом деле муж так не думает".
Ударом для актера стала смерть младшего сына, 26-летнего Николая, разбившегося в автокатастрофе. Евгений Моргунов после этого впал в депрессию. Он умер ровно через год после сына, 25 июня 1999 года, и похоронен рядом с ним на Кунцевском кладбище.
Хотя еще до трагедии у него возникла другая концепция. Рассказывают, что в 1997-м, на прощании с Юрием Никулиным (из гайдаевской тройки он умер первым), Моргунов подошел к Юрию Лужкову и спросил: "Юрий Михайлович, а нас с Вициным вы где хоронить будете?" "Что?!" - опешил мэр. "А давайте рядом. Представляете, люди приходят на кладбище, грустно, все мрачные, и вдруг - бац! - видят надгробия: Никулин, Вицин, Моргунов. И сразу у всех теплеет на душе!"
ХОЧЕШЬ ЖИТЬ - УМЕЙ...
Как бесплатно поесть в ресторане и проехаться на такси
Актер был мастером розыгрышей, причем с пользой для себя.
Он часто ел в ресторанах бесплатно, изображая сотрудника КГБ. Заходил и говорил администратору, указывая на какую-нибудь компанию: "Посадишь меня, чтобы я их видел, а они меня - нет!" Администратор выполнял все его требования, да еще и приносил еду. Моргунов закрывался газетой с заблаговременно проделанной в ней дырочкой, делал вид, что наблюдает за компанией, ел и пил, а потом уходил, сказав официантам: "Спасибо за помощь Родине!"
Садясь в такси, показывал водителю какое-то удостоверение красного цвета и приказывал: "Вон за той машиной!" Когда доезжали до нужного дома, Моргунов выходил со словами: "Все в порядке, дальше их будет вести мой напарник".