Загрузить еще

В Крыму русские солдаты захватили в плен чеченского боевика

В Крыму русские солдаты захватили в плен чеченского боевика

На полуострове снимают фильм «Кавказский пленный»

С весны в Крыму идут «боевые действия». Солдаты ловят чеченских боевиков, пытающихся укрыться в лесу. Начальник воинской части, который чувствует себя настоящим царьком, распивает чай и торгуется со знакомым кавказцем: ты мне продукты, я тебе - «калашниковы» и патроны к ним. А сержант-контрактник Рубахин и рядовой Вовка по прозвищу Стрелок пробираются через речки и заросли, конвоируя темноволосого юношу.

Снимают новое кино. Наверное, неправильно будет сказать, что будущий фильм режиссера Алексея Учителя «Кавказский пленный» только о войне. Скорее он о людях, с которых война снимает все наносное, заставляя чувствовать и думать по-настоящему.

В «кавказских» горах

«Чечня» временно разместилась в окрестностях села Тыловое, что под Севастополем. Здесь когда-то была не то воинская часть, не то погибшее в неравной борьбе с капитализмом предприятие. Остались только полуразвалившиеся здания с темными провалами вместо окон, а также заросшие ежевикой и крапивой фундаменты. За ними - невысокие холмы и полоска леса. Как раз туда и маршируют строем солдаты.

Под караульной вышкой загорают «боевики», дожидаясь очереди к гримеру. Из его кресла они встают окровавленные, с разбитыми губами, синяками и перемазанные грязью.

- Видите, как над нами поиздевались, - весело подмигивает один из них. - Тут у парня будет такая рана на голове, как будто трубой ударили, просто смотреть страшно!

Чудеса творятся прямо на глазах. Только что был черноусый дядя Вася, типичный украинец, а теперь оглаживает длинную черную бороду кавказец. Достоверности ради ему и его товарищам по съемкам пришлось даже выучить несколько чеченских фраз, поскольку в эпизодах от них требуется переговариваться на «родном» языке.

- А ну, расскажи, как с русскими воевал! - поддевают артиста коллеги.

- Нэ трогай, да? - отзывается он. - Я мудрый старейшина, вас жизни учу!

Ялтинец Эдем Шамой, тоже перевоплотившийся в боевика, вообще пострадал ради искусства. Для съемок нужен был типаж с бородой, и он ее отрастил. После этого стало невозможно ходить по родному городу: каждый наряд милиции требует документы!

- Саид, а помнишь, как мы в карьер съездили? - поворачивается он к товарищу. - Были уже в костюмах, загримированные. Страшные такие, заросшие, с автоматами в руках. Шагаем через дорогу к съемочной площадке, а тут машины проезжают - видать, туристы. Бедолаги даже притормозили. Уставились на нас - и газу! А потом позвонили в милицию: мол, по дороге движется отряд боевиков. Буквально через двадцать минут нас приехала брать группа захвата: одиннадцать человек с оружием потихоньку начали нас окружать. Хорошо, что успели до площадки добежать и там автоматы свои киношные побросать. Пальнули бы - и доказывай потом, что ты ненастоящий боевик!

Решили обойтись без звезд

- Только творцов - режиссера и оператора - не трогайте! - сразу предупредили нас на съемочной площадке. - Когда они заняты, то в процесс уходят целиком, мы сами стараемся на цыпочках ходить.

Алексей Учитель как раз пытался довести до идеала эпизод, который в фильме займет несколько секунд: военные уводят своего пленника. Парень с опущенной головой медленно двигался между двумя своими конвоирами.

- Толкните его! Сильнее! - командует режиссер. - Ираклий, а ты почему не хромаешь? У тебя же нога болит!

- Алексей, как вы выбирали актеров на главные роли, почему среди них нет «звездных» лиц? - спросили мы у режиссера.

- Я много раз говорил, что стараюсь искать героев, которые по характеру соответствуют персонажам, тогда они действительно «живут» на съемочной площадке.

- А кто этот паренек, «кавказский пленный»?

- Чеченского юношу играет Ираклий Мсхалаиа, ему только 17 лет. Талантливый, внимательный, очень необычный мальчик. Это наша находка, новое лицо, поэтому я возражаю против того, чтобы его фото появлялось в прессе.

- А вас снять можно?

- Да пожалуйста!

- Что можно назвать стержнем фильма: появление пленного, вокруг которого завязываются какие-то события, или войну, которая меняет героев?

- Если сказать коротко, то самих людей.

О ЧЕМ ФИЛЬМ

В основу сценария лег рассказ писателя Владимира Маканина «Кавказский пленный». Сюжет его таков. Сержант Рубахин захватывает пленного, чтобы обменять его на русского солдата. Кавказец оказывается молоденьким юношей лет шестнадцати. Во время совместного путешествия мировоззрение закаленного войной солдата внезапно переворачивается. Он уже не в состоянии видеть в пленном только врага. Перед ним мальчик, который хочет жить. А сержант понимает, что ему нравится о ком-то заботиться: кормить, делиться одеждой, иногда подбадривать грубоватым словцом.

Рассказ заканчивается трагически: Рубахин убивает пленного.

Какой станет развязка в фильме - пока тайна. Романтическая линия в картине тоже имеется, только… героини-женщины тут ни при чем.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Алексей Учитель родился в 1951 году. После окончания ВГИКа работал режиссером на Ленинградской киностудии документальных фильмов, снял несколько десятков короткометражек, удостоенных призов на престижных кинофестивалях. Первый игровой фильм - «Мания Жизели» о судьбе русской балерины. Вышедший в 2000 году «Дневник его жены», где рассказывается о жизни Ивана Бунина, критики сразу же назвали событием года. Картина «Космос как предчувствие» в 2005 году получила Гран-при Московского кинофестиваля.