28 апреля на сцене киевского концерт-холла Bel’etage запланирован показ спектакля по одноименной пьесе канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля - "Холокост Кабаре. Суд над Джоном Демьянюком". Над этим проектом много месяцев трудились создатели киевского театра "Мизантроп": режиссер Илья Мощицкий и композитор Дмитрий Саратский в содружестве с коллегами из Украины, России, Канады и Израиля.
До своей реализации в Украине пьеса уже была поставлена в Германии, Канаде и Америке, реакция на нее была самой полярной: кто-то из зрителей возмущался самой темой, а кто-то благодарил за предельную откровенность и поднятые вопросы. Одним словом, скандальный шлейф сопровождал эту пьесу повсеместно.
Но вот чего не приходилось ожидать, так это реакции киевского раввина Моше-Реувен Асмана. За несколько дней до премьеры он выразил возмущение вывеской спектакля "Холокост Кабаре", установленной над входом в концерт-холл, который находится буквально в двух шагах от киевской синагоги!
"Вот эту жуть, не нахожу слова, как это назвать, повесили в центре Киева вчера, в день памяти жертв Холокоста, в городе, где находится Бабий Яр, напротив центральной синагоги! - написал раввин в Facebook. - И продаются билеты на пятничное представление. Кому нужна эта провокация, я не знаю, но заявляю, что мы, еврейская община, сделаем все, чтобы убрать эту провокацию немедленно!"
И убрали. Уже через час обидная вывеска с названием спектакля исчезла.
А композитор и соорганизатор постановки Дмитрий Саратский обратился к еврейской общине и зрителю с официальным ответом:
"Мы приносим свои глубочайшие извинения всем, кого оскорбило название спектакля и размещение вывески напротив синагоги в городе Киеве. Мы официально заявляем, что спектакль не является провокацией и намеренным способом разжигания каких-либо конфликтов. Название пьесы выбрано автором, канадским драматургом еврейского происхождения Джонатаном Гарфинкелем. Большинство создателей спектакля являются евреями по происхождению, а несколько человек в труппе - гражданами Израиля… Нам очень бы хотелось, чтобы судили не по названию и вывеске, а по самому спектаклю и тем важным вопросам, которые он поднимает".
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
|
"Если бы на клубе написали "Кабаре Голодомор", его бы сожгли"
"КП" в Украине" дозвонилась помощнику главного раввина Украины Давиду Мильману.
- Мы специально ничего не высматривали. Если бы этот спектакль представляли в любом другом помещении, мы бы о его существовании даже не узнали, мы не ходим по ночным клубам, - говорит Мильман. - Но ведь эта вывеска возле самой синагоги! Это откровенное глумление.
У каждой нации есть болевые точки. Если бы там было написано "Кабаре Голодомор", тогда бы клуб этот сожгли.
Я благодарен властям, что они оперативно отреагировали, и администрации клуба, которая эту вывеску сняла.
- Вы считаете, что нужно настаивать на закрытии спектакля или все-таки прийти на спектакль и разобраться в происходящем?
- Когда вышел спектакль "Жиды города Питера", никто слова не сказал. Но "Холокост Кабаре" в ночном клубе, это уж слишком.
Я не театрал и не могу судить о спектакле. Возможно, это шедевр, я не осуждаю авторов произведения. Но вывеска в ночном клубе рядом с синагогой очень диссонировала. А когда вывески не стало - жизнь наладилась.
МНЕНИЯ
"Это совершенно другая плоскость ценностей"
Владимир Макаровский, политический аналитик, театрал, редактор страницы "Киев театральный" в Фейсбуке:
- Предельно ясно, что для кого-то любая, даже самая болезненная, тема - всего лишь повод для того, чтобы заставить общество заговорить о себе. На чувства людей плевать.
Главное - хорошо заработать и создать пиар-акцию. Обе цели достигнуты, можно поздравить.
Ждем новых постановок. Например, о тяжелых душевных страданиях тех, кто бросал живых грудничков на горы окровавленных тел в Бабьем Яру. Отлично заработаете, да и напомните о себе. Только, пожалуйста, не называйте это Театром. Это совершенно другая плоскость понимания и ценностей, не человеческих, а каких-то других...
"Любое художественное осмысление Холокоста - ценный опыт"
Полина Толмачева, писатель, маркетолог, PR-директор кинокомпании FILM.UA:
- Холокост становится темой художественных, да что греха таить, и документальных произведений здесь, у нас, очень редко. Слишком болезненная, слишком неоднозначная для нас история. Слишком много лжи и боли вокруг нее. Слишком близко, слишком лично, слишком неясно, кто ты - жертва, палач, наблюдатель... Роли все еще не розданы. И любое художественное осмысление Холокоста - ценный опыт и важная работа.